Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Толерантность как культурно-этическая проблема



Последние десятилетия бурных социально-экономических, политических и культурных перемен в России многому научили нас. Мы поняли, что приори-тетными должны быть не политические или экономические интересы и даже не развитие общества или культуры, а сам Человек, его отношение к другим лю-дям, к жизни, к себе. И, пожалуй, главный урок, который мы извлекли, — это урок толерантности, не только во имя сохранения, но развития нашего общест-ва, государства, каждого человека в отдельности.

Человеческий мир можно представить как противоборство процессов инте-грации и дезинтеграции, объединения и разделения. Дезинтеграция, размеже-вание грозят обернуться глобальными катастрофами и прекратить всякую жизнь на земле.

Стержневой характеристикой, своеобразным «ядром» способности к инте-грационному взаимодействию является толерантность — чувство, выражающее терпимость человека к любым, по выражению П. А. Флоренского, проявлениям «инакости» со стороны «другого». Толерантность — это, прежде всего, уваже-ние Другого, его позиции (не обязательно их приятие!). Так или иначе то-лерантность предполагает установку человека на независимость, на «несило-вое» отношение к любым идеям, а самое главное — ответственность человека за свои собственные убеждения и поступки, понимание их относительности, т.е. невозможности их такого обоснования, которое было бы бесспорным для всех.

Толерантность — это еще и показатель неотчужденности сознания человека, показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир Другого, в дей-ствительность и в то, что в них происходит. К учению Анаксагора восходит мысль В. С. Соловьева о том, что плодотворным взаимодействие с другими яв-ляется для человека только тогда, когда этот другой «во всем отличается от нас». Подобное условие обеспечивает, по его мнению, результативность про-цесса взаимодействия для саморазвития обоих партнеров, так как при его вы-полнении всякое проявление нашего существа встречает в другом соответст-вующие, но не одинаковые проявления и отношение одного к другому стано-вится «полным и постоянным обменом, полным и постоянным утверждением себя в другом, совершенным взаимодействием и общением, ...способствующим

созданию нового человека». То же относится и к педагогической деятельности: взаимодействие педагога и обучаемого, воспитанника как людей, устремленных к общей цели, но не тождественных в своих социальных ролях, знаниях, опы-те, — вариант именно такого толерантного взаимодействия.



Толерантность предполагает значимые для людей действия в различных сферах, где она становится регулятором человеческой жизнедеятельности. В атмосфере толерантности наиболее полно раскрываются действительные воз-можности человека и общества, включая расцвет культуры мира и развитие дружественных сообществ, которые ее принимают.

Толерантность является характеристикой идеальных отношений между людьми и может входить в культурный арсенал того или иного сообщества в качестве культурной нормы и моральной ценности.

Человек, преодолевая неопределенность личных смыслов, своего положения в обществе, осознает свою принципиальную позицию. В основе осознания того, что «я принципиально толерантен», должен быть ряд установок, относящихся к пониманию человека и познанию: независимость и автономность индивида, личная ответственность за свои поступки и убеждения, недопустимость силово-го навязывания идей, какими бы хорошими и привлекательными эти идеи ни казались (В. А. Лекторский). Способность принять иную точку зрения стано-вится одной из характеристик человека, обладающего устойчивыми социаль-ными и нравственными убеждениями, готового усваивать и перерабатывать информацию, разумно участвовать в политической жизни.

Люди с более высокой толерантностью имеют значимо более высокую са-мооценку и более низкий показатель комплекса недостаточности, значимо вы-ше оцениваются другими (Е. Г. Луковицкая). Они больше знают о своих досто-инствах и недостатках, в деятельности ориентированы на себя, готовы выслу-шать точку зрения другого (G. Allport).

Для демократической культуры характерна сознательная установка на необ-ходимость многих точек зрения и на недостаточность (ограниченность) любой отдельной точки зрения. Такая установка отражает системность мышления, ко-торое отрицает одномерную логику и предполагает многостороннее рассмотре-ние явлений и процессов.



Благополучие человеческого общества, как и любой живой системы, зависит от гармоничного соединения составляющих его разнообразных частей. Эту гармонию и обеспечивает толерантность, предполагающая понимание относи-тельности многих наших убеждений и суждений, невозможности такого их обоснования, которое было бы бесспорно для всех. Однако в обществе, как и в биологических системах, есть элементы, которые подрывают жизнеспособность и благополучие системы. От таких элементов систему необходимо защищать, к ним не допустима снисходительность (Б. Э. Риэрдон). Это еще раз подчеркива-ет сложность проблемы толерантности в жизни человека.

