Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Типичные ошибки, возникающие в споре



В процессе ведения спора могут обнаруживаться положительные и отрицательные тенденции. Первые облегчают его ход, вторые заводят в "тупик".

Рассмотрим типичные ошибки руководителя в разрешении конфликта и пути их решения.

г===========================T============================
¦ Ошибки ¦ Пути решения ¦
¦===========================+============================¦
¦ ¦ ¦
¦ Обобщенность ¦ Конкретность ¦
¦ ------------ ¦ ------------ ¦
¦ - вспоминаются другие ¦ - необходимо признать, ¦
¦ спорные события, факты, ¦ что спор имеет причину; ¦
¦ которые не имеют с ¦ ¦
¦ данной темой ничего ¦ ¦
¦ общего или же произошли ¦ ¦
¦ давно; ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ - поведение "обвиняемого" ¦ - "атака или защита" ¦
¦ называется "типичным", ¦ направлены на выяснение ¦
¦ например: ¦ только этого спорного ¦
¦ "все мужчины... все ¦ вопроса, и только ¦
¦ женщины" и т.д.; ¦ "сейчас и здесь"; ¦
¦ ¦ ¦
¦ Отгороженность ¦ Включенность ¦
¦ -------------- ¦ ------------ ¦
¦ - одна сторона не ¦ - оба включаются в спор, ¦
¦ включается в спор, ¦ признавая, что он будет ¦
¦ избегая его; ¦ полезен; ¦
¦ - кто-то обижается и ¦ ¦
¦ заканчивает спор ¦ ¦
¦ преждевременно; ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ Непродуктивное общение ¦ Продуктивное общение ¦
¦ ---------------------- ¦ -------------------- ¦
¦ - постоянное повторение ¦ - четкое, ясное, открытое ¦
¦ одного и тогоже, ¦ общение; ¦
¦ нежелание посмотреть на ¦ ¦
¦ спорный вопрос глазами ¦ ¦
¦ другого; ¦ ¦
¦ - "глухота" к ¦ - каждый говорит только ¦
¦ высказываниям другого; ¦ сам за себя; ¦
¦ - намеки, неясности в ¦ - все говорится, как ¦
¦ объяснении, двусмыс- ¦ думается; каждый слушает ¦
¦ ленные высказывания; ¦ не только себя, но и ¦
¦ ¦ другого; ¦
¦ ¦ ¦
¦ Нечестный спор ¦ Честный спор ¦
¦ -------------- ¦ ------------ ¦
¦ - доказательства, факты ¦ - исключение "ударов ниже ¦
¦ не относятся к делу и ¦ пояса" при отсутствии ¦
¦ направлены в слабое, ¦ веских доказательств ¦
¦ чувствительное место ¦ своей правоты; ¦
¦ соперника. ¦ - учитывая, сколько ¦¦ ¦ соперник способен ¦
¦ ¦ спорить, не тспытывается ¦
¦ ¦ его выносливость. ¦
¦ ¦ ¦
L===========================¦============================-

 

 

Результаты спора могут разрешить ситуацию или завести в тупик. Но в том и в другом случае соперники должны на заключительной фазе подвести итог для себя и дгуг друга.

Различаются четыре заключительные фазы. Они имеют положительное и отрицательное значение для участников.



