Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИ­МАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ ОБЩЕ­СТВЕННОГО РАЗВИТИЯ



К проблеме периодизации истории человечества в жи­вом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них – линейный: взгляд на всемирную историю как на единый процесс пос­тупательного восходящего развития человечества, выделяются определенные стадии в истории человечества. Второй подход – цивилизаци­онный:исходит из того, что в человеческой исто­рии выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.

Линейный подход в периодизации исторического про­цесса нашел свое проявление и в вычленении таких основ­ных стадий истории человечества, как дикость, варварство и цивилизация. Человеческая история подразделя­лась на: охотничье-собирательский (пастушеский), землевла­дельческий и торгово-промышленный периоды (А. Тюрго, А. Смит и др.). В истории чело­вечества пять всемирно-исторических эпох: древневосточная (IV– II тыс. до н.э.), античная (VIII в. до н.э.– V в. н.э.), средневеко­вая (VI –ХV вв.), новая (конец XVII в.– 1917г.) и новейшая истории (1917г. – до наших дней). Более общепринятым в рамках новоевропейскойтрадиции постренессансного вре­мени стало деление истории на три поступательные стадии исторического процесса – древность, средние века, Новое время.

В марксистской концепции периодизация исторического процесса да­стся через смену общественно-экономических формаций. Культурно-истори­ческая реальность, для которой характерны определенный уровень развития производительных сил и установившиеся формы производственных отноше­ний, называется общественно-экономической формацией. Исторический процесс рассматривается как последовательная смена формаций (перво­бытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, со­циалистическая) в рамках формационного подхода (Маркс). Способ смены формаций – революция. Современную стадию социальной периодизации ис­тории принято называть этапом постиндустриального об­щества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.). В исто­рии человечества постиндустриалисты выделяют три стадии: 1) традиционного (аграрного) общества; 2) индустри­ально­го (промышленного) общества; 3) постиндустриального (сверхиндуст­риального, информационного, технотронного и т.п.) общества.

Термин «цивилизация»(от лат. – гражданский, госу­дарственный) упот­ребляется в нескольких смыслах: как ступень исторического развития че­ловечест­ва, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс,
О. Тоффлер); как синоним культуры (А. Тойнби и др.); как уровень (ступень) развития того или иного ре­
гиона либо отдельного этноса (античная цивилизация,
например); как определенная стадия в развитии локальных куль­
тур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер, «Закат
Европы»).



При всех различиях в подходах к цивилизации все же ее наиболее обще­признанными чертамиявляется то, что сам переход к цивилизации является узловым моментом ста­новления и развития человеческой истории. Цивилиза­ция означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающий­ся от варварства. Цивилизация не сво­дится лишь только к одному, хотя и очень важному, экономическому пара­метру развития общества, а включает в себя и такие важнейшие моменты, как культурологический, географический, духов­ный, обусловливая уникальность и неповторимость каждой цивилизации.

Опираясь на различные подходы к пониманию цивили­зации, имеющие место в предшествующей традиции, а так­же учитывая современное состояние этой проблемы, можно дать следующее определение этого сложного понятия:

Цивилизация – это устойчивое культурно-историчес­кое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и куль­турных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, на­личием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответст­вующих географических рамок.

Сущность цивилизационного подхода: история человечества подразде­ляется на несколько совер­шенно самостоятельных образований – локальных ци­вилиза­ций,каждая из которых имеет свою собственную самосто­ятельную ис­торию, отличается неповторимостью истори­ческих явлений, уникальностью культурно-исторических событий.



В настоящее время необходим интеграционный подход к интерпрета­ции мировой истории. Он учитывает поступа­тельно-стадиальный прогрес­сивный характер развития че­ловеческой истории, ее развитие во времени, хронологию, всю многомерность, сложность, уникальность отдельных куль­тур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве. Только в рамках такого подхода историчес­кий процесс может быть рассмотрен во всем многообразии его характеристик, вариативности исторического раз­вития, в направленности на плюралистический диалог культур и обос­нова­ние перспектив цивилизационного развития.

Специфика законов общественного развития. От любых других процессов в реальном мире история отличается тем, что она не существует помимо деятельности людей: поскольку решения и дейст­вия людей составляют содержание исторического процесса, он зависит от сознания каждого человека, а так как людей очень много, зависимость от сознания отдельного человека очень мала. Таким образом, исторический процесс объективен, хотя и основан на субъективности людей. С этим свя­заны особенности действия социальных законов по сравнению с законами природы:

1) действие социальных законов непрямое, ничто не заставляет чело­века поступать «как следует», законы влияют на то, какими будут результаты действий;
2) действие социальных законов – статистическое, то есть не в ста процентах случаев, а лишь в подавляющем большинстве;

3) социальные законы трудно обнаружить, поскольку в истории невоз­можны повторения;

4) социальные законы не поддаются экспериментальной проверке и их прогностическая функция очень ограничена.

Субъектами истории являются и отдельные личности, и группы людей (в том числе очень большие). Их основными характеристиками являются ра­зумность и свобода, т.е. люди сознательно выбирают цели своих действий и делают то, что считают нужным. Однако, так как субъектов – огромное коли­чество, их цели и сами действия перемешиваются и влияют друг на друга. Хаос в историческом процессе не наступает потому, что субъекты не явля­ются вообще несовместимыми: их цели, интересы, личные особенности в значительной степени зависят от окружающего мира и общества, а этот мир каждый отдельный человек застает уже готовым и общим. Поэтому и в том, какими становятся люди и их интересы, тоже есть общие основания. Особен­ности конкретных субъектов и каждое конкретное их взаимодействие слу­чайны, но проявления общности зависят от общего реального основания, а значит – в случайных формах закономерно отражаются свойственные этой реальности проблемы и конфликты, т.е. ее сущность. Каждое историческое событие имеет характеристики и случайности (форма), и закономерности (сущность развития).

Глубокие, важные для многих людей проблемы вызывают сближение ин­тересов, огромные массы людей даже без специального намерения оказыва­ются объединенными – это стихийные начала, связанные с проявлениями общего в человеческих интересах. Осознанные интересы порождают цель, и стихийное движение может быть систематизировано и преобразовано в организованное.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!