Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Перспективы развития банковской конкуренции



Как показывают исследования экспертов Всемирного банка о зависимостях между банковскими кризисами и концентрацией активов, банковские системы с низкой концентрацией более склонны к кризисам, чем системы с высоким уровнем. В качестве примера можно привести Соединенные Штаты, в настоящее время поддерживающие концепцию «Concentration stability» и до этого на своем опыте убедившиеся, что большое количество мелких банков создает богатую историю финансовых кризисов, в то время как, например, Великобритания или Канада, у которых доминируют несколько крупных банков, оказались более устойчивыми к подобного рода потрясениям. Также показателен пример Российской Федерации, недавно пережившей очередной банковский кризис и теперь ускоренно реформирующей свою банковскую систему в сторону быстрого увеличения концентрации активов. Стоит отметить, что повышаться уровень концентрации, скорее всего, будет за счет усиления государственных либо иностранных банков. Был проведен мини-опрос экспертов об их значимости для Казахстана. Результаты опроса показали, что для Казахстана предпочтительней высококонцентрированная банковская система. В качестве наиболее важных аргументов отмечены: конкурентоспособность на региональных рынках, больше возможностей для получения займов на международных рынках и устойчивость к банковским кризисам. В качестве минусов противоположной концепции выделены: низкая способность противостояния конкуренции со стороны иностранных банков, неустойчивость к кризисам и меньше возможностей для диверсификации рисков.

Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов [22].

В целом, основными целями дальнейшего развития банковского сектора можно назвать:

1. Укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;

2. Повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;



3. Укрепления доверия к казахстанскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;

4. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

5. Предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.

Законодательство, регулирующее вопросы конкуренции, должно полностью распространяться на банковский сектор.

Проблемы с ликвидностью банков обнажили массу недочетов в сфере регулирования их деятельности. До настоящего времени при регулировании банковского сектора практически не учитывались вопросы защиты конкуренции, то есть антимонопольного регулирования. Общеизвестно, что специфика деятельности банков требует определенных ограничений конкуренции из соображений стабильности экономики страны в целом, защиты интересов отечественного бизнеса и вкладчиков банков, а также интересов денежно-кредитной политики государства. В частности, вполне оправданы такие ограничения конкуренции, как установление требований к достаточности собственного капитала, ограничение видов деятельности, минимальные резервные требования, страхование депозитов, выступление государства кредитором последней инстанции и т.д. Такого рода ограничения действительно обоснованы, но это не значит, что нет необходимости в антимонопольном регулировании этой сферы. Как показывает положительный международный опыт, необходимость развития и защиты конкуренции на финансовом рынке не подлежит сомнению. Поэтому закон о конкуренции, который регулирует вопросы защиты конкуренции, должен быть полностью применим к банкам, с некоторыми исключениями, продиктованными пруденциальными соображениями и целями государственной денежно-кредитной политики[23].



Здесь необходимо особо подчеркнуть, что эффективная и грамотная реализация функции по защите конкуренции со стороны антимонопольного органа в лице АЗК должна подкрепляться действиями АФН по развитию конкуренции, которые будут способствовать снижению рисков банков. В связи с этим можно отметить правильность последних инициатив АФН относительно возможности выкупа им акций банков, но при условии, что эта мера будет применяться только в случае долгосрочных проблем с ликвидностью и ограничиваться неконтрольным пакетом акций. Такая мера будет стимулировать акционеров и менеджмент банков проводить более взвешенную кредитную политику, что поспособствует справедливой конкуренции.

Сегодня основной акцент в деятельности АФН по развитию конкуренции должен быть поставлен на прекращение практики преимущественного льготного кредитования банками аффилированных с ними лиц. Не секрет, что казахстанская экономика – это прежде всего экономика так называемых финансово-промышленных групп. Банки, входящие в ФПГ, в силу отсутствия жестких законодательных ограничений кредитуют любые проекты своих ФПГ. Пример последствий такого положения – банкротство АО «Валют-Транзит Банк», одной из причин которого стал большой процент безвозвратных кредитов, выданных его акционерами на финансирование собственных проектов. Из-за вышеуказанной всеядности ФПГ в приобретении разнородных активов за счет средств банка явным образом создаются существенные перекосы в экономике и повышаются предпринимательские риски. Поэтому с учетом положительной мировой практики необходимо ужесточить ответственность банков за выдачу ими «легких» кредитов своим менеджерам и акционерам [24].

