Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Продукт как результат производства. Свойства продукта. Индивидуальный и общественный продукт



Характеристика продукта.Это полезная вещь или полезный эффект (услуга). Он представляет собой резуль­тат целесообразной деятельности людей. Будучи результа­том процесса труда, продукт является и его условием. Он обеспечивает воспроизводство как личного, так и вещест­венного факторов производства. В первом случае возоб­новляются физические и духовные способности человека. Это возобновление происходит в любом обществе. Его материальной основой является продукт. За счет продуктавоспроизводятся и вещественные факторы производства — предметы труда и средства труда.

По характеру потребительских свойств продукты труда подразделяются на вещественные продукты труда и немате­риальные услуги. Вторые удовлетворяют потребности чело­века в силу полезного эффекта функционирования живого труда (полезный эффект деятельности врача, учителя, ар­тиста). По функциональной роли в процессе общественного воспроизводства продукты труда делятся на средства произ­водства и предметы потребления. В условиях товарного производства продукт труда становится товаром.

В западной литературе вместо термина продукт часто используется термин благо. Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей. Блага опре­деляются и как желаемые вещи, удовлетворяющие челове­ческие потребности, и как приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов. Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять опреде­ленную потребность человека, еще не делает его благом. Способность предмета удовлетворять какую-либо потреб­ность должна быть осознана человеком.

Классификация благ.Блага подразделяются на мате­риальные и нематериальные. Материальные блага вклю­чают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей про­мышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний.

Нематериальные блага делятся на две группы: внут­ренние и внешние, заключены в самом человеке и представ­ляют качества и способности, побуждающие людей к дей­ствию и наслаждениям. Например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки. Внешние блага нахо­дят выражение в репутации и деловых связях. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и достав­ляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная).



Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятель­ности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышающих по­требность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. Блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностью в них, называются' экономическими.

Различают долговременные и Недолговременные блага. Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз. Они потребляются постоянно, в течение целого ряда последовательных использований (производственное оборудование). Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются (питание).

Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы, масло подсолнечное и масло оливковое как продукт питания. Вторые — это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему.

Все блага — и взаимодополняемые и взаимозаменяе­мые — подразделяются на настоящие, которые находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие, которыми субъект может располагать лишь в будущем. Блага можно различать как прямые и косвенные. К первым относятся те, которые призваны непосредственно удовле­творять потребности людей, т.е. предметы потребления; ко вторым — блага, использующиеся для производства дру­гих благ, т.е. средства производства.

В западной литературе продуктом, благом считается и услуга. Статистика признает следующую структуру услуг: бытовые, связи, культуры, по содержанию детей в дo­школьных учреждениях, туристско-экскурсионные, здра­воохранения и образования, правового характера и сбере­гательного банка, учреждений физической культуры и спорта.



Согласно субъективистской доктрине экономическая ценность благ зависит от их относительной редкости. Ценность определяется двумя обстоятельствами — интен­сивностью потребности (это величина психологическая) и наличным Количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а вместе с тем одно благо можно использовать для удовле­творения нескольких потребностей. Следовательно,[суще­ствует проблема не только недостаточности экономическихблаг по сравнению с потребностями, но и предназначеннос­ти каждого блага для определенного ряда применений.

Свойства продукта.Он характеризуется двумя свой­ствами: способностью удовлетворять ту или иную потреб­ность и воплощенными в нем затратами общественного труда.

Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны продукта. Натурально-вещест­венная сторона продукта —это совокупность механичес­ких, химических, физических и других полезных свойств, делающих продукт способным удовлетворять потребность, т.е быть потребительной стоимостью.

Потребности людей разнообразны. Поэтому разнооб­разны потребительные стоимости. По мере развития науки и техники люди открывают в окружающем мире все новые свойства вещей, создают искусственные материалы, кото­рых нет в природе, новые технические средства и ставят их себе на службу. Мировая статистика утверждает, что общая численность продукции материального производст­ва, производственной и бытовой инфраструктуры в совре­менном обществе составляет более 24 млн наименований.

Одни потребительные стоимости непосредственно удовлетворяют личные потребности — пища, одежда, бы­товая техника и т.д.; другие (машины, сырье, топливо и т.д.) служат средством производства материальных благ. Иными словами, потребительные стоимости в зависимости от того, какие потребности людей они удовлетворяют, выступают как средство производства и предмет потребле­ния. Потребительные стоимости могут удовлетворять по­требности людей в форме не только вещи, но и услуги. Последние могут быть материальными и нематериальны­ми.

Другое свойство продукта состоит в том, что он вопло­щает в себе определенное количество затраченного труда. Последний выступает в виде живого труда, т.е. труда, непосредственно производящего данный продукт, и про­шлого труда, т.е. труда, овеществленного в средствах производства.

Общественная сторона продукта позволяет опреде­лить, во что обходится обществу получение той или иной потребительной стоимости, ценой каких затрат труда удов­летворена та или иная потребность.

Индивидуальный и общественный продукт.В каждом конкретном случае результатом производства выступает

единичный продукт: хлеб, ткани, станки, автомобили и т.д. Единичный продукт является результатом индивидуаль­ного производства, а результатом общественного производ­ства выступает общественный продукт, представляющий собой сумму потребительных стоимостей, созданных в обществе за определенный период времени.

Общественный продукт по своей натурально-вещест­венной форме делится на средства производства и предме­ты потребления. В основе этого деления лежит функцио­нальное назначение продукта: его способность быть сред­ством производства или предметом потребления. Посколь­ку в обществе есть потребность и в средствах производства, и в предметах потребления, их нужно производить.

В условиях товарного производства общественный про­дукт имеет и стоимостную форму. Это его общественная сторона. С точки зрения стоимости произведенный про­дукт включает в себя стоимость потребленных средств производства; необходимый продукт, идущий на воспро­изводство рабочей силы; прибавочный продукт, выступаю­щий излишком над необходимым продуктом.

Часть общественного продукта, использованная в тече­ние года на производственное потребление, т.е. на возме­щение примененных в процессе производства материаль­ных ресурсов, называется промежуточным продуктом. В статистике величина промежуточного продукта соответст­вует сумме текущих материальных затрат на производство. Разность между совокупным общественным продуктом и промежуточным продуктом составляет конечный общест­венный продукт. Другими словами, конечный обществен­ный продукт — часть совокупного общественного продук­та, остающаяся после вычета из него текущих материаль­ных затрат на производство. Он включает в себя товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для дальнейшей обработки и переработки. Конечные результаты всех видов экономической деятельности в стра­не характеризует валовой национальный продукт. Он отличается от совокупного общественного продукта. Пер­вый отражает итоги экономической деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере на­циональной экономики, а второй — результат только материального производства. Есть еще понятие валового внутреннего продукта, исчисляемого как совокупная сто­имость конечной продукции отраслей материального про­изводства и сферы услуг.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!