Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Равновесие фирмы-монополиста



Для оптимизации деятельности монопольной фирмы используются те же два метода, что и для совершенно конкурентной фирмы: первый – сопоставление валового дохода и валовых издержек, второй – сопоставление предельного дохода и предельных издержек.

 

Краткосрочное равновесие фирмы-монополиста наступает:

 

– при таком объеме производства, когда наблюдается максимальная разница между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками (максимизация прибыли) либо когда имеет место минимальная разница между совокупными издержками

и совокупным доходом (минимизация убытков);

 

– при условии равенства предельного дохода и предельных издержек. Пока MR > MC, фирма увеличивает объем производства,

а после того как установилось неравенство MR < MC, фирма со-
кращает производство продукции.    
На рис. 7.2, а графически изображено равновесие монополиста
при условии максимизации прибыли, на рис. 7.2, б – минимизации
убытков; верхний график отражает использование метода сопо-
ставления TR и TC, нижний – MR и MC.    

Для определения цены, по которой монополист будет продавать продукцию, оптимизируя свою деятельность (Рм), необходимо от точки пересечения функций предельного дохода и предельных издержек подняться вверх до пересечения с функцией спроса.

 

Таким образом, в краткосрочном периоде фирма-монополист может, как получать прибыль, так и нести убытки. Появление убытков у монополиста связано либо с сокращением спроса на продукцию фирмы (графически выражается в сдвиге функции спроса вле-во-вниз), либо с резким увеличением издержек производства (графически выражается в перемещении функции издержек вверх). Сокращение спроса на продукт монополиста чаще всего обусловлено появлением на рынке субституционального товара, в лучшей степени удовлетворяющего запросы потребителей (это, как правило, происходит благодаря инновациям). Резкое и значительное увеличение издержек производства происходит из-за удорожания ресурсов, например энергоресурсов (так называемый «шок» предложения).

 

Основным фактором, влияющим на долгосрочное равновесие фирмы, является изменение количества фирм в отрасли. Вследствие практически непреодолимых барьеров вступления фирм в отрасль в условиях чистой монополии, количество их постоянно

 

– одна-единственная фирма . Поэтому краткосрочное равновесие фирмы-монополиста будет и долгосрочным. В долгосрочном периоде монополист, в отличие от совершенно конкурентной фирмы, экономическая прибыль которой равна нулю, будет максимизировать прибыль (минимизировать убытки).



24. Ценовая дискриминация. Оптимизируя свое производство, фирма-монополист назначает единую цену для всех покупателей и получает максимальную прибыль. При этом образуется потребительский излишек, который меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, но все же уходит из рук монополиста. Но у монополиста есть возможность присвоить большую часть потребительского излишка себе. Это осуществляется путем дифференциации цен, т.е. назначения разных цен для различных групп потребителей. Такая ценовая стратегия получила название ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация –это ситуация,когда один и тот же товар,произведенныйс одинаковыми затратами, продается более чем по одной цене. Такая дискриминация также наблюдается, если монополист смог одному и тому же покупателю продать один и тот же товар по различным ценам.

 

Проведение ценовой дискриминации возможно только при соблюдении ряда условий:

1) фирма должна являться единственным продавцом своей продукции, т.е. перепродажа товара исключена. Причем имеется в виду не только перепродажа товара фирмам-посредникам, но и передача товара одним потребителем другому по более высокой цене (арбитраж). Поэтому ценовая дискриминация чаще всего наблюдается в сфере услуг, где нет возможности перепродать товар;

 

2) у фирмы должна быть возможность контролировать цены на свою продукцию;

 

3) фирма должна иметь возможность сегментировать рынок, т.е. разделить потребителей на группы, обладающие разной ценовой эластичностью спроса.

В реальной жизни ценовая дискриминация имеет множество форм, но представители экономической науки соглашаются с А. Пигу в вопросе выделения трех ее видов: это ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.



Ценовая дискриминация первой степени представляет собойтакую ценовую стратегию, при которой монополист, основываясь на знании вкуса каждого потребителя и уровня его доходов, каждую единицу товара продает разным покупателям по различной цене. В этом случае весь потребительский излишек присваивается монополистом. Добиться этого на практике невозможно, в связи, с чем данный вид ценовой дискриминации называется совершенной ценовой дискриминацией и представляет собой идеализированнуюмодель. Рассмотрение этой модели позволяет понять сущность ценовой дискриминации, выявить ее причины и последствия, как для монополиста, так и для общества в целом.

 

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) имеет графическое изображение (рис. 7.4).

