Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цена и ее функции. Равновесие цены



В результате взаимодействия спроса и предложения уста­навливается рыночное равновесие и образуется рыночная цена.

Рыночное равновесие - это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложения равны. Это означает, нет избытка про­дукции и нет дефицита продукции, что про изведено, то и прода­но. Все довольны. Такая ситуация возникает на пересечении кривых спроса D и предложения S в точке О. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупате­ля и продавца, что называется рыночной равновесной ценой. Ес­ли цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать с меньшей охотой. В результате образуется избыток товара. Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание купать больше, а продавцы продавать меньше. В результате рынок вернется в со­стояние покоя.

Если цена опустится ниже равновесной, то спрос будет больше предложения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом, т. е. пока на тупит равновесие.

Современные модели рыночного равновесия на микроуровне:

-паутиноо6разную модель. Эта модель наиболее известна. Суть ее состоит в том, что при отклонении цен от равно весомого состояния происходит колебание цен и изменение количе­ства товара, реализуемого на рынке. В результате этого устанав­ливается рыночное равновесие между спросом и предложением;

. неваларасову модель. Она связана с жесткими ценами и основывается на допущениях гибкости цен. Рыночное равновесие может наступать путем изменения цен или количества това­ров, предлагаемых для реализации;

. модель очереди - установление рыночного равновесия с помощью очереди. Очередь означает, что для потребителя за­траты на приобретение товара складываются из двух частей: денежной фиксированной цены, установленной за товар, и потерь, связанных со стоянием в очереди. Оценка потерь может быть определена доходами, которые он мог получить за это время, если бы занимался полезной работой;

. модель рыночного равновесия при вмешательстве госу­дарства. При избытке товаров на рынке государство закупает эти избыточные товары. Следовательно, избыток ликвидируется и на­ступает экономическое равновесие. Когда же на рынке дефицит товаров, то государство выступает в качестве дополнительного поставщика товаров и наступает экономическое равновесие.



Таким образом, законы рынка корректируют цены с учетом экономических интересов продавцов и покупателей, приближая их к равновесному значению. Рыночный механизм становиться способом экономического развития. Именно это имел в виду А. Смит, говоря о принципе «невидимой руки», устанавливающей порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающей раз­витие общества. Существует два подхода к определению цены: марксист­ский и рыночный.

Согласно марксистскому подходу цена - денежное выраже­ние стоимости товара. Причем стоимость определяется затрата­ми труда на производстве товара, т. е. имеет трудовую природу.

Рыночный подход предусматривает, что цена - это форма выражения полезности (ценности) товара.

В нашей стране рыночной ценой долгое время называлась цена продаваемых на колхозном рынке товаров.

В современных условиях в рыночной цене учитываются стоимость ,и ценность (полезность) товара. Последняя определя­ется законом спроса и предложения (цена = стоимость + цен­ность, или полезность).

Рыночная цена выполняет следующие функции:

.информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т. д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом;

. стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается успехов, эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управ­ления производством и т. д.;

. распределительную. Ресурсы направляются в эффектив­ные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей;

. учетно-uзмерительные. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах;

. балансирующую. Цена устанавливает рыночное равно­весие между спросом и предложением.

По степени свободы цены бывают:

. :жестко фиксированные (твердые цены). Они назнача­ются органами ценообразования;

. регулируемые. Такие цены регулируются государством,

прежде всего их верхний предел;

. рыночные - свободные от вмешательства государства;

. сопоставимые - это цены различных лет;

. расчетные - цены, определяющиеся посредством расчетов (исчислений);

. прейскурантные - это указатели цен;

. прогнозные и плановые - цены, регулируемые государством;

договорные - цены, оформляемые контрактом; комиссионные и аукционные - цены, назначенные ко­миссией или аукционом.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!