Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






III. Обоснование выбора модели



I. Обоснование выборки.

Нами выбрано 3 университета. Поскольку сравнение и построение модели по какому-то одному университету видится нам не релевантным. Для выбора мы опирались на типологию университетов М. Барбера, представленную в книге Д. Конанчук, А.Волков «Эпоха «Гринфилда» в образовании [1, С. 13]. Ни один из рассматриваемых нами вузов не идентифицирован нами по какому-либо одному типу. При обосновании выборки мы сначала провели идентификацию ТГУ по данной типологии. В качестве материала для проведения идентификации использовали сайт ТГУ [2]. В результате первичного анализа мы исключили наименее идентифицируемые типы (в нашем случае тип 1 и 3: Элитные университеты (the elite university) и Нишевые университеты (the niche university). В ГУ нами были идентифицированы признаки 2 и 4 типов университетов (Массовые университеты (the mass university) Местные университеты (the local university). На следующем шаге мы выбрали вузы, в которых идентифицируются в различных сочетаниях признаки 2,4 типов. Признаки университетов 5 типа (Механизмы «пожизненного» обучения (the lifelong learning mechanisms) рассматриваются нами как элементы, которые начинают появляться и развиваться в разных университетах, но в большей степени в университетах 2 и 4 типа.

Сочетание признаков характерное для выбранных вузов напоминает сочетание признаков отмечаемых нами в ТГУ, хотя степень выраженности признаков отличается. Собственно идентификация не была предметом нашего анализа, поэтому осуществлялась достаточно поверхностно. Отметим, что Университет Манчестера позиционирует себя как исследовательский университет и видит своей задачей вхождение в том 25 мировых лидеров. Университет Торонто быстрорастущий вуз, ориентирован на активное развитие образовательной и исследовательской деятельности Университет Тюбингена, развивающийся университет, который можно рассматривать как классический университет с «длинной историей».

II. Содержательный анализ.(см. Приложение 1Таблица сравнительного анализа).

2.1.По типологии программ. Университеты предлагают программы 4 типов: бакалавриат, магистратура, аспирантура, постдокторские исследования (докторантура). Крупные вузы (Торонто, Манчестер, Мельбурн) выделяют и активно развивают ПК, курсы, языковые центры. Манчестер предлагает программы, курсы «ориентации». Сами программы не представлены, можно предположить, что это программы общекультурной подготовки к получению университетского образования, программы профессиональной подготовки на базе различных дипломов, программы пропедевтики и подготовки к обучению по специальности. Выделены курсы длительные (самый длительный до 2 семестров) и курсы краткосрочные – от 1 недели до 2 месяцев.Базовая единица – курс. У нас базовая единица программа и степень.



Все университеты содержат программы для педагогов. Педагогическое образование и исследования в области педагогики и образования ведутся очень активно. Образовательная среда вуза анализируется и проектируется.

Нами выделено 4 типа программ:

Программы профессиональной подготовки (ориентация на профессию и работодателей), формируются на основе мониторинга рынка труда.

Программы научно-исследовательской подготовки (ориентация на НИР), формируются на основе ведущих научных школ.

Программы общеобразовательные (компенсирующие, пропедевтические, педагогические, широкий спектр курсов гуманитарной направленности), формируются на основе анализа образовательных потребностей общества и взаимодействия с местным сообществом.

Программы «СП» повышение квалификации, центры подготовки совместно с корпорациями.

 

2.2. Представление информации о программах строится по принципу «от выбирающего». Что может знать и хотеть выбирающий – область будущей деятельности, желаемый уровень квалификации, знание своих финансовых, языковых возможностей, планы на будущее, исследовательские планы. Для того чтобы строить информацию по этому принципу нужна аналитика потребителя, запроса, данные о динамике и спросе на виды программ. Нужен систематический мониторинг, возможно контент-анализ поисковых запросов по социальным сетям. Нужно понимать, как потенциальные студенты формулируют вопросы и представления о возможной учёбе. Важно удерживать контекст разработчиков программ, согласовывать интерпретации наименований программ и курсов. Предусмотрены конфигураторы, карты, навигаторы, каталоги (и т.п.). Инструменты быстрого поиска и выбора. Предлагаются варианты по алфавитному списку, по уровням программ, по виду курсов. Базовая единица выбора – учебный курс. Каждый курс имеет страницу и связан ссылками с факультетом, университетом, кампусом, службой поддержки студентов (оплата, проживание, визы, документы и т.д.). Так называемое «3D» информирование. Когда одна и та же информация представлена для разного запроса.