Толерантность, обеспечивая общественную жизнь разнообразных сооб-ществ, делает возможным существование различий. Различия же обусловли-вают необходимость толерантности.

Толерантность представляет собой сложное и противоречивое явление; в ее понимании выделяется множество подходов, которые классифицируются по различным основаниям. Мы выделяем три группы представлений в зависимо-сти от трех сложившихся в педагогической теории и практике образования па-радигм.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — модель поста-новки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в тече-ние определенного исторического периода в научном сообществе; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и кон-цепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фиксиру-ется в трех ведущих образовательных парадигмах – традиционной (в крайнем своем проявлении — технократической), гуманистической и гуманитарной.

Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ста-вятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, каче-ствами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные ка-чества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дро-бится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а обучение – на отдельные операции. Кажущаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул — реакция» нередко приводит педагога к техно-кратической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека; при этом в оценке результата педагогической деятельности используют-ся главным образом количественные методы.

В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализа-ция человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающем-ся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодос-таточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, само-актуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гумани-стической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоот-ношений педагогов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение этими подхо-дами может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски ис-пользует окружение.

В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитар-ная парадигма, в центре которой находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной харак-теристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность;

целью же гуманитарности выступает развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценно-стей, культуры, человеческих отношений. В кратком изложении гуманитарная па-радигма означает признание следующих фактов: целостного характера педагоги-ческих процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейного, кризисного характера саморазвития; не-обходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии человека.

В зависимости от той парадигмы, которая положена в основу педагогиче-ской деятельности, выделяются три возможных понимания толерантности.

Толерантность как конвенция (примирение)

Согласно традиционным представлениям истина, основные моральные нор-мы, основные правила человеческого сосуществования могут быть неоспоримо и убедительно установлены и обоснованы для всех членов данного сообщества. Люди, нарушающие нормы морали и права, должны быть наказаны.

Конвенция (лат. conventio) — это соглашение, договор. Человек, решивший стать членом данного сообщества, соглашается с принятыми в данном сообще-стве нормами, примиряется с ними, путем самоограничения координирует в со-ответствии с этими нормами свои поведение, деятельность и общение — он со-глашается принять эти нормы, поскольку вхождение в данное сообщество для него более значимо, чем следование своим взглядам.

Пятилетняя Настя собирается гулять во дворе и рассуждает: «Опять Света бу-дет требовать, чтобы я дала поиграть ей своей куклой. Мне она и самой нравится! Но лучше я отдам ей куклу, потому что я не хочу раздружиться со Светой». Настя сознательно соглашается отдать любимую куклу во имя сохранения дружбы, ко-торая для нее важнее. При этом она не выдвигает никаких встречных требований, не ведет переговоров о взаимных уступках — она сама принимает решение, осно-ванное на согласии с прогнозируемыми условиями. Это проявление конвенцио-нальной толерантности.

Может быть и противоположная ситуация, когда сообщество нуждается в данном человеке и готово ради этого примириться с его взглядами, проявить снисхождение к его отклоняющемуся от принятых норм поведению. Это реше-ние принимается, когда данные отклонения признаются неважными в сравне-нии с более значимыми для сообщества результатами деятельности этого чело-века.

Как видим, в традиционной парадигме одна из сторон признается более сильной и утверждает принятые ею нормы. Происходит даже более или менее явно выраженное соревнование сторон в силе и мощи — проигравший в этом соревновании и принимает нормы победителя, проявляя толерантность. Однако принятие это происходит не как результат внешнего принуждения (физической силой или пропагандой), а в результате осознанного решения. Именно в силу такого решения (конвенции) подобное поведение признается как толерантное.

Возможно, что со временем позиции сторон сблизятся, произойдет их взаи-мопроникновение, взаимообогащение. Но этого может и не произойти, по-

скольку есть такие взгляды, истинность которых никогда не может быть уста-новлена бесспорно. Прежде всего, это религиозные взгляды, метафизические утверждения, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения, некоторые личные предпочтения. Часто такое согла-шение происходит лишь эпизодически, на короткий период времени, пока не исчезнет необходимость в примирении.

Основным для нормальной жизни в обществе и для мирных взаимоотноше-ний разных обществ и культур считается согласие в понимании основных мо-ральных норм и того, что установлено в познании (в частности, в науке).

Толерантность как компромисс (взаимная уступка)

Гуманистическая парадигма основана на признании самоценности каждого человека безотносительно к его окружению. В связи с этим необходимость взаимодействия и взаимного сосуществования побуждает людей к компромис-сам, которые также являются формой толерантного поведения.