Еще один шаг по развитию конкуренции, который также должен способствовать снижению рисков банкротств банков, – это рассмотрение вопроса об ограничении участия банков на других, смежных с банковской деятельностью финансовых рынках через аффилированные с ними страховые компании, инвестбанки, пенсионные фонды, компании по управлению активами пенсионных и паевых инвестиционных фондов. Сегодня лидерами в этих секторах экономики по доходам, размеру собственного капитала и величине активов являются компании, аффилированные с банками. Это происходит за счет навязывания услуг и кумулятивного эффекта и в итоге приводит к ограничению конкуренции и росту цен для конечных потребителей. Навязывание условий в таких схемах происходит путем продажи услуг исключительно друг другу. Например, предоставление различных скидок клиенту банка, если тот одновременно является клиентом аффилированной с банком страховой компании и пенсионного фонда, либо же передача всех услуг по страхованию тому страховщику, который аффилирован с конкретным банком. Альтернативным вариантом повышения уровня конкуренции в данном случае является повышение эффективности антимонопольного регулирования финансовых организаций. К примеру, в России в 2007 году навязывание услуг в группе «банк – страховая компания» антимонопольный орган РФ квалифицировал как картельный сговор, что способствовало частичному прекращению такого рода ограничений конкуренции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью написания данной курсовой работы стали анализ конкурентной структуры банковской отрасли казахстанской экономики, определение причин, препятствующих развитию конку­ренции и предложение мер, которые необходимо принять для развития конкуренции. Проведенное исследование конкурентной структуры банковской отрасли помогает объяснить поведение банков в крайне агрессивной среде финансового рынка, что являет­ся первым шагом на пути к развитию конкуренции в банковской отрасли, повышению эффективности осуществления банками трансформации сбережений в инвестиции и пе­рераспределения финансовых ресурсов, росту капитализации российских банков [28].

Конкуренция в банковской отрасли исследуется с помощью производственно-организационного подхода к моделированию деятельности банков, основанного на пред­ставлении банков как самостоятельных экономических субъектов, которые, исходя из имеющихся у них целевых установок, стараются оптимальным образом реагировать на внешнюю среду, максимизируя прибыль. В зависимости от конкурентной структуры от­расли банки устанавливают объемы привлекаемых депозитов и размещаемых кредитов, а также ставки процента по ним таким образом, чтобы их прибыль была максимальной. Производственно-организационный подход позволяет определять условия равновесия на рынках кредитов и депозитов при различной конкурентной структуре банковского рынка: совершенной конкуренции, различных видов несовершенно конкурентных рынков (моно­полии, олигополии по Курно и по Бертрану) [29].

Несовершенная конкуренция на рынках депозитов и кредитов физических лиц при­водит к потере прибыли банками, в размере соответствующем разнице между фактиче­ской доходностью и той доходностью, которая была бы на рынке в условиях совершенной конкуренции или в равновесии, при которой доходность в точности соответствует пре­дельным издержкам. Казахстанские банки теряют часть прибыли на рынках розничных про­дуктов и услуг по сравнению с совершенной конкуренцией на этих рынках, поскольку доходность банков по этим операциям ниже предельных издержек на их осуществление, тогда как в условиях совершенной конкуренции они были бы равны. Можно предполо­жить, что потери прибыли банков возникают по причине неконкурентного поведения Нацбанка РК: обладая рыночной властью на рынке розничных банковских услуг, Нацбанк РК влияет на установление процентных ставок на этих рынках, не оставляя другим коммерческим банкам возможности для нормальной работы. Подобная ситуация негатив­но влияет на развитие конкуренции на рынках розничных банковских продуктов и услуг, эффективности деятельности банков по перераспределению финансовых ресурсов.

С целью развития конкуренции, формирования соответствующей конкурентной структуры и эффективности деятельности банков на рынке депозитов физиче­ских лиц:

Регулирующим органам необходимо принять меры, способствующие повы­шению предложения депозитов физическими лицами, направленные на соз­дание благоприятных условий на рынке, укрепление доверия населения банкам. Это возможно в результате обеспечения полной сохранности средств, размещенных в коммерческих банках, в частности введения систе­мы страхования вкладов физических лиц (соответствующий федеральный закон уже принят), повышения качества надзорной работы в сфере предот­вращения банкротств банков, своевременного применения санационных мероприятий к проблемным банкам и обеспечения интересов индивидуальных вкладчиков [30].

