Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма



Опорно-двигательная система. Понятие о строении мышц, костей, связочного и суставного аппарата. Слабые места и типичные места травматизма. Понятие о биомеханике, группы мышц, ответственные за основные виды движений в суставах.

Сердечно-сосудистая система. Принципы строения и понятие о функциях. Основные параметры оценки ее работоспособности.

Дыхательная система. Принципы строения и понятие о функциях, основные показатели внешнего дыхания. Понятие о тканевом дыхании и транспорте кислорода к тканям. Показатели оценки работоспособности кардиореспираторной сис­темы для управления тренировочным процессом.

Нервная система. Органы чувств. Принципы строения и понятие о функциях. Основные показатели оценки для управления тренировоч­ным процессом.

Пищеварительная система. Принципы строения и понятие о функ­циях. Особенности функционирования при физических нагрузках. По­нятие об обмене веществ. Физиологические принципы питания при фи­зических нагрузках и в восстановительном периоде. Возрастные особенности развития и питания

Эндокринная система. Понятие о строении и функциях. Участие желез внутренней секреции в регулировании деятельности при нагруз­ках. Понятие о структуре и функциях.

Мочеполовая система. Понятие о структуре и функциях.

Иммунная система. Понятие о струк­туре и функциях. Иммунитет при физических нагрузках.

3.4.3.Основные понятия физиологии тренировочного процесса. Понятие о срочной и долговременной адаптации к физическим на­грузкам. Срочная адаптация - изменения физиологических функций при под­готовке и проведении физической работы и при отдыхе после нее ("предстартовая" реакция, врабатывание; период устойчивой работо­способности; утомление; восстановительные процессы). Признаки утомления. Эффект сверх восстановления и его использование в трени­ровке. "Физиологическая кривая" занятия. Долговременная адаптация. Общие сведения об анатомо-физиологических изменениях, развивающихся в процессе тренировки (развитие мышечной массы и структуры мышц, согласование функций сердечной, дыхательной, нервной и других систем организма). Ускорение и повы­шение эффективности процессов врабатывания и восстановления, уве­личение продолжительности устойчивой работоспособности. Экономизация функций и энергозатрат. Физиологическое обоснование цикличности тренировочных нагрузок. Общие сведения об анатомо-физиологических механизмах развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости к длительным фи­зическим нагрузкам, к гипоксии. Нагрузки в тренировке туристов. Измерение величин нагрузок с помощью внешних (интенсивности, характер, число и продолжительность повторений упражнений, величина, число и характер интерва­лов отдыха и др.) и внутренних (частота сердечных сокращений ЧСС и др.) параметров. Использование аэробных и анаэробных нагру­зок для достижения различных компонентов физической подготовленно­сти туриста-спортсмена. Возрастные особенности развития и тренировки.



 

3.4.4.Элементы медико-педагогического контроля тренировочного процесса. Этапы медико-педагогического контроля в туристской трениров­ке: входной, текущий, предпоходный, на маршруте и в после походный период. Задачи и методы входного контроля: оценка состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; разработка рекомендаций по индивидуальным планам тренировки. Задачи и методы текущего контроля в ходе тренировок; оценка изменений в состоянии здоровья, допуск к занятиям после перенесенных травм и заболеваний, гигиенический контроль за условиями тренировки и режимом туриста-спортсмена; ранее выявление переутомления и перенапряжения, про­филактика травматизма, контроль эффективности тренировок; двига­тельные тесты, повторные нагрузки соответственно виду туризма, кор­ректировка планов тренировки. Выходной контроль: оценка подготов­ленности, определение допустимых нагрузок в походе; выработка ре­комендаций. Медико-педагогический контроль в походе - задачи и методы. После походный контроль - задачи, методы, оценка подготов­ленности к выполненному походу, динамики состояния в походе, раз­работка рекомендаций по дальнейшей туристско-спортивной подготов­ке. Методы самоконтроля для туриста-спортсмена.

Литература

Туризм и спортивное ориентирование. Сост. Ганопольский В.И. М; Физкультура и спорт, 1987.



Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; Физкультура и спорт, 1988.

Анатомия человека. М; Физкультура и спорт, 1984.

Спортивная физиология. М; Физкультура и спорт, 1986.

Медицинский справочник тренера. М; Физкультура и спорт, 1976.

Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л; Меди­цина, 1984.

Спортивная медицина. М; Медицина, 1984.

 

3.4.5.Развитие основных физических качеств, при подготовке туристов-спортсменов. Упражнения и методики их исполь­зования (по видам туризма). Общая характеристика физических нагрузок в туризме и обосно­вание необходимости регулярных физических тренировок. Физическая подготовленность и ее составляющие: физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость и др.) и двигательные навыки, их взаимосвязи. Физическая подготовка как многоэтапный процесс достижения физической подготовленности. Этапы обшей, специальной физической и комплексной подготовки в тренировке туриста, задачи и средства физической подготовки. Физические упражнения в походе, на сорев­нованиях и в восстановительном периоде. Примерные объемы физичес­кой подготовки на этапах многолетнего тренировочного процесса. Упражнение как основное средство физической тренировки. Виды упражнений и их классификация (по структуре, интенсивности, режи­му сокращения мышц, направленности и др.). Методы использования упражнений (равномерный, фартлек, интервальный, переменный и др.), их основные характеристики, применение. Методики развития основных физических качеств, характерные упражнения, используемые при общей и специальной физической под­готовке. Принципы организации и проведения занятий по физической под­готовке. Упражнения для физической подготовки туристов-спортсме­нов (по видам туризма). Общие и характерные для различных видов туризма двигательные действия. Принципы конструирования упражнений для физической под­готовки туристов. Комплексы упражнений для физической подготовки туристов (по видам туризма).