Компромисс достигается путем взаимных уступок как взаимное нравствен-ное движение навстречу друг другу. Толерантность в этом случае противостоит индивидуализму, конфронтации и способствует взаимному развитию людей. То же происходит и при вхождении человека в сообщество: сам человек и прини-мающая его группа взаимно принимают на себя определенные обязательства по отношению друг к другу.

Такие сцены можно наблюдать довольно часто между детьми, которые «торгу-ются», договариваясь о совместных действиях:

— Ладно, я буду с тобой дружить, но ты не будешь меня обзывать в классе ду-рой.

— Ладно, а ты не говори, что я…

И т.д.

Договаривающие стороны признают друг друга равноправными и это равенст-во подчеркивают путем взаимных уступок. Эти уступки могут быть и несущест-венными, ритуальными, однако они делаются во имя демонстрации взаимного уважения и отказа от каких-либо преимуществ по отношению к другой стороне.

По сути, толерантность этого типа проявляется во имя сохранения в непри-косновенности собственной системы взглядов, ценностей, смыслов, для сохра-нения индивидуальности. То же происходит, когда человек не может уступить другим в принципиальных отношениях — компромисс достигается в менее значимых уступках и взаимно терпимом отношении к различию взглядов по более значимым проблемам.

Человек придерживается некоторой системы взглядов, норм, ценностей не просто потому, что это его система, а потому, что он считает ее превосхо-дящей другие системы, потому, что, с его точки зрения, его система лучше решает те проблемы, с которыми люди до сих пор сталкивались. Если бы он думал иначе, то отказался бы от своей системы и выбрал бы иную, а именно ту, которая, с его точки зрения, лучше других.

Возможен и «компромисс с самим собой». Человек в принципе мог бы дока-зать несостоятельность других взглядов, раскритиковать их. Но он не может силой навязывать свои убеждения другим людям, поскольку убеждения каж-дый человек может вырабатывать только сам. Дальнейшее внутреннее обосно-вание толерантности-компромисса происходит примерно следующим образом: «Если другой человек как индивид или как представитель другой культуры не принимает мои взгляды, не соглашается с моими аргументами в их пользу, то это говорит о том, что в каких-то существенных отношениях он мне уступает (менее образован, хуже мыслит, подвержен иррациональным влияниям). Я вы-нужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу пока-зать, поскольку спорить с таким человеком не имеет смысла. Вместе с тем я на-деюсь, что в будущем мои взгляды будут приняты всеми другими». В этом случае толерантность выступает как снисхождение к слабости других, соче-тающаяся с некоторой долей презрения к ним.

Толерантность как консенсус (согласие)

Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — это решение, при-нятое на основе общего согласия сторон при отсутствии формально заявленных возражений. Гуманитарная парадигма, лежащая в основе подобного толерант-ного поведения, приводит к пониманию необходимости разнообразия, его по-лезности для каждой из сторон.

Согласно этому пониманию существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, взглядов и принципиальных теоретических кар-касов, в ходе которого они пытаются показать свои преимущества и сходят со сцены, если не могут этого сделать. Каждая культура, ценностная и познава-тельная система помимо борьбы с другой системой так или иначе пытается учесть ее опыт, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта.

Дети нередко сами не осознают, почему их тянет к непохожим на них людям — сверстникам и старшим. Мама ругает сына за то, что он пытается дружить с маль-чиком, которого она считает хулиганом. А сыну не достает жизненного опыта именно этого мальчика. При этом совсем не обязательно сын «тоже станет хули-ганом» или его друг «станет лучше» — реально они используют информацию, взгляды, опыт друг друга для выстраивания новых систем ценностей. Маме тоже полезно было бы в доверительных отношениях с сыном и его другом узнать то, что она сама уже не сможет испытать, не увидит и не поймет без общения с ними.

Необходимым условием развития моих собственных взглядов, принимаемых ценностей и концептуальных рамок является допущение того, что в каких-то отдельных моментах я могу заблуждаться или мои взгляды могут быть не-полными. Совместный поиск истины на основе взаимного изменения позиций (в некоторых случаях — изменения индивидуальной и культурной идентично-сти) находит свое выражение в критическом диалоге.

В подобной позиции нет выяснения правого или виноватого, сильного или слабого — ценность каждого объясняется тем, что он видит мир по-иному,

не так, как другие, имеет способности, которыми другие не обладают, получил опыт, которого нет у других. Бывший раньше просто иным человеком, «другой» становится «значимым Другим» просто в связи со своими неповторимыми свойствами. Поэтому такая позиция и характеризуется как консенсус. Осознан-ность подобных отношений позволяет отнести их к толерантным.