Для привлечения средств населения банкам необходимо принять меры, на­правленные на повышение качества предоставляемых услуг, внедрение но­вых продуктов, разработку индивидуальных программ обслуживания. Банкам необходимо снижать издержки предоставления розничных банков­ских продуктов: оптимизировать филиальную сеть и затрат на ее содержа­ние; внедрять современные технологии и новые подходы к организации сбыта розничных продуктов, позволяющие снизить затраты на обслужива­ние клиентов (банкоматы, системы удаленного доступа и т.д.); снижать за­траты на содержание управленческого аппарата; снижать издержки за счет тиражирования технологических решений, экономии за счет роста объема предоставляемых услуг - использовать эффект масштаба.

Как мы видим банковская конкуренция обладает целым рядом специфических черт, отличающих её от конкуренции в промышленности или в других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного обобщения. К выявленным особенностям относятся:

- конкуренция в банковском секторе экономики возникла позже, чем конкуренция в промышленности, однако отличается разновидностью форм и высокой интенсивностью;

- в качестве конкурентов коммерческих банков выступают не только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые институты, а также некоторые нефинансовые организации;

- конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других - как покупатели;

- внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;

- банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала;

- в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих других отраслей (в частности, патентная защита), что ведёт к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере экономики;

- ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и рекламы;

- банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики кредитных институтов.

В некоторых странах (например, в Германии) наряду с индивидуальной существует групповая банковская конкуренция [31].

В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:

· универсализация банковской деятельности;

· либерализация государственного регулирования банковской деятельности;

· расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;

· проникновение на банковский рынок небанков;

· возрастание значения неценовой конкуренции;

· глобализация банковской конкуренции;

· усиление интенсивности банковской конкуренции - как результирующая всех названных закономерностей [32].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Коробов Ю. И. Теория банковской конкуренции, 1996г;

2. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика, М, 2003

3. Терентьева Т.М. – Банковские услуги: спрос и предложение // Деньги и кредит, 2005 №12

4. Антонов Н.Г., Пессель М.А. «Денежное обращение, кредит и банки». «Финстатинформ» Москва 1995

5. Э.Дж.Долан «Деньги, банки и денежно-кредитная политика» «Санкт-Петербург Оркестр», С-Пб, 1994 г

6. Миляков Н.В., Финансы // Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002

7. Баталов А.Г., Самойлов Г.О. – Банковская конкуренция //М.: Экзамен, 2002

8. Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. – Роль банков на финансовом рынке: мировой опыт и российская практика // Финансы и кредит, 2006 №8

9. Лаврушин О.Н., Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2008 г.

10. Банки и банковские операции / Под ред. Жукова Е.Ф. М.: Банки и биржи. 2006. - 470с.

11. Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И. М.: Финансы и статистика, 20077.480с.

12. Овчинникова О.П., Самсонова Е.К. – Конкуренция на рынке банковских услуг: виды основных проблем и модель оценки конкурентной среды // Банковское дело, 2006 №29

13. Парамонова Т.В. Основные цели денежно-кредитной политики Банка РК и принципы регулирования банковской сферы // Деньги и кредит, 2000 № 6

14. Саркисянц А.Г. – Банки и реальный сектор на современном этапе // Банковское дело, 2006 №2

15. Тосунян Г.Ш. – Повышать конкурентоспособность национальной банковской системы // Финансовый бизнес, 2005 №3

16. Анализ банковского сектора Казахстана. Банковский сектор Казахстана/www.rfcaratings.kz

17. Официальный сайт Национального банка Республики Казахстан // http://www.nationalbank. kz

18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 1284 О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы

19. Закон РК от 09.07.1998 N 272-I "О естественных монополиях и регулируемых рынках" (ред. от 29.12.2008)

20. Заявление Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях экономической политики на 2009 год

21. Показатели финансового сектора за 2009 год /Публикация/ www.afn. kz

22. Концепция развития финансового сектора на 2007-2011 годы

23. Корнищ С.Л. Опыт создания и деятельности коммерческого банка. Банки Казахстана;

24. http://total.kz/economics/2013/09/03/sostavlen_reyting_krupnyh_bankov

25. Данные Агентства РК по статистике

26. Данные Агентства Standart & Poor’s

27. Данные Агентства РК по финансовому регулированию и надзору

28. Бабаян М. Н. Эффективность инструментов конкурентной борьбы в банковском секторе

29. Тавасиев В.М. Банковское дело М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 528с.

30. Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки Алматы: Экономика, 1998. - 576с.

31. Боровкова В.А. Мурашова С.В. Финансы и кредит СпБ: Бизнес-Пресс, 2008. - 608с.

32. http://exsolver.narod.ru/Books/Bank/Lavrushin/c52.html

33. http://www.bestreferat.ru/referat-33386.html

 

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!