Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Разгосударствление и приватизация



Рынок и отношения собственности.Рыночная эконо­мика предполагает множество субъектов и форм собствен­ности. Отношения присвоения —отчуждения, возникаю­щие при торговле между многими независимыми собствен­никами, требуют четких имущественных прав. В огосудар­ствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не имеет права полновластно распоряжать-

ся средствами производства и готовым продуктом. Рыноч­ная экономика требует того, чтобы предприятия как само­стоятельные субъекты хозяйствования несли полную от­ветственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву вла­дения имуществом соответствует фиктивная ответствен­ность. Поэтому результаты убыточной работы переклады­ваются на общество. Кроме того, рыночная и огосударст­вленная экономика базируются на разных стимулах и мотивах деятельности. В первом случае движущим моти­вом являются экономические интересы субъектов, реали­зующиеся через механизмы конкуренции и ценообразова­ния. Во втором собственность функционирует через адми­нистративное принуждение приказными методами.

Отсюда следует, что переход от сложившейся в социа­листических странах командно-административной эконо­мики к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, а для этого необ­ходимо провести разгосударствление экономики и прива­тизацию государственных предприятий. Необходимость этих мер состоит и в том, что проблема финансирования из бюджета ряда отраслей и огромного количества пред­приятий является исключительно острой и в конечном итоге ложится на плечи всего населения.

Сущность разгосударствления.Под разгосударствле­нием понимается передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью функций пря­мого хозяйственного управления, замена вертикальных связей между министерствами, другими органами государ­ственного управления и предприятиями на горизонталь­ные, т.е. связи между самими предприятиями.

Разгосударствление предполагает изменение экономи­ческой роли и функций государства, сокращение сферы государственной регламентации общественного производ­ства, переход от преимущественно неэкономических к эко­номическим методам регулирования экономики.

Разгосударствление проводится с целью преодоления монополии государства, устранения существующего в ус­ловиях административно-командной системы отчуждения работника от средств и результатов производства и превра­щения его в реального собственника, создания и развития конкурентных рыночных отношений, преобразования тру­довых отношений путем введения разных форм собствен­ности и возможности выбора сферы применения своеготруда вместо безальтернативного государственного найма на работу.



Разгосударствление включает в себя следующие основ­ные направления: сокращение доли госсектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий; уменьшение доли национального про­дукта, перераспределяемого через госбюджет; коммерциа­лизацию государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности; ликвидацию го­сударственной монополии внешней торговли; переход от централизованного распределения материальных, финан­совых и трудовых ресурсов к формированию рынков то­варов, труда и капиталов.

Содержание приватизации.Смена собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государст­венной собственности другим экономическим субъектам называется приватизацией. В западной экономической теории термин "приватизация" определяется как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. В результате приватизации государство полностью или частично утра­чивает права владения, распоряжения и пользования госу­дарственной собственностью, а государственные органы утрачивают права управления ею.

Приватизация — не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, изыскания средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего клас­са

Приватизация — процесс, противоположный национали­зации, которая проводится с целью превращения частной собственности в государственную. Наиболее масштабной на­ционализация была в СССР, где была национализирована подавляющая часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдель­ных странах проводится реприватизация — возврат нацио­нализированной собственности прежним владельцам.



Есть два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственно­го имущества, второй — в его продаже. У обоих подходов есть свои достоинства и недостатки. Факт создания привати­зируемого государственного имущества всем народом, низ­кий жизненный уровень населения стран СНГ, незначитель­ные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, созда-

ют предпосылки для применения первого варианта. К недо­статкам его относят неравномерное распределение производ­ственных фондов по отраслям и природных ресурсов — по регионам, что создает различные стартовые условия для трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача иму­щества еще не превращает работника в хозяина.

Достоинством приватизации через распродажу имуще­ства являются быстрое пополнение госбюджета и ликвида­ция бюджетного дефицита, укрепление денежного обраще­ния, недостатком — нехватка средств у населения. Поэто­му чаще всего в странах СНГ сочетаются платная и бес­платная приватизация. Часть стоимости выкупаемого иму­щества передается населению бесплатно путем наделения их чеками "Жилье" и "Имущество", используемыми соот­ветственно для выкупа жилья или имущества государст­венных предприятий. Количество чеков зависит от трудо­вого стажа, возраста, состава семьи, других факторов.

Мировой опыт приватизации.Начало приватизации было положено в Великобритании правительством М.Тэт­чер. Причина заключалась в затруднительном финансовом положении государственных предприятий в периоды цик­лических кризисов 70-х и 80-х гг. В западных странах используют несколько способов приватизации. Первый, самый распространенный, заключается в продаже акций предприятия всем желающим, второй — в продаже част­ному лицу или компании доли капитала предприятия. Третий способ связан с продажей акций работникам дан­ного предприятия. Широкое распространение получила распродажа дочерних предприятий, принадлежащих госу­дарственному головному предприятию.

Приватизация привела к значительному сокращению государственного сектора экономики. Так, в странах, где влияние государства наиболее значительное (Италия, Франция, Португалия), вклад государственных предпри­ятий в экономику составляет от 18 до 24 %. В Великобри­тании этот показатель равен 8 %.

В результате приватизации создаются в основном сме­шанные государственно-частные предприятия. Происхо­дят изменения в механизме финансирования предприятий. Если государственные предприятия в качестве источников финансирования используют резервы государственных банков, налоговые поступления, то после приватизации они переходят на активы частных банков, средства зару­бежных инвесторов, частные инвестиции.Сейчас в Западной Европе наблюдается замедление темпов приватизации. Это объясняется тем, что программа приватизации в основном выполнена.

Приватизация в странах СНГ.Она основывается на ряде принципов. Прежде всего идет сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Применяется разно­образие методов, форм и процедур приватизации. Прива­тизируемое имущество различается между собой по разме­рам, отраслям и территориям, уровню технической воору­женности и другим признакам. Поэтому методы и способы приватизации не могут быть одинаковы для всех. В про­цессе приватизации осуществляется разделение функций собственности и управления. Собственник (владелец) кон­трольного пакета акций после завершения приватизации нанимает руководителя, который подотчетен собственни­ку, и при приватизации обеспечивается предоставление надежных социальных гарантий членам трудовых коллек­тивов, предприятия которых приватизируются. Члены тру­довых коллективов, например, могут приобретать имуще­ство своего предприятия дешевле его оценочной стоимости. Должен быть постоянный контроль за проведением прива­тизации со стороны государства, а также должны соблю­даться постепенность и поэтапность ее проведения.

Одним из острых дискуссионных вопросов является приватизация земли. Одна из главных причин, побужда­ющих государство отходить от монопольного владения землей, — неэффективность использования и ухудшение состояния сельскохозяйственных земель. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако реше­ние проблемы собственности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к установлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна.

Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм госу­дарственной собственности, начался процесс формирова­ния многоукладной экономики, основаный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяй­ствования. Приватизация приводится разными масштаба­ми и темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе)., зачастую они опережали подготовленность к ней народного хозяйства и населения; и значительно более

медленными в Беларуси и некоторых других странах СНГ. Сейчас во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределением собствен­ности. На очереди второй этап — создание условий для повышения конкурентной способности производства, реор­ганизации и реконструкции предприятий, притока инвес­тиций. Для этого необходимо: создание соответствующей законодательной базы, увязка программы приватизации с программой структурной перестройки экономики, форми­рование полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, становление финансово-промышленных групп.


Глава 4

ПРОИЗВОДСТВО: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ,


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!