Недискриминирующий монополист будет производить Qм единиц продукции, и продавать ее по цене Рм, максимизируя прибыль. Его выручка равна площади прямоугольника ОРмВQм. Проводя ценовую дискриминацию, монополист имеет предельный доход, равный цене, так как цена не едина для всех единиц продукции, а для каждой единицы – своя, и каждая дополнительно проданная единица продукции привносит в общий доход величину, равную цене, т.е. Р = М R. Из этого следует, что функции предельного дохода и спроса совмещаются. Руководствуясь правилом МC = МR,монополист выбирает объем производства Qц.д,которыйбольше, чем Qм . Теперь выручка монополиста выражена площадью криволинейной трапеции ОКАQц.д. Прирост выручки произошел на величину, равную площади треугольника РмКВ (это излишек потребителя, который присвоил себе монополист), и н а величину, равную площади четырехугольника QмВКQц.д (это прирост выручки за счет увеличения объема продаж).

 

Таким образом, мотивы осуществления ценовой дискриминации монополистом ясны: он стремится к увеличению выручки и, как следствие, прибыли. Последствия ценовой дискриминации для монополиста весьма положительны, а вот для общества неоднозначны. С одной стороны, общество пострадало, поскольку лишилось потребительского излишка, но, с другой стороны, часть покупателей, которые не могли себе позволить купить товар по высокой цене Рм, теперь могут удовлетворить свои потребности в этом товаре, поскольку цена стала ниже монопольной Рм из-за увеличения объема производства.

 

В качестве ситуаций, хорошо демонстрирующих ценовую дискриминацию первой степени (совершенную ценовую дискриминацию), можно назвать пример работы в небольшом городе единственного специалиста, например печника, оценщика недвижимого имущества, нотариуса, сапожника . Названные узкие специалисты могут назначать своим клиентам разные цены, базируясь на знании размера их дохода.

 

Ценовая дискриминация второй степени представляет собойтакую модель ценообразования, которая предполагает разделение рыночного спроса на 2 и более части и установление таких условий продажи продукции, при которых самим покупателям дается право выбора варианта покупки товара или набора товаров. Данный вид ценовой дискриминации встречает достаточно часто, но, как правило, покупатели воспринимают его как естественные условия продажи и даже бывают, благодарны фирме за создание для них особых условий. Проиллюстрируем ситуацию на примерах: фирма по установлению пластиковых окон предлагает: «Закажи окно и получи скидку 10 % на второе окно!»; такси «Лидер» – «Собери 10 купонов, и одиннадцатая поездка бесплатно!»; продуктовый магазин – 1 кг сахара за 40 руб., 1 мешок сахара (50 кг) за 1800 руб. (т.е. 1 кг стоит 36 руб. .). Это примеры количественной ценовой дискриминации второй степени. Такой вид дискриминации базируется на количественных скидках.

 

При проведении ценовой дискриминации второй степени фирма может использовать качественные характеристики товаров или услуг, предоставляя клиентам при этом право выбора. Например, стоимость проезда в поезде на верхней и нижней полке разная; или стоимость билетов на концерт Ф. Киркорова разнится в зависимости от мест. Ф. Киркоров несет абсолютно одинаковые издержки во время выступления вне зависимости от того, на втором или двенадцатом ряду сидит поклонник его творчества. Но билеты имеют разную цену, и каждый потребитель сам выбирает, на какой ряд он купит билет.

 

Можно привести и другие примеры данного вида дискриминации:

 

– продажа товаров только наборами. Таков комплексный обед

 

в столовой или набор отверток (хотя, может, одна из 10 отверток

 

в наборе вообще не нужна, но покупателю оказывается выгоднее купить набор из 10 отверток, чем 9 нужных отверток по отдельности);

 

– дискриминация по временному признаку (билеты на премьеру нового нашумевшего фильма выше, чем на последующие показы; продажа прошлых коллекций по более низким ценам);

– сезонная дискриминация (железнодорожные билеты 31 декабря значительно дешевле, а в августе – дороже; стоимость аренды жилья в районах расположения вузов выше в конце августа – начале сентября; стоимость минуты разговора в тарифах сотовых компаний дешевле в ночные часы).

 

В конечном итоге монополист, проводящий ценовую дискриминацию второй степени, не может перераспределить весь излишек потребителя в свой карман, но все же большая его доля туда попадает.

Ценовая дискриминация третьей степени основываетсяна способности монополиста выделить среди своих покупателей тех, кто обладает высокой эластичностью спроса, и тех, у кого она низкая, т.е. монополистом проводится сегментация рынка по признаку ценовой эластичности спроса. При этом для потребителей, входящих в группу с высокой эластичностью спроса, монополист устанавливает более низкую цену, чем для потребителей группы с низкой эластичностью спроса, что имеет графическое подтверждение (рис. 7.5).