Литература

Шевченко А.К., Перевошиков Ю.А. Основы физического воспитания. К; Виша школа, 1984.

Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М; Физкульту­ра и спорт, 1987.

Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготов­ка студентов технических ВУЗов. М; Высш.школа, 1985.

Романенко В.В., Максимович В.А. Круговая тренировка при мас­совых занятиях физической культурой. М; Физкультурами спорт, 1986.

Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; Физкультура и спорт, 1988.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М; Физкультура и спорт, 1986.

Михайлов Б.А., Федотов Ю.Н.и др. Физическая подготов­ка туристов. М; ЦРИБ "Турист", 1985.

Собенко П.Т. Физическая подготовка альпинистов и горных турис­тов. К; Здоровья, 1986.

Кузьмин Н.И., Рукодельников Б.Л. Тренировка альпинистов. М; Физкультура и спорт, 1961.

Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников. М; ЦРИБ "Турист", 1975.

Федотов Н.Г. Метод. рекомендации по круглогодичной под­готовке туриста-водника. М; ЦРИБ, 1982.

Минакова Н., Минаков С. Тренировка велосипедистов. М; Физкультура и спорт, 1975.

Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. М; ЦРИБ "Турист". 1979.

Бутин И.М. Лыжный спорт. М; Просвещение, 1983.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1985.

Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста. Избр. пед. соч., т.2, М., 1952.

Новосельский В.Ф. Физическая подготовка допризывников. К; Здоровья, 1985.

Пути повышения спортивной работоспособности (технические и военно-прикладные виды спорта). Сб. статей, сост. В.С. Разводовский. М; ДОСААФ, 1982.

Бабинцев Ю.М. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства. Спортивный туризм (водные дисциплины).

 

3.4.6.Техническая тренировка. Особенности использования дидактических принципов обучения применительно к технической тренировке в СТ (научность, на­глядность, систематичность, последовательность, постепенность, непрерывность, направленность к максимальным нагрузкам и доступ­ность, цикличность тренировочного процесса и разнообразность на­грузок, коллективность и индивидуализация, сознательность и актив­ность занимающихся при ведущей роли тренера, специализация и единство обшей и специальной подготовки). Основы методики обучения двигательным действиям, этапы овла­дения техническими приемами (знание, умение, навык) и обучения движения (начальное разучивание, детализированное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование). Оценка качества ус­воения технического приема. Конкретно-методические рекомендации по технической трениров­ке в различных видах туризма. Перечни технических приемов для обу­чения на этапах туристско-спортивной подготовки.

Литература

Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; ФиС, 1988.

Теория и методика физического воспитания (Под ред.Л.П. Мат­веева и А.Д. Новикова, т.1,2. - М., 1976.

Боген М.М. Обучение двигательным действия. М; ФиС, 1985.

Турист. М. ФиС, 1974, с.70-113; 129-137; 153-155; 199-205; 223-230; 239-243; 264-265;

Берман А. Путешествия на лыжах. М. ФиС, 1968.

Лукоянов П.И. Методические рекомендации по подготовке турис­тов-лыжников, Техника и тактика. М; ЦРИБ "Турист", 1979.

Шимановский В.Ф. Горнолыжный туризм. М. ФиС, 1965.

Захаров П.П. Инструктору альпинизма. М. ФиС, 1988.

Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. М. ФиС, 1987.

Аркин Н.Г. и др. Горный туризм. Таллин; Ээсти раамат, 1981.

Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М. ФиС, 1974.

Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников. М; ЦРИБ "Турист", 1975.

Григорьев В.Н. и др. Путешествия на гребных судах. М. ФиС, 1979.

Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах. М. ФиС, 1985.

Харин С.Я. Безопасность путешествий на плотах. 4.2. М. ЦРИБ "Турист", 1984.

Минакова Н., Минаков С. Тренировка велосипедистов. М. ФиС, 1975.

Кулюткин М., Психология обучения взрослых. М., Просвещение, 1985.

Тер-Ованесян А.К., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. К; Здоровья, 1986.

Бабинцев Ю.М. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства. Спортивный туризм (водные дисциплины).

Введение в теорию физической культуры .под. общ. ред. Матве­ева Л.М.,фиС,1983,59 с.