Это толерантность не во имя сохранения своей неизменности, непохожести, неповторимости, как в предыдущем случае, а толерантность во имя развития, взаимного совершенствования взаимодействующих сторон. Понимание Друго-го здесь нужно не как основа для принятия иной точки зрения, примирения с нею, а как способ самосовершенствования: саморазвитие человека закономерно сопровождается сопоставлением его собственных успехов с достижениями дру-гих, своих неудач с промахами тех, кто рядом, т.е. подлинное, полноценное са-моразвитие невозможно без контактов с окружающими.

В то время как гуманистическая парадигма предполагает высшую цель че-ловека в самореализации, гуманитарная стратегия усматривает самоцель в ис-креннем диалоге с Другими и требует от человека не только самореализации, но и выбора ценностей, основанных на выявлении собственной идентичности, встречах с Другими: «Существовать значит со-существовать, только познав Другого, сам можешь определить собственную принадлежность».

Общим в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода как единого и взаимозависимого, что подтверждается, в ча-стности, экологическими проблемами нашей эпохи.

Если понятие толерантности и может вызвать разногласия при его интерпре-тации, то сама необходимость взаимодействия с позиций толерантности в демократическом обществе разногласий не вызывает.

Толерантность имеет решающее значение для всех профессий типа «чело-век — человек». Что касается профессионально-личностных качеств педагога, то здесь толерантность занимает особое место, ибо с ней связаны эффектив-ность познания особенностей ребенка, продуктивность педагогического обще-ния и деятельности. Кроме того, само по себе воспитание толерантности у де-тей рассматривается в качестве одного из проявлений результативности педаго-гической деятельности. Толерантность, сформированная в школьные годы, яв-ляется одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе. Вариативность образования, в ядре которого, по существу, лежит стратегиче-ская идея толерантности, позволяет учителю выбирать разные программы, от-мечает А. Г. Асмолов. Она учит выстаивать конструктивные отношения с ок-ружающими в запутанных ситуациях, поскольку основывается на понимании, что не может быть единственно правильной картины мира и монополии на единственно правильную линию поведения. В вариативной школе никто не противопоставляет одни учебники другим или одну методику другой.

В традиционной школе учат решать задачи, в которых все дано. Поэтому, когда в задачку вкрадывается ошибка, учащиеся теряются и не находят правильного от-

вета. А вот грамотный врач, разбираясь в сложном заболевании, может поставить точный диагноз, даже не располагая всеми необходимыми анализами. И так же, по аналогии, предпочтительно учить детей справляться с задачами творчески, то есть принимать решения в условиях неопределенности, избыточности или недостаточ-ности заданных условий. А уж по поводу творчества самих педагогов горячих и долгих споров предостаточно:

— Системе образования необходимо масштабное преобразование! Здесь оди-ночки ничего не сделают!

— А у меня такое впечатление, что чем больше говорят о широких процессах гуманизации, демократизации, компьютеризации, тем нужнее глубинные, качест-венные проявления профессионального творчества каждого педагога в отдельно-сти.

Быть может, не стоит противопоставлять то, что допустимо и нужно со-вмещать? Разве толерантность, симпатия, сочувствие другим — не проявления творчества души?

Педагоги, взявшие на себя задачу воспитания в духе толерантности, неиз-бежно сталкиваются со множеством проблем. Среди них одна из первых — проявления симптомов нетерпимости (интолерантности), имеющие место в пе-дагогическом процессе. Нетерпимость проистекает из убежденности человека или социальной группы в том, что их система ценностей или образ жизни яв-ляются высшими по отношению к ценностям, образу жизни других людей или групп. Проявление симптомов нетерпимости не должно застать педагогов врас-плох. Заметить их легко, особенно когда они проявляется в нарушении прав че-ловека. В отношениях между детьми, в их поведении на занятиях или на игро-вых площадках педагоги должны обратить на это внимание, но реагировать нужно деликатно и конструктивно, а действовать осмотрительно. Не стоит ру-гать обидчика в присутствии класса или подчеркнуто симпатизировать жертве.

При выявлении признаков интолерантностинужно обращать внимание на следующее.

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный расовый или национальный оттенок?

Стереотипы. Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о расо-вых или национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отли-чающихся от них?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое по-ложение, привлекая внимание к каким-либо присущим ми чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

Предубеждения. Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее остальных в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные ре-лигии, не стоит «водиться» и играть?

Поиск «козла отпущения». Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?

Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?

Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталки-вая их из ряда во время построения, оставляя на их партах или в учебниках ано-нимные записки неприятного содержания или карикатуры? Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчи-ниться группе или уйти из нее?

Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или ри-сунки или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?

Изгнание. Был ли кто-либо из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?

Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не приглашают в клубы?

Сегрегация. Прослеживается ли у детей тенденция собираться и общаться груп-пами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?

Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассника-ми?

Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому наси-лию со стороны других детей?1

Специфика педагогического диагностирования в сфере воспитания толе-рантности состоит в том, что проявления толерантности не так сильно броса-ются в глаза; к тому же и их диапазон довольно широк — от ограничения па-губных проявлений нетерпимости до ответственности, являющихся предела-ми толерантности. Трудность наблюдения и измерения толерантности состоит в том, что она все же остается абстракцией, но социальные признаки толерантно-сти помогают увидеть ее значение как для отдельного человека, так и для со-обществ.

Сущность толерантности состоит в том, чтобы уважать права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и себе самому.

В школе можно наблюдать благоприятную среду для формирования атмо-сферы толерантности и осуществления ее участниками педагогического про-цесса, если налицо способность внимательно слушать и слышать; стремление

1 Риэрдон, Б. Э. Толерантность — путь к миру / Б. Э. Риэдрон. — М., 2001. — С. 94 — 95.

разобраться, расспрашивание; совет и предложение; похвала, согласие; под-бадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка.

1.2. Толерантность: сфера развития и содержание деятельности человека

Сферы проявления толерантности — религия, образ жизни, национальность, политика, отношения между социальными группами, профессиональная дея-тельность. Рассогласования всегда характерны для общечеловеческого способа существования в целом. Становление толерантности как части саморазвития человека происходит через поиск и выбор им самим разумных и гибких спосо-бов «уравновешивания» крайностей, коррекции своего поведения, а также через обоснование и закрепление толерантности в отношениях людей не только как морального идеала, но и как нравственной нормы. Оказывается, «подставление врагу другой щеки», т.е. добровольное раскрытие собственной уязвимости, — древний, вплоть до уровня инстинктов, ритуал прекращения схватки или борь-бы, биологически закодированное препятствие использованию данного приро-дой оружия поражения себе подобного.

Толерантность стирает у человека односторонность представлений о важно-сти борьбы и заострении социальных противоречий, а в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе.

Толерантность предполагает конструктивное отношение к любым проявле-ниям различий между людьми, к разногласиям и социальным конфликтам. Все педагогические системы имеют свою воспитательную составляющую; в их ос-новании лежат как цели социализации, окультуривания, так и более конкретные цели: приобретение свойств, необходимых для социокультурного бытия. Образ жизни в социокультурной среде предполагает установление прежде всего меж-персональных, внутригрупповых, межгрупповых отношений, соблюдение эти-ческих и иных норм совместной жизни. Это позволяет воспитанию выполнять системообразующую роль в образовании. А само образование в мире перестает носить однобокий и разделяющий людей характер, становится гуманитарной практикой.

Цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необ-ходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей. Ими определяется содержание знания, необходимого для практического осуще-ствления толерантности в поведении (см. тему 1.1). Ценностно-целевые уста-новки в воспитании толерантности представлены в табл. 1.


Таблица 1

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ (ПО Б. Э. РИЭРДОН)Ценности Знания Способности и навыки Основание для оценки
Человеческое достоинство (права человека) Многообразие соци-альной, личностной и культурной идентич-ности; социальные проблемы Жизнь в условиях разнооб-разия: межкультурное со-трудничество; стандарты прав человека — основание для формулирования сужде-ний Процесс решения ре-альных межкультур-ных задач; процесс применения стандар-тов прав человека к ситуациям их нару-шения
Социальная справедливость (демократия) Множественность форм демократических процессов и демокра-тического правления Проявление ответственно-сти: критическое мышление; разграничение в поступае-мой информации фактов и мнений; принятие самостоя-тельных решений (в т.ч. по-литических) Выступление с ана-лизом модельных ситуаций; представ-ление описания про-блем и возможных способов их реше-ния; изложение ар-гументов в поддерж-ку конкретной поли-тической позиции
Общество нена-силия и сотруд-ничества (мир) Альтернативные спо-собы конструктивного разрешения конфлик-тов; разновидности позитивного отноше-ния к различиям меж-ду людьми Урегулирование конфлик-тов: обсуждения, дискуссии и дебаты; критическое мыш-ление; разрешение конфлик-тов (конфликтная компе-тентность, владение различ-ными способами разрешения конфликтов); примирение; социальное обновление; ре-шение проблем и задач на основе сотрудничества Устное или письмен-ное описание альтер-натив, выбор одной из них и формулиро-вание аргументов в пользу выбора; дея-тельностно-игровое воспроизведение способов разрешения конфликтов и при-мирения

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!