На рисунке справа изображена ситуация на рынке неэластичного спроса, слева – эластичного. Общий объем производства фирмы-монополиста будет получен суммированием объема производства на обоих секторах рынка. На рынке эластичного спроса при объеме производства q2 монополистом будет установлена цена Р2, которая ниже, чем цена Р1, установленная на рынке неэластичного спроса на товар при производстве q1 единиц продукции. Это же подтвердим формализовано, для чего воспользуемся приведенной в начале главы формулой, увязывающей величину предельного дохода и ценовой эластичности спроса, и условием МR = MC:

 

MR 1= MC и MR 2= MC MR 1= MR 2;

Таким образом, для стимулирования покупки товара со стороны потребителей, которые могут легко отказаться от него (эластичный спрос), монополист устанавливает низкие цены. Для тех потребителей, которые вряд ли откажутся от покупки товара даже при повышении цены (неэластичный спрос), цены окажутся высокими.

 

Проводя ценовую дискриминацию третьей степени, монополист присваивает только часть потребительского излишка, так как внутри каждого сектора осуществить дифференциацию потребителей он не может. Кроме того, присваивается потребительский излишек только той группы потребителей, которые обладают неэластичным спросом. У потребителей с высокой ценовой эластичностью спроса потребительский излишек возрастает, потому что в этом секторе рынка монополист устанавливает цены ниже тех, которые бы были при отсутствии ценовой дискриминации. Поэтому однозначно отрицательными для общества последствия такого вида ценовой дискриминации назвать сложно.

 

В качестве примера ценовой дискриминации, проводимой по признаку различия ценовой эластичности спроса у разных групп покупателей, можно назвать скидки, предоставляемые студентам кинотеатрами, музеями, а также льготную стоимость проезда в общественном транспорте, пригородных электропоездах для студентов, пенсионеров.

Регулируемая монополия

В Большинство чисто монопольных отраслей представлены в экономике естественными монополиями, и поэтому их деятельность, особенно в вопросах ценообразования, регулируется государством. В связи с этим естественные монополии часто называют регулируемыми монополиями. РФ законодательной базой регулирования деятельности естественных монополий является Федеральный закон №147-ФЗ «О естественных монополиях», в котором определен круг сфер, признаваемых естественными монополиями, и способы регулирования их деятельности.

 

В РФ регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

– транспортировка газа по трубопроводам;

– железнодорожные перевозки;

– услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

 

– услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

– услуги по передаче электрической энергии;

– услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

– услуги по передаче тепловой энергии;

– услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

– захоронение радиоактивных отходов;

– водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Для регулирования деятельности субъектов естественных монополий в российской практике используются следующие методы:

 

● ценовое регулирование;

● определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

Проанализируем теоретические аспекты ценового регулирования деятельности естественных монополий. Ценовое регулирование подразумевает установление государством некоторого уровня цены на продукцию монополиста, определить который бывает непросто. В экономической науке рассматриваемая проблема получила название «дилеммы регулирования».

 

Анализ издержек производства естественных монополистов позволяет выявить особенности их поведения. Из-за высокой капиталоемкости производства и значительных постоянных издержек производства естественные монополии сталкиваются с продолжи тельным положительным эффектом масштаба. Минимальное значение средних издержек лежит за пределами спроса на продукцию, т.е. при объеме производства, превышающем необходимый для общества уровень. Поэтому на протяжении всей кривой спроса средние долгосрочные издержки и, следовательно, предельные издержки снижаются. Пересечение функций средних и предельных издержек происходит за пределами кривой спроса. В такой отрасли иметь несколько фирм-конкурентов, даже две, экономически нецелесообразно, так как при распределении отраслевого объема производства между двумя и более фирмами у каждой из них будет более высокий уровень средних издержек производства, чем у одной фирмы-монополиста. И этот более высокий уровень средних издержек придется оплачивать покупателям. Ситуацию с регулируемой монополией можно представить графически (рис. 7.6).

Ценой, максимизирующей прибыль монополиста, является цена Рм. Она превышает предельные издержки, значит, в отрасль распределяется недостаточное количество ресурсов. Кроме того, эта цена слишком высока для общества, часть которого будет лишена возможности потребления жизненно необходимой продукции (например, электроэнергии).

 

Для обеспечения эффективного распределения ресурсов должна быть установлена цена, равная предельным издержкам – Робщ, т.е. общественно-оптимальная цена. Но при такой цене монополист несет убытки, т.к. Робщ < АТС, и общество вынуждено будет содержать эту монополию через государственные субсидии на покрытие убытков.

 

Эффективное использование ресурсов наблюдается при цене Рэф.Это цена,обеспечивающая«справедливую»,т.е.нормальную,прибыль . Такая прибыль достаточна для того, чтобы удержать фирму в отрасли, но недостаточна, чтобы дать ей возможность развиваться, обновлять технологию, оборудование. Поэтому на практике антимонопольные органы устанавливают цену, превышающую Рэф, т.е. в интервале от Рэф до Рм.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!