 

3.4.7.Тактическая подготовка туристов. Краткий обзор и повторение темы 2.2. БУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей. Понятие тактики в туризме. Содержание тактической подготовки туриста: тактика в туризме (выбор района похода, разработка маршрута, выбор сроков, подготовка календарного плана похода и др.); технико-тактические задачи и способы их решения; условия обеспе­чения безопасности. Тактика группы в условиях первопрохождения. Самостоятельная разработка тактического плана прохождения маршру­та. Поведение в экстремальных условиях и маневр. Особенности обу­чения тактике туризма на местности и в условиях похода. Обучение выбору и оперативному анализу правильных тактических действий на маршруте. Систематический контроль уровня усвоения тем на всех этапах обучения. Тактические игры и решение тактических задач.

 

3.4.8.Морально-волевая и психологическая подготовка туриста-спортсмена. Понятие о структуре и направленности личности, ее формиро­вании и совершенствовании (мировоззрение, потребности, мотивы, интересы, нравственные качества). Принципы воспитания: комплексность, требовательность и уважение, опора на коллектив и учет индивидуальных особенностей, систематичность. Понятие о средствах воспитания: убеждение, выработка общего мнения, принуждение, сти­мулирование, положительный пример. Приемы воспитания нравственных качеств в работе тренера туризма. Развитие волевых качеств в туристской тренировке. Сила воли как способность преодолевать трудности. Волевые качества личности (трудолюбие, настойчивость, терпение, выдержка и самообладание, решительность, мужество и смелость и др.). Трудности - как повод для включения волевых усилий. Трудности внешние (физические, технические, тактические, климатические и др.) и внут­ренние, личного характера. Мобилизующие и организующие волевые усилия. Совершенствование познавательного, эмоционального и испол­нительного компонентов воли. Факторы развития, средства и правила воспитания волевых качеств в туризме, овладение сложной техникой преодоления естественных препятствий, выполнение значительных объемов работы, преодоление боли и усталости, сохранение самообла­дания и работоспособности в экстремальных условиях, соблюдение установленного режима дня, применение интенсивных нагрузок, в т.ч. и "до отказа", создание варьирующих по составу и возрастающих по силе препятствий выполнению задания, четкая, предварительно огово­ренная, дисциплина на занятиях, проведение занятий и соревнований совместно с опытными туристами, решение сложных задач в различных условиях выполнения, в любую погоду, в приближенных к походным условиях, включение элементов, требующих смелости и мужества, по­степенность развития волевых качеств, подтверждаемая практикой действительная необходимость выполнения упражнений для развития во­ли. Психологическая подготовка туриста-спортсмена. Понятие о психических процессах и состояниях. Психологические характеристики личности, туристской деятельности и отдельных ви­дов туризма. Психологическая модель туриста видовика, тренера по туризму, требования к личности тренера. Методики диагностики (тесты, наблюдение), совершенствования и самосовершенствования психических процессов и свойств личности (характера, способностей, внимания, памяти, скорости реакции и др.). Эмоциональные состояния, их диагностика. Психогигиена и регу­лирование эмоциональных состояний в работе тренера. Психологичес­кое саморегулирование. Социально-психологические особенности туристских групп. Роле­вая структура. Формирование группы, психологическая совместимость (возрастные, психофизиологические и др. факторы), единство группо­вых и личностных целей и ожиданий, культура и правила группового поведения и их выработка в тренировках и походах. Формирование самоуправляющегося коллектива в туристской группе. Конфликты,их профилактика и разрешение. Психологическая тактика руководства туристской группой.

Литература

Психология. Учеб. для техн. физ.культуры. М; Физкультура и спорт, 1984.

Социальная психология. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М; Просвещение, 1987.

Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. К; Здоров'я, 1986.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М; Физкультура и спорт, 1986.

Некрасов В.П. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М; Физкультура и спорт, 1985.

Алексеев А.В. Себя преодолеть. М; Физкультура и спорт, 1985.

Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М; Физкультура и спорт, 1984.

Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин; Валгус, 1981.

Ковылев С.В. Психология современной семьи. М; Просвещение, 1988,. .

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л; Меди­цина, 1988.

Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М; Физкультура и спорт, 1981.

Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на лю­дей. "ЭКО - экономика и организация промышленного производства", 1978, № 4-6; 1979, № 1-3.

 

3.4.9. Планирование и организация тренировочного процесса. План работы тренера. Организационная работа: набор и формирование групп, утверждение плана на инструкторско-преподавательском совете (ИПС); учебно-методическая работа - составление годичных планов тренировок, индивидуальных планов для наиболее сильных туристов, тестирование, участие в контрольно-учебных и внешних соревнованиях и походах; медицинское обеспечение - медицинские обследования, обучение приемам само- и взаимопомощи, обеспечение медикаментами и медимуществом для походов; идейно-воспитательная работа: мате­риально-техническое обеспечение. Тренировочные циклы. Соотношение многолетней подготовки, го­дичного макроцикла и менее продолжительных мезо и микроцик­лов тренировки. Тренировочные занятия различной направленности и принципы формирования из них микроциклов различной продолжительности (не­деля, декада, др.). Мезоциклы туристской тренировки, принципы их планирования. Подготовительный, походный (соревновательный), вос­становительный периоды макроцикла туристской тренировки, решаемые задачи и их содержание.