Например: Требуется абитуриенту (школьнику) выбрать учебный курс, он «где-то» слышал возможное название, возможно путает формулировку - можно пойти в алфавитный перечень всех программ и «поискать». Все программы всех уровней и направлений выложены в алфавитном каталоге. Но также есть и систематический каталог, причём систематизаций несколько: по уровням подготовки, по направлениям подготовки, по объёму часов (возможны варианты). Если «потребитель» не может разобраться с формулировкой запроса, а движется по принципу «вообще», или «куда возьмут», или «хочу попробовать», то представлена служба образовательного консалтинга. Её функции: путеводитель по сайту, работа с картой образовательных возможностей вуза, работа с картой ресурсов (стипендии, гранты, варианты оплаты, тестирование, пробные занятия и пр).

Предметом управления являются формы взаимодействия университета с окружающим профессиональным и молодёжным сообществом. Создан универсальный «язык». Важна система построения сайта и система гиперссылок, взаимных переходов. Попав на сайт, можно «гулять» очень долго и найти то место в университете, где захочется остаться. На каждой странице множество переходов и ссылок на разделы сайта, факультета, программы, где можно увидеть ту же информацию, но на другом языке (другом в смысле профессиональном, научном, молодёжном). (наиболее выражено в Торонто, Мельбурне, в крупных университетах, работающих с большим количеством потребителей). В Томском университете выбор строится по принципу «от предлагающего». Что может рассказать о себе университет, факультет, разработчик программы. С одной стороны – это задействует сами факультеты в решении информационной задачи, но с другой стороны у них нет возможности взаимодействовать с разработчиками образовательного содержания сайта на профессиональном уровне. В результате программы представлены наукообразно, не на языке потребителя.

2.3.Учебный план. Ориентация малые образовательные единицы – курсы (в отдельных местах даже семинары). Горизонтальное планирование. Субъект планирования – студент. Университет предлагает расписание курсов – студент формирует своё расписание согласно выбранной программе, накапливая зачётные единицы. В университете Тюбингена представлена практика сочетания форм планирования – это образовательные программы по направлению подготовки плюс возможность «добора» курсов и «гибкое окно». То есть условия для самоопределения и выбора. Этот вариант, на наш взгляд, наиболее приемлем для проектирования системы управления образовательным процессом в ТГУ. Все из проанализированных вузов используют возможности оптимизации количества учебных курсов общеобразовательного плана. Предлагают общеобразовательные курсы для разных категорий студентов в общем расписании. Например: Курс «Введение в исследовательскую деятельность». (у нас есть примерный аналог «Образовательное сопровождение выполнения исследования по направлению «Менеджмент» (Г.Н. Прозументова). Наличие сервисов образовательного консалтинга. Наличие сервиса «гибкое окно», возможность получения степени «Бакалавр+»

2.4. Наличие образовательного пространства вне учебного режима. Образование в клубах, группах, тематических сообществах. Образовательная жизнь в режиме волонтёрских программ по принципу «Activities – Experience – Community». Деятельность – опыт – сообщество».

2.5. Использование информационных технологий, сети интранет. Наличие аналитических и консалтинговых служб.

III. Обоснование выбора модели.

При обосновании выбора модели мы выделили следующие контексты:

- влияние государства, как ключевого стейкхолдера и «держателя ресурсов»,

- наличие организационно-управленческих условий для достижения качественных преобразований образовательного процесса, и возможность радикальных изменений;

- схожесть ценностных и культурно-исторических ориентиров.

На наш взгляд, по этим трём основаниям наиболее релевантной для построения модели является практика Тюбингенского университета.

1. В ней также как и у нас, выражено участие государства в финансировании образования. Это является одним из условий, определяющих организацию образовательного процесса в ТГУ.

2. В Тюбингене также как и у нас есть вертикальное планирование учебного процесса, но оно эффективно сочетается с горизонтальным планированием. Что, на наш взгляд, приемлемо для ТГУ в части постепенного расширения возможностей выбора студентами курсов при сохранении ориентации на требования ФГОС.

3 В Тюбингене также как и у нас выражена ориентация на разнообразие дополнительных программ и курсов, программ по искусству, культуре и пр. для разных групп потребителей. Что активно развивается и у нас.

4. В Тюбингене представлена ценностная ориентация на «классичность» и следование принципам историко-культурного наследия университета.

Литература.

1. Д. Конончук, А.Волков. Эпоха «Гринфилда» в образовании. Электронный ресурс. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education_10_10_13.pdf Дата обращения. 20.04.2014

2. Томский государственный университет. Официальный сайт Электронный ресурс. URL:http://www.tsu.ru / Дата обращения. 20.04.2014

3. Манчестерский университет. Официальный сайт Электронный ресурс. URL: http://www.manchester.ac.uk Дата обращения. 20.04.2014

4. Тюбингенский университет. Официальный сайт. Электронный ресурс. URL: http://www.uni-tuebingen.de Дата обращения. 20.04.2014

5. Университет Торонто. Официальный сайт. Электронный ресурс. URL:http://www.utoronto.ca Дата обращения. 20.04.2014


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!