г===========================T============================
¦ Отрицательное значение ¦ Положительное значение ¦
¦===========================+============================¦
¦ ¦ ¦
¦ Отрицательная информация ¦ Положительная информация ¦
¦ ------------------------ ¦ ------------------------ ¦
¦ - я ничего не узнал из ¦ - я узнал что-то новое ¦
¦ того, чего раньше не ¦ по спорному вопросу и ¦
¦ знал; ¦ о собеседнике; ¦
¦ - я ничену не научился; ¦ - я научился чему-то новому¦
¦ ¦ ¦
¦ Отрицательное ¦ Положительное ¦
¦ эмоциональное состояние ¦ эмоциональное состояние ¦
¦ ----------------------- ¦ ----------------------- ¦
¦ - напряжение осталось или ¦ - в результате спора ¦
¦ же усилилось; ¦ пришло расслабление; ¦
¦ - наступило чувство ¦ - "обида" ушла и наступило ¦
¦ разочарования: "зачем ¦ облегчение; ¦
¦ это нужно?" ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ Обособление ¦ Сближение ¦
¦ ----------- ¦ --------- ¦
¦ - сопреники еще больше ¦ - спор помог понять друг ¦
¦ отдалились друг от ¦ друга; ¦
¦ друга, отчуждение стало ¦ ¦
¦ еще сильнее; ¦ ¦
¦ - возникло чувство еще ¦ - соперники почувствовали ¦
¦ большего непонимания ¦ собеседниками и даже ¦
¦ спорного вопроса и, ¦ союзниками в этом ¦
¦ главное, друг друга; ¦ спорном вопросе; ¦
¦ ¦ ¦
¦ Неразрешенность ¦ Исправление ¦
¦ --------------- ¦ ----------- ¦
¦ - ничего не решилось, все ¦ - проблема, разделявшая ¦
¦ осталось по -прежнему; ¦ соперников решилась в ¦
¦ ¦ пользу обоих; ¦
¦ - никто не хочет ¦ - появился опыт для ¦
¦ исправляться; ¦ будущего; ¦
¦ - никто не хочет прощать. ¦ - обязательное извинение и ¦
¦ ¦ прощение обоих сторон. ¦
¦ ¦ ¦
L===========================¦============================-



Уже сам факт знания, что такое конкретность спора, включенность в него, коммуникация, честная борьба придает спору разумность, ироничность по отношению к себе, без чего межличностное общение, деловые и личные отношения затрудняются. Результат спора дает возможность оценить информационную пользу общения, эмоциональное состояние, единство - разность позиций и отношений.

Предупреждение конфликтов.

Тот, кто первым скомандует себе: "Стоп! Никакой грубости и бестактности !", тот предотвращает ссору. Это называется "взять себя в руки". Мастеру часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией.

Разобраться в причинах и источниках конфликта любому человеку может помочь совет старшего, более опытного товарища, вышестоящего руководителя. Но главное, не спешить объективировать конфликт, предать его гласности или публичной оценке. Этим можно только обидеть человека.

Лучше видеть добрые намерения в каждой из конфликтующих сторон. Если же видеть их только с одной стороны, то другая будет обречена на роль ябедника.

Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. В такой ситуации психологи советуют прежде всего избавиться от внутреннего беспокойства или волнения. Растревоженное чувство плохой советчик разуму. Для того, чтобы хорошо овладеть собой в конфликтной ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, глубоко вздохнуть, встать, пройтись, либо перевести разговор на другую тему, либо перенести его на другое время.

С целью овладения собственной речью, эмоциями и поведением в конфликтной ситуации руководителю производства могут быть полезны приемы аутогенной тренировки, сознательной концентрации волевого усилия на мысли о необходимости быть спокойным, быть выдержанным, быть доброжелательным. Для начала следует нащупать у себя пульс, подсчитать его удары, сконцентрировать волю, произнося про себя нужные слова-команды.

Если периодически применять этот прием, можно избавиться от лишнего напряжения в конфликтных ситуациях.

Чтобы легче найти индивидуальный подход в разрешении конфликта, полезно определить возможный тип взаимной реакции конфликтующих, Здесь полезно вспомнить о темпераментах. Холерик отличается повышенной возбудимостью, меланхолик - наоборот. Но зато последний дольше помнит и переживает обиду.

Флегматик труднодоступен для убеждения, сангвиник легко успокаивается, но ему также бывает трудно сдерживать свои чувства.

Одним из эффективных средств предупреждения конфликта является их запрещение на работе. Руководитель как властное лицо в коллективе просто может приказать: "Не ссориться!" Но не всегда такой приказ целесообразен и выполним. Иногда предотвратить межличностный конфликт не удается. В этом случае можно ослабить его силу разными приемами. Один из них - перевести участников на другие места, загрузить работой так, чтобы им некогда было конфликтовать и др.

Лучшие способы разрешения производственно-организационных конфликтов - постоянная забота руководителя о совершенствовании условий труда, своевременная информированность рабочих о производственной ситуации.

Заключение

В завершение выше перечисленного можно добавить, что умелое поведение и, как следствие, разрешение конфликта может быть получено при учете менеджером личностных качеств каждого члена коллектива, его темперамента, характера, интересов. Но зато в конечном итоге можно иметь коллектив друзей, сплоченных общей идеей, где ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств индивида.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!