 

3.5.Воспитательная работа в учебных мероприятиях. Сущность процесса воспитания. Единство воспитания и обучения. Воспитательное воздействие коллектива. Дисциплина на занятиях. Распорядок дня, организация практических занятий. Значение общих построений, атрибутики (единая форма, эмблемы и т.д.), общего лагеря. Специфические возможности УТП: взаимопомощь учебных отделений, помощь другим туристским группам. Личный пример инструктора – основной метод воспитания в туризме. Манера поведения, отношение инструктора к туризму и туристам. Необходимость личного совершенствования инструктора.

3.6.Обучение в учебно-тренировочном походе. Задачи учебно-тренировочного похода (УТП), его отличия от спортивного, особенности построения маршрута. Специфика УТП для различных видов туризма. Разработка УТП, подготовка средства материально-технического обеспечения с привлечением слушателей. Организация учебных занятий на маршруте. Специфические формы обучения в период УТП: совместное обсуждение препятствий, выбор техники и тактики их преодоления, регулярные разборы действий группы и отдельных участников. Роль инструктора в УТП. Особенности работы инструктора в учебном отделении. Основная задача — обеспечение учебного процесса. Использование элементов соревнования между учебными отделениями. Другие формы обучения в УТП. Учебная практика слушателей в проведения занятий в период УТП – дежурный руководитель (разбор его действий). Планирование учебной работы на день. Разбор занятий. Конт­роль усвоения учебного материала.

 

3.7.Организация и проведение зачётов и экзаменов (основные принципы и понятия). Контроль усвоения знаний, умений и навыков. Виды контрольных работ. Место и методика их проведения. Анализ, обсуждение и оценка знаний. Необходимость и целесо­образность подведения итогов практических занятий с оценкой дей­ствий каждого слушателя. Ошибки, допускаемые при подведении ито­гов занятий. Подготовка завершающего периода работы учебных мероприятий. Разработка контрольных вопросов, распределение их по билетам. Прием зачетов. Организация приема экзаменов экзаменационной комиссией. Общий перечень вопросов, распределение вопросов по билетам. Ут­верждение билетов в комиссии по туристским общественным кадрам. Порядок приема экзаменов, расчет времени, Форма проверки: свободное собеседование, опрос по билетам. Преимущество билетной системы. Оценка ответов. Зачёт домашних заданий (топодиктанты, меню-раскладки, методические разработки и т.п.). Итоговое обсуждение. Учебная практика стажёров — работа в экзаменационной комиссии. Выставление итоговых оценок за практи­ческие занятия инструкторами отделений». Экзаменационная ведомость и ее содержание и правила запол­нения.

Цель - умение подводить итоги занятий, составления экзаме­национных билетов, проведения экзаменов.

Высший уровень – спортивное мастерство

ВУ – 3. Учебно-воспитательная подготовка

Наименование тем Количество часов
Всего В том числе
Лекц. Сем. Прак.
  ВУ – 3. Учебно-воспитательная подготовка        
3.1 Система подготовки туристских общественных кадров. Нормативные документы по подготовке кадров. 1 1
3.2 Организация и проведение учебных мероприятий СУ. Работа преподавательского состава и стажёров. Задачи инструктора (тренера) в школах СУ. 4 2 2
3.3 Основы педагогики и методики обучения. 2 2
3.4 Учебная работа инструктора. Подготовка и проведение лекций, бесед и практических занятий 14 2 4 8
3.5 Теория и методика физического воспитания в СТ. 4 2 2
3.6 Тренерская подготовка:
3.6.1 Основные понятия и общая характеристика системы подготовки спортсмена Принципы рационального построения процесса спортивной тренировки 12 2 2 8
3.6.2 Содержание спортивной тренировки. Основы структуры тренировочного процесса и методика построения занятий. 6 2 2 2
3.6.3 Подготовка и повышение квалификации инструктора-тренера СТ 2 2
3.7 Психологические аспекты сложных путешествий 2 2
3.8 Воспитательная работа в учебных мероприятиях 1 1
3.9 Обучение в учебно-тренировочном походе 10 2 8
3.10 Организация и проведение зачётов и экзаменов 6 2 2 2
 
  Итого по п. 3:

3.1. Система подготовки туристских общественных кадров. Нормативные документы по подготовке кадров. Краткий обзор и повторение темы 3.1. СУ-3 с учётом результатов тестирования слушателей.Изменения и дополнения в системе подготовки кадров. Переподготовка и повышение квалификации руководителей и участников туристских походов и туристского общественного актива. Структура, содержание и организация обу­чения и спортивной тренировки в системах подготовки туристских кадров. Аттестация туристских общественных кадров.

3.2. Организация и проведение учебных мероприятий СУ. Работа преподавательского состава и стажёров. Задачи инструктора (тренера) в школах СУ. Организационно-методические принципы проведения школ, семинаров и сборов по подготовке общественных туристских кадров (планирование, организация и методические принципы обеспечения эффективности учеб­но-воспитательной работы). Особенности работы с инструкторами. Помощь в подготовке занятий.

