Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие социальной коммуникации. Объект, предмет, субъект коммуникации



Коммуникация – термин, образованный от communication (сообщение, передача) и communicare (делать общим, беседовать, связывать).

Без коммуникации невозможно конструирование социальной общности, то есть любых объединений, где есть взаимодействие людей.

Современная трактовка понятия очень широка:

а) путь сообщения (водный, воздушный);

б) форма связи (телеграф, радио, телефон);

в) общение на основе взаимопонимания;

г) процесс сообщения информации с помощью технологических средств (печать, телевидение и т.д.).

Коммуникация – передача информации от одной системы к другой, посредством специальных материальных носителей и сигналов.

В обществе коммуникация осуществляется между индивидуумами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем. Форма общения представлена ценностными знаковыми образованиями (системами), т.е. сообщениями. В сообщениях отображаются знания, мысли, идеи и эмоциональное состояние. Содержание и формы коммуникации сформировались на основе исторического опыта и отражают существующие общественные отношения. Развитие коммуникации и ее возрастающая роль в обществе способствовали определению ее как самостоятельного объекта исследования социальных наук. Это произошло в 20-е годы прошлого века в связи с развитием технических средств передачи информации. Радио, печать и другие средства усложнили организационные условия передачи информации, при этом объем непосредственной коммуникации (прямого общения) уменьшился.

Коммуникация как явление стала объектом изучения технологических и гуманитарных дисциплин.

В технологических дисциплинах исследуются способы передачи, обработки и хранения информации; разработка специальных систем, символов и правил предоставления информации.
В прикладных исследованиях идет разработка диалоговых систем (человек – компьютер), совершенствуются статистические данные обработки и анализа информационных данных.

Социология – изучает все уровни, виды и формы коммуникационного взаимодействия в целях исследования социальных факторов влияния коммуникации на формирование общественного мнения.



Таким образом, социальная коммуникация – определенная деятельность людей, обусловленная рядом социально значимых оценок, ситуаций, норм и сфер взаимодействия, принятых в данном обществе.

Объектом социальной коммуникации выступает сама коммуникация, представленная ее разновидностями.

Предмет – специфика взаимодействия, определяемая социальными факторами.

Субъект – индивиды, группы индивидов, системы управления и организации в целом.

Парсонс, один из исследователей, выделил важные элементы коммуникации:
а) действия актора (того, кто участвует в коммуникации; носитель коммуникации);
б) действия реципиента (ответ);
в) собственно содержание коммуникации;
г) взаимные роли, связывающие участников коммуникации.

Чем сложнее деятельность общества, тем выше роль коммуникации в нем. Современное общество определяют как информационное, в связи с количественными и качественными преобразованиями информационной сферы. Это сопровождается изменением технической, социальной и социо-культурной основ взаимодействия. В связи с этим, быстрее развиваются те страны, которые приоритетными направлениями развития определяют реализацию информационных технологий и эффективное использование на практике современных коммуникационных систем.

Социальная коммуникация решает четыре взаимосвязанных задачи:
1) интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, и далее - в единую систему общества;
2) внутренняя дифференциация общества на группы, общности, социальные организации и институты;
3) отделение и обособление общества и различных групп общностей и организаций друг от друга через взаимодействие, что приводит к образованию специфических социальных явлений;
4) создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.



 

удитория как адресат коммуникации рассматривается в рамках данного курса сквозь призмумассовой и публичной коммуникации. Как было указано ранее (тема4), наличие массовой аудитории является основой массовой коммуникации, без массовой аудитории теряется смысл данного вида коммуникации. Что же означает понятие “аудитория”?

Аудитория – 1) помещение для чтения лекций; 2) слушатели лекции, доклада и др.; 3) группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника. В теории коммуникации рассматривается второе и третье значения, которые характеризуют получателя, адресата публичной и массовой коммуникации.

Часто используют также понятие “массовая аудитория ” – потребители информации, распространяемой СМИ, подчеркивая особенность аудитории массовой коммуникации.

