Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Расходы федерального бюджета РФ на национальную экономику



Анализ использования средств федерального бюджета на поддержку национальной экономики Российской Федерации

Анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики

Федеральный бюджет последних лет характеризуется как бюджет стратегического развития и инвестиционной поддержки важнейших отраслей экономики России. Он нацелен на развитие производственного сектора, внедрение в экономику новейших высоких технологий.

Экономический рост является ключевой политэкономической целью государства и важнейшим фактором успеха страны в среднесрочном и долгосрочном периодах. Для России, потерявшей за время экономического кризиса почти половину своего экономического потенциала - это одна из самых актуальных проблем.

Национальная экономика нуждается в постоянном финансировании, и ей уделяется огромное внимание.

Представим динамику расходов на национальную экономику за 2010-2013 (план) гг. на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета на национальную экономику за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб. [9, 10, 11, 12]

По данным рисунка 1 видно, что расходы федерального бюджета на национальную экономику с каждым годом увеличивались и лишь в 2013 году планируется их уменьшение. Из рисунка можно наглядно увидеть, что наименьшее расходование средств приходится на 2010 год и равно сумме 1222,7 млрд. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом национальная экономика оказалась в большом плюсе - расходы по ней увеличились на 46,4% (в реальном выражении - на 567,5 млрд. руб.) и составили 1790,2 млрд. руб., что объясняется значительным увеличением расходов на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства и рыболовства, дорожного и лесного хозяйства и на другие вопросы в области национальной экономики. В 2012 году расходы увеличились на 9,9% (в реальном выражении - на 177,9 млрд. руб.) и составили 1968,1 млрд. руб. Что касается планового периода, то видно, что расходы будут составлять 1664,1 млрд. руб., что снизит расходы по сравнению с 2012 годом на 15,4% (в реальном выражении - на 304,0 млрд. руб.). Это не говорит о том, что развитие национальной экономики прекратилось. Тем не менее, расходы федерального бюджета на национальную экономику стоят недалеко от первостепенного места в общей структуре расходов. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2013 году обусловлено в основном сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.



Долю расходов на национальную экономику в структуре расходов федерального бюджета за 2010-2013(план) гг. представим в таблице 1.

По данным таблицы 1 видно, что расходы на национальную экономику занимают незначительный вес в структуре расходов федерального бюджета за ряд лет. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на национальную экономику составил 12,1%.

Таблица 1

Расходы федерального бюджета РФ на национальную экономику

за 2010-2013 (план) гг. [9, 10, 11, 12]

Наименование 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. (план)
Расходы бюджета, всего, млрд.руб. 10115,6 10935,2 12876,9 11493,9
Расходы на национальную экономику, млрд.руб. 1222,7 1790,2 1968,1 1664,1
Уд. вес расходов на национальную экономику в общей сумме расходов, %. 12,1 16,4 15,4 14,5

 

В 2011 году расходы на национальную экономику возросли на 4,3%, что в сумме составило 16,4% от общей суммы расходов.

В 2012 году происходит незначительное снижение расходов на национальную экономику на 1,0% и составляет 15,4% от общей суммы расходов. В 2013 году планируется, что расходы сократятся по сравнению с 2012 годом и будут составлять 14,5%, что меньше прошлого года всего на 0,9%. Данная таблица еще раз демонстрирует значение национальной экономики в общей структуре расходов федерального бюджета РФ.

В общей структуре расходов федерального бюджета РФ в среднем за анализируемый период расходы на поддержку национальной экономики составили 14,6%.

Данные для анализа состава и структуры расходов Федерального бюджета на развитие национальной экономики РФ за ряд лет приведены в таблице 2.



Таблица 2 наглядно демонстрирует, что в общей структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику первостепенное значение имеют такие статьи расходов, как дорожное хозяйство, транспорт и другие вопросы в области национальной экономики.

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета РФ на национальную экономику за 2010-2013 (план) гг. [9, 10, 11, 12]

Наименование 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. (план)
млрд. руб. % млрд.руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Общеэкономические вопросы 17,6 1,4 91,6 5,1 18,4 0,9 23,4 1,4
ТЭК 18,1 1,5 41,0 2,3 107,8 5,5 22,1 1,3
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 22,5 1,8 22,2 1,2 29,7 1,5 34,7 2,1
Сельское хозяйство и рыболовство 35,3 2,9 141,5 7,9 148,8 7,5 151,1 9,1
Водные ресурсы 10,4 0,9 15,2 0,8 22,0 1,1 25,2 1,5
Лесное хозяйство 4,2 0,4 34,6 1,9 29,7 1,5 29,3 1,7
Транспорт 303,1 24,8 291,0 16,3 339,5 17,3 222,8 13,4
Дорожное хозяйство 281,1 23,0 349,5 19,5 442,4 22,5 464,1 27,9
Связь и информатика 39,3 3,2 42,6 2,4 41,3 2,1 45,2 2,8
Исследование и использование космического пространства 23,7 1,9 22,8 1,3 32,9 1,7 32,9 2,0
Прикладные научные исследования 119,9 9,8 178,7 10,0 229,1 11,6 219,3 13,1
Другие вопросы в области национальной экономики 347,5 28,4 559,5 31,3 526,5 26,8 394,0 23,7
Всего: 1222,7 1790,2 1968,1 1664,1

 

Расходы на дорожное хозяйство в 2010 году составили 281,1 млрд. руб. В 2011 году сумма расходов по данной статье увеличилась на 68,4 млрд. руб. и составила 349,5 млрд. руб. В 2012 году расходы на дорожное хозяйство составили 442,4 млрд. руб. увеличившись при этом на 92,9 млрд. руб. Планируется, что расходы по ним в 2013 году составят 464,1 млрд. руб., что превысит расходы по сравнению с прошлым годом на 21,7 млрд. руб. Расходы на дорожное хозяйство с каждым годом увеличиваются и это связано с увеличением количества ФЦП, которые необходимо реализовать за счет средств федерального бюджета.