3.3.Основы педагогики и методики обучения. Краткий обзор и повторение раздела «Основы обучения» темы 3.3. СУ-3 с учётом результатов тестирования слушателей.Общие вопросы методологии обучения. Сущность процесса обучения. Взаимность обучения и воспитания. Понятия "знания", "навыки", "умения". Роль инструктора в обучении. Процесс усвоения знаний, навыков, умений. Основные принципы обучения — научность, связь теории и практики, сознательность и активность слушателей, наглядность, систематичность, последовательность и доступность обучения, прочность усвоения. Индивидуальный подход. Методы обучения: устное изложение материала, беседа, показ с пояснением, демонстрационный метод, практическое занятие, самостоятельная работа, семинарские занятия. Практические методы обучения и их использование в туристской подготовке. Учет, про­верка и оценка знаний, умений, навыков.

3.4.Учебная работа инструктора. Подготовка и проведение лекций, бесед и практических занятий. Краткий обзор и повторение темы 3.3. СУ-3 с учётом результатов тестирования слушателей. Назначение каждого вида занятий: лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия. Разработка учебно-планирующей документации: рабочий учебный план, конспекты лекций, тексты лекций, планы-конспекты методичес­ких, семинарских и практических занятий. Разработка задач и упражнений для семинарских и практических занятий. Планирование и проектирование учебно-тренировочного полигона. Необходимость индивидуального обучения практическим навыкам и умениям. Варианты приёмов обучения в зависимости от темы, задачи и условий проведения занятия. Роль методических указаний к занятиям всех видов для повышения качества обучения. Подробный анализ примерной схемы методических указаний. Примеры соблюдения дидактических принципов в методических указаниях. Рекомендуемый порядок разработки методических указаний ко всем занятиям во время работы школы и выездных сборов. Обмен опытом подготовки к занятиям и применения различных форм и приёмов обучения. Практика в составлении: а) конспекта и методических указаний к лекции; б) методических указаний к практическим занятиям в помещении и на местности по темам программы СУ. Практика в рецензировании этих материалов и детальный анализ сделанных слушателями разработок. Практика в чтении лекций по своим конспектам и методическим указаниям. Практика в проведении бесед и практических занятий с группой (в присутствии остальных слушателей). Практика в проведении учебного разбора в группе. Анализ слушателями каждого вида практики.

 

3.5.Теория и методика физического воспитания в СТ. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Способствующие виды спорта. Организация и проведение подготовительных тренировок. Закаливание организма. Личная гигиена туриста, уход за телом. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Краткие сведения о строении человеческого организма и функциях его основных органов. Ведущая роль центральной нервной системы. Влияние физических упражнений. Воспитание и развитие физических качеств (выносливости, силы, быстроты и пр.) и формирование специальных двигательных навыков (обучение движениям). Различные виды спорта как средство повышения физической подготовки при организации круглогодичных и пред походных тренировок. Организация и проведение спортивной тренировки. Содержание. Подбор упражнений в зависимости от условий предстоящего похода и периода подготовки, физиологические основы физподготовки. Задачи общей и специальной подготовки на разных стадиях обучения. Необходимые уровни, принципы и общие методы развития физических качеств. Методика развития силы. Повторный метод, метод "до отказа", метод "максимальных усилий", специальные упражнения. Методика развития быстроты, переменный метод, соревновательный метод, специальные упражнения. Общая и специальная выносливость. Силовая, статическая и динамическая выносливость. Методика воспитания выносливости. Принципы и методика развития ловкости. Тренировка координации и быстроты реакции. Тесты для оценки уровня физического развития и тренированности. Особенности физической подготовки для физически слабо развитых людей. Обеспечение безопасности при занятиях физподготовкой. Методические указания к проведению занятий. Основные моменты: необходимость психологической и физической разминки, чередование нагрузки и отдыха, повышение внешней грузки и ее регулирования, внесение точных элементов закрепляемого движения или навыка, элементов нового. Контроль уровня подготовки. Недопустимость перегрузок. Включение элементов соревнований. Приемы, оценки, поощрения и наказания. Разбор занятий.

 