В данном курсе рассматриваются объективные и субъективные характеристики аудитории как получателя информации, способы воздействия коммуникатора на аудиторию, реакция аудитории на различные виды и способы подачи информации и т.д. Рассмотрим эти вопросы сначала применительно к аудитории массовой коммуникации.

Создание и потребление массовой информации непосредственно связано с социально-демографическими особенностями массовой аудитории. Аудитории – непосредственные потребители информации различных СМИ - крайне неоднородны, они различаются по таким характеристикам: пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др. Также стоит отметить, что при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). Аудитории также могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения. Все это учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации, точнее, при анализе взаимодействия СМК с аудиторией.

Многообразие объективных и субъективных характеристик аудитории требует проведения ее типологизации. В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании выделяют следующие типы аудитории: условные и нецелевые; регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные.

Необходимо отметить, что по доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и не-аудиторию. Причем не-аудитория бывает абсолютной (не имеют доступа вообще к СМК) и относительной (имеют ограниченный доступ). В настоящее время подавляющее большинство людей в развитых странах относятся к реальной или потенциальной аудитории СМК.

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: 1) контакт с источником (каналом) информации; 2) контакт с самой информацией (особенности различного рода информации на восприятие и усвоение); 3) прием информации; 4) освоение информации; 5) формирование отношения к информации.

Особенности потребления и усвоения массовой информации зависят от уровня подготовленностиаудитории к восприятию информации, который выявляется на основе изучения: 1) степени владения словарем языка СМИ в целом; 2) степени понимания конкретного текста; 3) степени развития внутреннего (адекватная смысловая интерпретация текста) и внешнего (адекватное воспроизведение смысла текста в речи) оперирования информацией.

Важнейшим показателем уровня подготовленности аудитории является ее информированность. В настоящее время наблюдается повышение уровня информированности, что обусловлено рядом факторов социально-экономического значения информации в современном обществе.

Исследователями отмечается, что информационно-потребительская деятельность аудиториивключает прием, усвоение, оценку и запоминание информации и проявляется в “полном” или “частичном” видах. Наблюдается также отказ от приема сообщений (незаинтересованность в статье или передаче). Иногда возникает угроза “избытка информации” по какому-то вопросу. Острой проблемой информационно-потребительской деятельности аудитории является непонимание. Обычно выделяют два типа непонимания: субъективное (нежелание аудитории или отдельных реципиентов разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины); объективное (обусловленное незнанием новых слов, особенностями личностного восприятия, общественными стереотипами, а также искажениями при передаче информации).

Современные СМИ стремятся качественно улучшить процесс информационно-потребительской деятельности. С этой целью устанавливается связь коммуникаторов с аудиториями – эпистолярная (по почте), мгновенная (“горячая линия”, “горячий телефон”, интерактивный опрос по телефону или компьютерной сети), проводится анкетирование аудитории, ведутся рейтинговые исследования и т.д.

Многочисленные исследования массовой аудитории позволили выявить пять основных типов реакций аудитории на массовую информацию:

1. реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях: когнитивные, ценностные, утилитарные (практические), тонизирующие, коммуникативные;

2. явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не проявляющиеся);

3. желательные – нежелательные, основные – побочные, предусмотренные – неожиданные;

4. характеризующие изменения в сознании и деятельности индивидов;

5. связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, краткосрочные и продолжительные.

Существует несколько способов воздействия на аудиторию со стороны СМИ. Это может бытьобучение, убеждение, внушение и т.п. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Именно она в значительной степени способствует формированию общественного мнения. А это уже рычаг, которым пользуются политические силы общества для достижения своих целей.

В целом потребление массовой информации аудиторией представляет собой сложный социально-психологический процесс, дифференцирующий ее в соответствии объективными и субъективными характеристиками. Именно процесс потребления информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и “неканализированную”, циркулирующую в слабоструктурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.п.).

 


Просмотров 4781

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!