Расходы на транспорт в 2010 году составили 303,1 млрд. руб. В 2011 году произошло увеличение расходов по данной статье на 12,1 млрд. руб. и их сумма составила 291,0 млрд. руб. Увеличение связано с тем, что начала финансироваться федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Также продолжалось финансирование ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)» В 2012 году происходит увеличение суммы расходов на 48,5 млрд. руб. и в итоге их сумма составляет 339,5 млрд. руб. Планируется, что в 2013 году расходы на транспорт сократятся на 116,7 млрд. руб. и составят 222,8 млрд. руб. Сокращение бюджетных ассигнований в сфере транспорта в 2013 году в сравнении с 2012 годом обусловлено завершением государственной поддержки субсидирования железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» новых автомобилей, сокращением субсидий АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр».

На другие вопросы в области национальной экономики в 2010 году было направлено 347,5 млрд. руб. В 2011 году расходы по данной статье увеличились на 212,0 млрд. руб. и составили 559,5 млрд. руб. Увеличение расходов обусловлено финансовым обеспечение мероприятий, предусмотренных соглашениями с международными финансовыми организациями, строительством объектов за пределами территории Российской Федерации. В 2012 году расходы на другие вопросы в области национальной экономики уменьшились на 33,0 млрд. руб. и составили 526,5 млрд. руб. В 2013 году планируется, что расходы по данной статье сократятся по сравнению с прошлым годом на 132,5 млрд. руб. и составят 394,0 млрд. руб.

Расходы на прикладные научные исследования в 2010 году составили 119,9 млрд. руб. В 2011 году данные расходы увеличились на 58,8 млрд. руб. и составили 178,7 млрд. руб. В 2012 году также происходит увеличение расходов по данной статье и их сумма составляет 229,1 млрд. руб., что выше по сравнению с 2011 годом на 50,4 млрд. руб. Увеличение связано с началом реализации проекта Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР, а также финансирования программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года. Планируется, что в 2013 году расходы на прикладные научные исследования сократятся на 9,8 млрд. руб. и составят 219,3 млрд. руб.

На связь и информатику в 2010 году было направлено 39,3 млрд. руб. В 2011 году расходы по данной статье увеличились на 3,3 млрд. руб. и составили 42,6 млрд. руб. В 2012 году расходы на связь и информатику уменьшились на 1,3 млрд. руб. и составили 41,3 млрд. руб. В 2013 году планируется, что расходы по данной статье увеличатся по сравнению с прошлым годом на 3,9 млрд. руб. и составят 45,2 млрд. руб. Увеличение расходов по данному подразделу связано с продолжением реализации механизма универсального обслуживания, направленного на обеспечение равного доступа к услугам связи граждан, проживающих во всех населенных пунктах на территории Российской Федерации, за счет отчислений операторов сети связи общего пользования, поступающих в доход федерального бюджета.

В последние годы активизировалась государственная поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии федеральных целевых программ и национальных проектов по российским сельским территориям. Если в 2010 году на развитие сельского хозяйства и рыболовства было потрачено 35,3 млрд. руб., то в 2011 году расходы по ним значительно увеличились на 106,2 млрд. руб. и составили 141,5 млрд. руб. Увеличение связано с финансированием ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года».

В 2012 году расходы на сельское хозяйство также увеличились на 7,3 млрд. руб., и составили 148,8 млрд. руб. Планируется, что в 2013 году расходы на развитие сельского хозяйства составят 151,1 млрд. руб., что превысит расходы по сравнению с 2012 годом на 2,3 млрд. руб. Одним из приоритетных направлений финансированных за счет средств федерального бюджета является поддержка и развитие сельского хозяйства, сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей.

Государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Очередной период реализации разрабатываемой Госпрограммы определен с 2013 по 2020 годы.

На остальные статьи структуры расходов федерального бюджета на национальную экономику выделяются незначительные суммы, которые в среднем за анализируемый период составили 11,4 %.

Представим структуру расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики за 2010-2013(план) год на рисунке 2.

Данный рисунок, нам еще раз наглядно показал, что наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет занимают расходы на другие вопросы в области национальной экономики, их удельный вес в среднем за анализируемый период составил 27,6%. Дорожное хозяйство занимает вторую позицию в структуре расходов на национальную экономику и его удельный вес в среднем составляет 23,2%.

2010 год 2011 год

2012 год 2013 год (план)

Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики за 2010-2013 (план) гг., % [9, 10, 11, 12]

Далее видно, что третью позицию занимают расходы на транспорт, их удельный вес в среднем составляет 18,0%. Прикладные научные исследования в среднем за ряд лет составили 11,1%, сельское хозяйство и рыболовство - 6,9%. Остальные расходы занимают незначительный удельный вес в структуре расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики.

Таким образом, проведенный анализ показал, что за ряд лет расходы федерального бюджета на национальную экономику с каждым годом увеличивались и лишь в 2013 году планируется их уменьшение. В 2010 году расходы на национальную экономику составили 12,1%, в 2011 году - 16,4%, в 2012 году - 15,4%, в плановом 2013 году - 14,5% в структуре расходов федерального бюджета. Также важно отметить, что в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет наибольший удельный вес занимают расходы на другие вопросы в области национальной экономики, в среднем доля данных расходов в структуре за анализируемый период составляет 27,6%. Также одним из весомых затрат в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику являются расходы на дорожное хозяйство и транспорт, их доля в среднем составляет 23,2% и 18,0% соответственно.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!