Тренерская подготовка

3.6.1.Основные понятия и общая характеристика системы подготовки спортсмена. Принципы рационального построения процесса спортивной тренировки. Система тренирующей подго­товки и ее преимущества по обеспечению физической, психологической, морально-волевой, теоретической, технической, тактической, поход­ной и соревновательной подготовленности, в развитии коллектива и культуры общения, в интегральном обеспечении безопасности походов. Понятие о тренировочном процессе, как о систематических заняти­ях по туристской подготовке, подчинявшихся дидактическим принципам спортивной тренировки. Понятие о структуре системы туристско-спортивной подготовки: цели, задачи, управление, условия подготовки, этапы, средства, методы, нагрузки, формы занятий, микро-, мезо-, макроциклы трени­ровки, многолетняя подготовка. Многолетний цикл подготовки. Годовой цикл подготовки: подготовительный период, переходный период. Мезоциклы, микроциклы в разные периоды. Содержание и структура распределения объемов подготовки по периодам, мезоциклам и микроциклам. Динамика интенсивности занятий в разные периоды. Инструктор (тренер) по спортивному туризму: ква­лификационные требования, подготовка, переподготовка, повышения квалификации, права и обязанности. Аттестация и присвоение категорий. Система подготовки спортсмена как сложное, многофакторное явление (цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п.). Понятие "подготовленностъ" и "тренированность". Спортивная тренировка, как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена. Понятия общей и специальной тренированности. Адаптация в спортивной тренировке (типы и стадии). Утомле­ние и восстановление при мышечной деятельности, изменение функци­ональных возможностей спортсменов в процессе мышечной деятельнос­ти. Нагрузка в спортивной тренировке: характеристика нагрузок, применяющихся в спортивной тренировке; компоненты тренировочной нагрузки, определяющие направленность и величину воздействия (ха­рактер упражнений, интенсивность работы, продолжительность упраж­нений и интервалов отдыха). Средства и методы спортивной трениров­ки. Практика планирования круглогодичного тренировочного цикла с одним, двумя и более основными (соревновательными) периодами. Интегральный показатель функциональной подготовленности – физической работоспособности – PWC170. Адаптированная к туризму методика тестирования PWC170. Нормативные показатели физической подготовленности с учётом возраста по тестам Душанина. Методика тестирования. Динамика показателей тестирования в тренировочном процессе. Понятие об адаптивном туризме как часть адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными физическими возможностями, включая инвалидов. Особенности тренировочного процесса в адаптивном туризме.

3.6.2.Содержание спортивной тренировки. Техническая подготовка. Структура технической подготовлен­ности (эффективность, стабильность, вариативность и экономичность техники). Методика технической подготовки (общие основы управле­ния движениями и технического совершенствования, стадии и этапы технического совершенствования). Тактика в спорте, структура тактической подготовленности и методы совершенствования. Особенности тактической подготовленнос­ти в спортивном туризме. Физическая подготовка. Выносливость: структура выносливости (общая и специальная выносливость, мощность и емкость процессов энергообразования, экономичность работы и эффективность использо­вания функционального потенциала, специфичность приспособительных реакций, устойчивость двигательных навыков); методика развития вы­носливости и методы ее оценки. Силовые способности, их структура, методика развития и методы оценки. Гибкость (структура', методика развития и методы оценки). Координационные способности (структура, методика развития и метода оценки). Психологическая подготовка. Структура и совершенствование мо­ральных и волевых качеств. Структура и совершенствование психичес­ких возможностей (совершенствование реагирования, вероятностного прогнозирования, наблюдения и внимания; совершенствование психи­ческой регуляции мышечной деятельности; совершенствование способ­ности к предельной мобилизации функциональных возможностей; управ­ление «предстартовым состоянием»; формирование устойчивого интере­са к спортивному совершенствованию).

3.6.3. Основы структуры тренировочного процесса и методика построения занятий. Методика построения занятий (основная педагогическая направ­ленность, нагрузка, типы и организация занятий). Методика постро­ения микроциклов и мезоциклов (типы тренировочных микро- и мезо-циклов, структура, содержание, направленность занятий). Методика пос­троения тренировочного процесса в макроциклах (виды и общая струк­тура макроциклов, периодизация тренировки в отдельном макропикле: подготовительный, основной и переходный периоды). Особенности пос­троения макроциклов в спортивном туризме. Структура многолетней подготовки в спортивном туризме (общая структура многолетней под­готовки и определяющие ее факторы; тренировка на различных этапах многолетней подготовки; основные направления интенсификации трени­ровочного процесса; динамика нагрузок и соотношение работы различ­ной преимущественной направленности). Управление и контроль в спортивной тренировке. Средства вос­становления работоспособности и адаптационных процес­сов (основные направления планирования и использования восстанови­тельных средств в тренировочном процессе; особенности подготовки в условиях холодного и жаркого климата, в связи с погодными услови­ями, со сменой поясного времени, в условиях среднегорья и высоко­горья).

3.6.4. Подготовка и повышение квалификации инструктора (тренера) СТ. Тренер по спортивному туризму - функции, задачи, структура деятельности. Возможные направления специализации в работе тренера: спортивная тренировка детей и юношества, студенческой молодежи, взрослых спортсменов; тренер по технике при подготовке команд к туристским соревнованиям; тренер-консультант при подготовке туристских групп к спортивным походам и т.д. Обобщенная модель тренера: структура, содержание и методы его подготовки. Анализ структуры обучения тренера в системе подготовки ин­структоров (тренеров), старших инструкторов (тренеров). Пути соверше­нствования этой системы. Самообразование как многолетний процесс повышения квалифика­ции тренерских кадров. Организация личной работы: библиографичес­кая картотека, библиографический и патентный поиск, работа с ли­тературой (конспектирование, реферирование). Учебная и специальная (монографическая) литература для само­образования тренеров: спортивно-педагогическая, спортивно-психо­логическая, медико-биологическая, статистическая и метрологическая, экологическая и др. Самостоятельная исследовательская работа тренера. Освоение методов педагогических наблюдений, педагогического эксперимента, социально-психологического анкетирования, моделирования, систем­ного анализа, математической статистики и др. Участие в научно-методических конференциях по спортивному туризму.

