Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Промышленная политика арабских стран за годы независимости



С получением независимости ряд стран Северной Африки, такие как Тунис, Марокко и Алжир, взяли курс на сотрудничество со своими бывшими метрополиями, поскольку их промышленность находилась в зачаточном состоянии. Развивались лишь те отрасли, которые были развиты в колониальный период. В целом же, для всех, без исключения, арабских стран характерно преобладание обрабатывающей промышленности над всеми остальными отраслями, сюда привлекаются основные инвестиции, эта отрасль наиболее активно развивается.

В целом, промышленная политика большинства арабских стран определяется, прежде всего, значительными ресурсами углеводородного сырья и стратегически важным географическим положением. На страны данного региона приходится около 2/3 мировых разведанных запасов нефти, в т.ч. в Саудовской Аравии - 25,8%; Ираке - 9,7%, Кувейте - 9,6%, ОАЭ - 9,2%, Ливии - 2,8. Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия занимают, соответственно, 3-5 места по мировым разведанным запасам природного газа (13%), 8-е и 10-е места занимают соответственно Алжир и Ирак. Тем не менее, в ряде стран нефти нет, что позволяет разделить арабские страны на 4 группы по типу их промышленной политики: - Страны с резким преобладанием в их структуре экономики первичного сектора (добывающая промышленность, и прежде всего добыча нефти): арабские страны Персидского залива (кроме Ирака). Промышленная политика этих стран нацелена, прежде всего, на привлечение инвестиций в нефтедобывающую отрасль. За счёт поступления нефтедолларов поощряется развитие остальных отраслей.
- Страны с относительно высокой долей с/х и обрабатывающей промышленности. С/х в силу климатических особенностей данного региона является низкопродуктивным; обрабатывающая промышленность в данной группе стран основана на кустарных производствах. К этой группе можно отнести Ирак. Тем не менее, добыча энергоресурсов играет первостепенную роль и в экономике этих стран. Просто из-за нестабильной политической ситуации или незначительных запасов энергоресурсов они не могут привлечь иностранные инвестиции в свою топливно-энергетическую промышленность. Это и провоцирует развитие С/Х.
- Гос с преобладанием сферы услуг и обрабатывающей промышленности (Иордания, Ливан). Нет ресурсов, поэтому развивают обраб пром, наиболее развитыми отраслями которой являются текстильная и пищевая. Высокотехн отрасли обрабат промышл неразвиты.

- Страны, в кот примерно в равных пропорциях преобладают промышл и сфера услуг (Кувейт, ОАЭ, Египет). Они наиболее развиты экономически



Роль нефти и газа

крупные запасы углеводородного сырья-ключевой момент, оказывающим влияние на развитие некоторых арабских стран. Нефтедобывающие монархии ПЗ-огромные запасы углеводородов - около 40% мировых запасов нефти и 25% природного газа.

Эк монархий ПЗ - монотоварная сырьевая специализация. Никто не смог подняться на ступень развития, на которой нац обрабат пром, пром высоких технологий и фин сектор играли бы роль главного стимулятора соц-эк развития. Доля отраслей обраб пром в ВВП- немногим больше 10%,доля готовой пром-ой продукции в товарном экспорте - 10- 15%. Характерной чертой соц-эк модели этих стран-зависимость от импорта машин и оборудования, технологий, иностранной раб силы, продовольственных товаров. Основа нац благосостояния этих стран- нефтяная пром, которая одновременно представляет собой ведущую экспортную статью. Например, в СА за счет нефтедобычи обеспечивается создание около 60% ВВП, а около 90% экспорта приходится на нефть и нефтепродукты. Благодаря юольшим валютным поступлениям от продажи сырой нефти и нефтепродуктов с начала 1970-х гг. вопрос накопления денег в этих странах практически неактуален.величина их фин ресурсов превосходит величину импорта и потребности их эк в капитале, что дает решать текущие задачи и одновременно ориентироваться на перспективные цели соц-эк развития. Львиная доля накопленных фин вывозится за рубеж. Только в Европе сосредоточено 600 млрд дол. капитала из этих стран. Помимо этого, часть доходов направляется по линии различных ислам фин-кредит учреждений и фондов на развитие бедных ар и мусульман стран. Фин помощь и ден переводы в мусуль страны, не имеющие нефти-источник получения ин валюты.Однако, не стоит недооценивать роль других источников дохода-туризм.Хотя его выручка куда ниже чем от экспорта нефти.На формирование доходов влияют также средства, аккумулируемые посредством налогового и прочих механизмов, прибыль от ранее инвестированного за рубежом капитала, а также личные сбережения населения.Очевидно, что современная соц-эк модель стран ПЗ-пример неустойчивого развития в долгосрочной перспективе. Базирование эк на эксплуатации природно-ресурсной базы подрывает эк безопасность.Но справедливости ради стоит отметить, что вопросы об истощении нефтяных месторождений на арав полуострове и в ПЗ- пока неактуален. При условии сохранения уровня нефтедобычи на современном уровне страны обеспечены ею на 60-80 лет.
Чрезмерная ставка на доходы от экспорта отраслей добывающей промышленности таит в себе еще один "подводный камень". Он кроется в конъюнктуре мирового нефт рынка. Падение цен на нефть-эк спад. Подобная ситуация неоднократно наблюдалась в 20 веке.



