Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Вопрос № 2 Личные неимущественные права авторов



Авторы, заключая договор, в первую очередь обращают внимание на объём имущественных прав: исключительные они или неисключительные; на какой срок или тираж передаются; каково вознаграждение и механизм его выплаты и т.д. Это понятно, так как материальная, экономическая часть договора – его основа. В сущности, для того и создаются многие произведения, чтобы приносить прибыль – как финансовую, так и моральную.

Но, как показывает практика, личные неимущественные права автора, хотя и называются неимущественными, вряд ли однозначно могут быть выведены за пределы экономической сферы, так как за их нарушение полагается по закону реальная компенсация от 10 000 до 5 000 000 рублей.

В соответствии с ч. 4 ГК РФ автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

- право признаваться автором произведения (право авторства);

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Иногда путают право авторства и право на имя. Право авторства предполагает, что данное физическое лицо, и только оно является автором данного произведения. Право на имя значит, что только автор волен выбирать, как будет обозначено его имя на переплёте издания, в выходных данных, в титрах и т.д. – полностью (фамилия, имя, отчество), в сокращённом варианте (имя, фамилия), с инициалами. По желанию автора может быть использован его псевдоним, который издатель не имеет права раскрывать без согласия автора. Произведение может быть по желанию автора издано без указания имени. В любом случае эти условия должны быть зафиксированы в договоре.

Если автор при жизни не раскрыл свой псевдоним, под которым было опубликовано произведение, то наследники не вправе после смерти автора публиковать произведение не под этим псевдонимом.

Некоторые пользователи считают, что правоотношения презюмируются договором, забывая о том, что если положения договора противоречат закону, то такой договор объявляется ничтожным (недействительным) с момента его подписания. Это имеет непосредственное отношение к праву автора на имя, которое от автора неотторжимо. Следовательно, нельзя требовать, чтобы автор, передавая права на использование произведения, передал и право на использование имени вне произведения.



В некоторых произведениях (например, рекламных) невозможно указать имена всех авторов и исполнителей. Чтобы не нарушать закон, правопользователь должен предусмотреть эту особенность в договоре и заручиться разрешением авторов на использование их произведений без указания имени, то есть анонимно.

К неимущественным правам относится также право на обнародование. Правомерно обнародованным (т.е. сделанным доступным для всеобщего сведения) произведение считается только тогда, когда это совершено с разрешения автора. Любое иное использование произведения считается «пиратским». В данном случае мы имеем дело с нарушением прав как неимущественных (на обнародование), так и имущественных (на воспроизведение и распространение).

Право на отзыв позволяет автору отказаться от зафиксированного в договоре разрешения воспроизводить и распространять произведение. Но надо помнить о том, что правообладатель уже понёс определённые расходы и потому автор должен их возместить. А если произведение было уже опубликовано, то автор обязан публично оповестить общественность о своём решении и возместить убытки, понесённые не только самим правообладателем, но и третьими лицами.

Основанием для конфликтов и судебных исков столь же часто, как нарушение права на имя, служит и любое искажение произведения. Автору дано право на защиту произведения от любого посягательства: это может быть сокращение, переделка, дополнение, снабжение некорректными сносками, комментариями, вступительными статьями и т.д. Особенно часто нарушаются права на целостность произведений фотографов и художников.



Наконец, закон констатирует, что «личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения». Иными словами, по договору они не передаются.

Личные неимущественные права действуют бессрочно. Поэтому даже если иссякнет срок действия авторского права (70 лет после смерти автора), это значит, что произведение перешло в общенародное достояние, но не значит, что его можно искажать.

Задача 1

Организация намерена передать право на использование средства индивидуализации – товарного знака. Достаточно ли для этого дать согласие в простой письменной форме?

Решение: Для того, чтобы на законных основаниях передать право на использование средства индивидуализации – товарного знака необходимо в соответствии со статьей 1489 ГК РФ заключить лицензионный договор.

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.

В соответствии со статьей 1490 ГК РФлицензионный договор должен быть заключены в письменной форме и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Вследствие чего, организация намеренная передать право на использование средства индивидуализации – товарного знака не достаточно просто дать согласие в простой письменной форме. Необходимо заключить лицензионный договор и зарегистрировать его в органах государственной регистрации прав по интеллектуальной собственности.

 

Задача 2

Вправе ли создатель видеоролика выложить свое произведение в сети Интернет, если в данном ролике были использованы фрагменты чужих музыкальных произведений с указанием их авторов?

Решение: Не имеет значения, используется объект авторского права целиком или фрагмент (часть, отрывок). Закон запрещает использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема использования. Строго говоря, использование даже одной-двух секунд из чужого музыкального произведения, если возможно установить (доказать), что используемый отрывок действительно из соответствующего музыкального произведения и он является авторским (творческим, т.е. подлежит охране авторским правом), является нарушением авторского права.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ// Российская газета - 22.12.2006.- № 289.

 

II. Специальная литература

1. Актуальные вопросы российского частного права: Сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения профессора В.А. Дозорцева / сост. Е.А. Павлова, О.Ю. Шилохвост - Статут, 2008.

2. Свечникова, И.В. Авторское право: Учебное пособие / И.В. Свечникова – М.: Дашков и К, 2009.

3. Невская, М.А. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие / М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова – М.: Дашков и К, 2008.

 


[1] Российская газета. 22.12.2006. №289.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!