3.7. Психологические аспекты сложных путешествий. Понятие психологического климата туристской группы. Конфликты, причины возникновения, способы их преодоления. Психологическая тактика руководителя группы. Система морально-психологической подготовки: совокупность психологических и этических знаний: личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей; выработка навыков, умений, привычек, интуиция в вопросах общения и взаимодействия: контроль и оценка достигнутого результата. Особенности психологии малых групп.

3.8. Воспитательная работа в учебных мероприятиях. Сущность процесса воспитания. Единство воспитания и обучения. Воспитательное воздействие коллектива. Дисциплина на занятиях. Распорядок дня, организация практических занятий. Значение общих построений, атрибутики (единая форма, эмблемы и т.д.), общего лагеря. Специфические возможности УТП: взаимопомощь учебных отделений, помощь другим туристским группам. Личный пример инструкторов и руководства.

 

3.9. Обучение в учебно-тренировочном походе. Особенности учебно-тренировочного похода как заключительного этапа обучения учебного мероприятия. Его отличие (по целям, задачам, специфике комплектования учебной группы, выбо­ру района и маршрута, характеру подготовки и проведения) от спор­тивного похода. Принципы планирования, организации, подготовки и проведения учебно-тренировочных походов выходного дня (двухдневных), много­дневных некатегорийных и сложных категорийных походов. Особенности планирования маршрута и соответствующего ему уче­бного плана и расписания занятий. Особенности организации учебных занятий непосредственно при движении по маршруту, а также на мес­те бивака. Творческая работа инструктора-тренера по обеспечению максималь­ной эффективности учебной работы на маршруте похода (организация и проведение педагогических наблюдений, педагогического эксперимен­та, разработка и применение методов контроля и т.п.).

3.10. Организация и проведение зачётов и экзаменов. Подготовка завершающего периода работы учебных мероприятий. Разработка контрольных вопросов, распределение их по билетам. Прием зачетов. Организация приема экзаменов экзаменационной комиссией. Оценка ответов. Зачёт домашних заданий. Итоговое обсуждение. Учебная практика стажёров — работа в экзаменационной комиссии.

 

Методическая подготовка

Специализированный уровень – углублённая специализация вида

СУ - 4. Методическая подготовка по проведению школ НУ и БУ

 

Наименование тем Количество часов
Всего В том числе
Лекц. Сем. Прак.
  СУ - 4. Методическая подготовка по проведению школ НУ и БУ.        
4.1 Организация, подготовка и проведения СП, СПТ, П. Особенности УТП. 3 2 1
4.2 Снаряжение 3 2 1
4.3 Питание 6 2 2 2
4.4 Топография 8 2 2 4
4.5 Ориентирование на местности (особенности вида) 8 2 2 4
4.6 Стратегия и тактика СП и УТП, СПТ и П (1 - 2 к.с.) 8 2 2 4
4.7 Основы техники движения и преодоления естественных препятствий 18 2 16
4.8 Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение 14 2 12
4.9 Причины травматизма и обеспечение безопасности 20 2 2 16
4.10 Взаимоотношения в туристской группе 4 2 2
4.11 Гигиена туриста. Медицинское обеспечение похода 1-2 к.с., первая медицинская помощь. 10 2 2 6
4.12 Общая и специальная физическая подготовка туриста. Основные принципы спортивной тренировки в данном виде туризма. 22 2 4 16
4.13 Основы выживания. Действия в экстремальных ситуациях. 14 2 12
4.14 Обзор района проведения спортивного похода или УТП 1 1
Итого:

 

На данном этапе подготовки даются методические рекомендации по чтению лекций, проведению семинарских и практических занятий по конкретным разделам программы специальной подготовки начального и базового уровней, применительно к конкретному виду СТ.

 

4.1. Организация, подготовка и проведения СП, СПТ, П. Особенности УТП. Цель и задачи и главные требования к УТП. Комплектование учебных групп, распределение обязанностей. Основные этапы пред походной подготовки. План подготовки похода. Выбор и изучение района похода. Сос­тавление и изучение маршрута движения. Планирование учебной работы, подготовка к занятиям на маршруте. Роль инструктора в подготовке группы к походу и во время УТП. Отличия учебно-тренировочного похода от спортивного. Основная задача - обеспечение учебного процесса. Специфичес­кие формы обучения в период учебного похода: регулярные разборы занятий, обсуждение препятствий, выбор тактики их преодоления, ана­лиз действий занимающихся. Стратегическая задача походов 1-2 к.сл. – организация быта в полевых условиях.

4.2. Снаряжение. Методика подбора снаряжения в зависимости от сложности маршрута похода, походных условий и района. Виды снаряжения. Критерии оценки пригодности снаряжения. Использование, изготовление и ремонт снаряжения.

