Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ



 

¨ официальная, легальная власть с формализованной структурой
¨ неформальная, неофициальная, нелегализованная власть- власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер.
В зависимости от политического режима ¨ тоталитарная, ¨ авторитарная ¨ демократическая.

 

 


НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

 

1) Основная тенденция - демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения институтов гражданского общества;  
2) интернационализация власти рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на политическую власть законодательство отдельных стран.
3) разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти,
4) негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность,
5) высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию разных групп и индивидов.

 

 


IV

Функционирование политической власти осуществляется на основе двух основных принципов:

суверенности и ♦ легитимности.

 

Выделяют ТРИ ВИДА СУВЕРЕНИТЕТА(фр. souverainete- верховная власть) –

¨ государственный,

¨ народныйи

¨ национальный

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - это политико-правовое свойство государственной власти, определяющее ее Ø верховенство (• полноту и неделимость власти внутри территории страны, • исключительное право на установление правовых норм, регулирующих всю систему общественных отношений, • определение правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления, • применение насилия, • определение прав и свобод человека и гражданина и пр.) и Ø независимость (самостоятельность и равноправие в международных отношениях).

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - полновластие народа (народ является носителем суверенитета и единственным источником власти).



Народ может осуществлять свою власть

непосредственно (на выборах и референдумах),

через органы государственной власти,

органы местного самоуправления.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ- полновластие нации, возможность самостоятельного политического самоопределения.

В демократическом государстве исключительно народу принадлежит право определять и изменять установленный конституционный строй.

 


Принцип легитимности политической власти (лат. legitimus- законный, правомерный) отражает ее правомерность, что выражается в готовности людей добровольно ей подчиняться. Иначе говоря, легитимность - это убежденность людей в том, что обладающие властью обладают ею по праву.

Следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (лат. legalis- законный) (ее правовое закрепление).

 

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ - степень соответствия политической власти ценностным представлениям индивидов, соц. групп, общества, убежденность в необходимости подчинения власти.

 



В зависимости от мотивов подчинения М.Вебер выделил три основных типа легитимности власти - традиционный, харизматический и рационально-легальный.

ТРАДИЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ- обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. Традиционное общество, по Веберу, может быть · геронтократическим (власть старейшин), · патриархальным (власть вождя племени), · патримониальным (власть монарха). Традиционная легитимность отличается прочностью.

Патриархализм - полная зависимость властителей от традиции. Представляет собой “чистый” вид традиционной власти свойственный родовым отношениям.
Патримониализм - определенная свобода властителя от традиции. Появляется тогда, если возникла потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.
Султанизм - разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.
Феоданитотличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функции обычно не нуждаются в оплате.

 

♦ Источником ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛЕГИТИМНОСТИ(греч. charisma- божий дар) выступает вера в исключительные (или даже сверхъестественные) качества лидера. Она возникает, как правило, в смутные времена, эпоху революционных перемен и поэтому оказывается крайне ненадежной. Ее могущество нередко подкрепляется искусственно - путем чрезмерного возвышения личности вождя, что приводит к т.н. культу личности (лат. cultus - поклонение) - прижизненному возвеличиванию, преувеличению вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства или партии (культ личности Сталина, Гитлера, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена и пр.).

ЛЕГАЛЬНАЯ ИЛИРАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯЛЕГИТИМНОСТЬ.Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Этот тип легитимности характерен для демократических государств.

 

Существуют и другие типы легитимности

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ. Ее суть - в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть ♦ классовой (в странах командно-административного социализма) ♦ националистической (молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения);
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬсоответствует волеизъявлению управляемых;
ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ- сообразуется со способностями управителей;
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ- это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия (Ж.Л. Шабо) и др.

Д. Истон выделил основные источники и объекты легитимности.

 

К источникам он отнес идеологию, структуру и личные качества. Идеологическая легитимностьосновывается на вере в основополагающие ценности общества и политического порядка. Структурная легитимностьпредполагает поддержку существующих основных политических институтов, веру в их эффективность и рациональность. Персональная легитимностьхарактеризуется доверием граждан к лицам, исполняющим властные функции.
Объектами легитимности являются политический режим и авторитеты. В концентрированной форме концепция Истона представлена в табл.

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ по Д. Истону

Источник легитимности Режим Авторитеты
Идеология Идеологическая легитимность
  Внутренняя убежденность в законности режима Внутренняя убежденность в законности авторитета
Структура Структурная легитимность
  Беспристрастная вера в законность структуры и нормы Перенесение веры в структуру на авторитеты
Персональные Персональная легитимность
качества Перенесение веры в авторитеты на структуры и нормы самого режима Беспристрастная вера в законность авторитетов на основе личных качеств

Источник: Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992. Ч. 1. С. 118.


 


Просмотров 456

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!