страны ПЗ считают нефть легкодоступным источником фин-ания гос расходов.Даже периодич цен шоки и сокращение фин поступлений от экспорта нефти и нефтепродуктов не привели к переосмыслению приоритетных целей развития и изменению направленности и структуры гос расходов. Принятые нац правительствами меры свелись лишь к попыткам искусствен завышения цен на нефть, фин расходов за счет золотовал резервов.Следует отметить, что в ар регионе широко распростр подрядные соглашения, при которых в обязательном порядке сохраняется нац суверенитет на нефт ресурсы.Ар стр использовали эти и другие виды соглашений, чтобы войти в транснац бизнес с нефтью и производными..Также ар страны предпринимают усилия по геолог изысканиям чтобы увеличить нефт запасы, развить весь нефт комплекс.

Деятельность ОАПЕК

Организация ар стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) создана в 1968 году как младший партнер ОПЕК. В ее состав входят Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Ирак, Сирия, Египет, Алжир, Тунис и Ливия. Решения ОПЕК являются обязательными для ОАПЕК. Арабские участники ОПЕК в совокупности контролируют 650 млрд. разведанных запасов нефти и 51 трлн. кубометров газа => более 30% мировых углеводородов.

цели: обеспечение сотрудничества гос-в - членов во всех сферах экономической деятельности, связанной с добычей и переработкой нефти; проведение мероприятий, направленных на согласование юридических норм, действующих в странах членах организации; поддержка информационного и технического обмена между государствами - членами организации; предоставление гражданам государств - членов возможности обучения и работы за рубежом; сотрудничество государств-членов с целью решения проблем, связанных с производством нефти; поддержка в использовании ресурсов и возможностей для создания совместных проектов во всех сферах нефтедобычи.

В структуру ОАПЕК входят следующий органы:

1) Генеральный Секретариат– орган, занимающийся организационными и информационными вопросами;

2) Совет Министров – главный орган ОАПЕК, собирающийся дважды в год. В его состав входят министр нефти и энергетики государств-членов;

3) Исполнительное бюро –орган, осуществляющий контроль за выполнением решений Совета Министров; набирается из представителей стран;

4) Судебная коллегия, которая занимается рассмотрением юридических кейсов возникающим при участии государств-членов и компаний государств-членов.

Также в рамках ОАПЕК между государствами-членами был сформирован ряд совместных предприятий:

1) Арабская морская нефтяная транспортная компания;

2) Арабская компания нефтяных услуг;

3) Арабская корпорация нефтяных инвестиций;

4) Арабская компания по судостроительству и ремонту кораблей.

В ближайшие 20 лет члены ОАПЕК планируют инвестировать около 500 млрд. долларов в развитие углеводородной отрасли. При этом основной упор делается на добычу газа.

 

22. Уровень развития, темпы роста и отраслевая структура сельского хозяйства: анализ основных показателей.

Совокупная стоимость с/х продукции в ар.мире – около 13% ВВП. Самая высокая доля с/х традиционно фигурирует в отчетах Судана (33%) и, в недавнем прошлом, Ирака (32%), самые низкие показатели у стран Аравийского полуострова – от 0,7 до 3%.

Общая площадь пригодных для обработки земель составляет 197 млн. га., т.е. 14% территории. Наибольшие посевные площади – у Судана, Марокко, Алжира. 138 млн. га. (10% территории) покрыты лесными массивами, большая часть которых – опять же Судан, Алжир, Марокко. 503 млн. га.используются под пастбища, в основном в СА и Судане.

В совокупной рабочей силе арабских стран примерно треть занята в с/х, при этом наивысшие показатели занятости в агросфере отмечены у Мавритании и Йемене, а низшие – в странах Аравии.

70%злаковых культур приходится на Египет, Сирию и Марокко.

Главной проблемой с/х является острый дефицит пресной воды.

Во всех арабских странах в последнее десятилетие регистрируется спад занятости в сельском хозяйстве.

Отсталость сельского хозяйства и низкий уровень его производительности, вследствие чего эта отрасль экономики не обеспечивает арабские страны необходимым количеством продовольствия, обусловлены многообразными факторами. Они связаны с социальной организацией производства в аграрном секторе этих стран, нехваткой накоплений, с климатическими условиями, требующими серьезной преобразовательной деятельности для их оптимизации, с состоянием земельных и водных ресурсов, их качественными и количественными характеристиками. На характер продовольственного дефицита, помимо перечисленного, серьезное влияние оказывают такие обстоятельства, как местный баланс товарного продовольствия, высокие темпы естественного прироста населения, уровень доходов разных социальных категорий граждан и иммигрантов, демонстрационный эффект экономически развитых обществ.

Решение продовольственной проблемы – импорт продукции из развитых стран, в том числе США, Канады, Австралии, стран Евросоюза, Латинской Америки.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!