 

4.3. Питание. Методические указания к проведению занятия. Выдача домашнего задания. Составление набора продуктов дневного рациона питания и меню для конкретного путешествия заданной категории сложности. Основные моменты: зависимость дневного рациона питания от режима похода. Особенности приготовления пищи в походе. Отработка практических навыков и умений по теме. Характерные ошибки. Оценка слушателей. Разбор занятия.

 

4.4.Топография и 4.5. Ориентирование на местности (особенности вида). Методы обучения умению работать с картой в помещении и на местности. Топографический диктант, основные правила его составления. Приемы обучения ориентированию на местности. Способы контроля эффективности обучения. Использование соревнований по ориентированию, маркированных трасс, игровых методов на различных этапах обучения и в разное время года. Современные методики контроля правильности выполнения заданий.

 

4.6. Стратегия и тактика СП и УТП, СПТ и П (1 - 2 к.с.) Краткий обзор и повторение темы 2.2. БУ-2 с учётом результатов тестирования слушателей. Понятие тактики в туризме. Содержание тактической подготовки туриста: тактика в туризме (выбор района похода, разработка маршрута, выбор сроков, подготовка календарного плана похода и др.); технико-тактические задачи и способы их решения; условия обеспе­чения безопасности. Самостоятельная разработка тактического плана прохождения маршру­та. Поведение в экстремальных условиях и маневр. Особенности обу­чения тактике туризма на местности и в условиях похода. Обучение выбору и оперативному анализу правильных тактических действий на маршруте. Систематический контроль за уровнем подготовленности на всех этапах обучения. Тактические игры и решения задач по тактическим ситуациям.

 

4.7. Основы техники движения и преодоления естественных препятствий. Методика обучения техники движения и преодоления естественных препятствий. Характеристика естественных препятствий, встречающихся в походах различных категорий сложности. Техника движения на маршруте. Способы преодоления препятствий. Страховка и самостраховка. Мето­дические приемы обучения отдельным упражнениям. Оценка опасных уча­стков маршрута. Выбор места для проведения практических занятий. Подготовка к занятиям. Обеспечение безопасности.

 

4.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Методические указания к проведению занятий. Важность основных моментов: выбор безопасных и удобных мест привалов и ночлегов. Обеспечение бивачным снаряжением в зависимости от условий похода. Дежурство. Приемы закрепления навыков и умений по организации биваков. Важность оценки деятельности слушателей. Разбор занятий.

 

4.9. Причины травматизма и обеспечение безопасности. Основная причина несчастных случаев – человеческий фактор (не умение правильно оценить обстановку). Особые требования по обеспечению безопасности практических занятий. Составление плана-конспекта и методических указаний к нему. Основные моменты: выбор мест страховки, надежность страховки и самостраховки, особенность страховки на различных видах рельефа, границы применимости каждого вида и способа страховки. Организация работы с группой на практических занятиях. Разбор занятия. Необходимость комплекса защитных мероприятий организационного, технического, воспитательного и учебного характера. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное решение. Примеры накопленного опыта обеспечения безопасности в походах. Необходимость систематического статистического анализа данных.

 

4.10. Взаимоотношения в туристской группе. Психология спортивной и учебной группы и особенности их формирования. Виды учебных групп, их характеристики. Ролевая структура и лидерство в учебной груп­пе. Стили руководства в учебной группе. Конфликты и условия их появления. Оптимальный психологичес­кий климат в группе, способы его формирования. Цель - умение научить руководить учебной группой с учетом психологи­ческих особенностей каждого слушателя.

 

4.11. Гигиена туриста. Медицинское обеспечение похода 1-2 к.с., первая медицинская помощь. Методика проведения практических занятий по медицинскому обеспечению, обработке ран, наложению повязок, способам реанимации и транспортировке пострадавшего. Выделение наиболее характерных травм и меры предупреждение травматизма. Характерные ошибки. Разбор.

 

4.12. Общая и специальная физическая подготовка туриста. Основные принципы спортивной тренировки в данном виде туризма.Методические указания к проведению занятий. Основные моменты: необходимость психологической и физической разминки, чередование нагрузки и отдыха, повышение внешней грузки и ее регулирования, внесение точных элементов закрепляемого движения или навыка, элементов нового. Контроль уровня подготовки. Недопустимость перегрузок. Включение элементов соревнований. Приемы, оценки, поощрения и наказания. Разбор занятия.

 

4.13. Основы выживания. Действия в экстремальных ситуациях (на основе лыжных походов). Методические указания по проведению занятий. Анализ ситуаций при организации спасработ. Разработка плана поисково-спасательных работ. Отработка навыков активного проведения поисково-спасательных работ. Характерно ошибки. Разбор практических занятий. Методика обучения. Поиск пострадавшего в лавине. Правила и тактика зондирования и откапывания, своевременного оказания помощи пострадавшему. Действия группы при затягивании поисков. Методические указания к практическим занятиям.

 

4.14. Обзор района проведения спортивного похода или УТП. Методикапроведения занятий по теме 2.2. СУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и тестирования слушателей. Обратить особое внимания на характерные препятствия района и потенциальные опасности, а также разработку запасных и аварийных вариантов маршрута.

Высший уровень – спортивное мастерство


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!