Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основы организации физического воспитания в вузе



 

Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:

• преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

• интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

• проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

• проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно Использовать- знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

• ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

• коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

* социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:



* понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

* знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

* формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

• овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

• обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

• приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей'"|

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

• физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

• социально-биологические основы физической культуры;

• основы здорового образа и стиля жизни;

• оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

• профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.



Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного: Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

• методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

• методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

• основы методики самомассажа;

• методику корригирующей гимнастики для глаз;

* овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

* методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального, физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1.2, 1.3).

 

Таблица 1.2.

Обязательные тесты физической подготовленности

студентов основного и спортивного учебных отделений

 

Тест на скорость, силу и выносливость Оценка в очках
э
    Мужчины
Бег 100 м (с) 13,2 13,6 14.0 14,3 14,6
Подтягивание на перекладине (число раз)
Бег 3000 м (мин, с) 12.00 12.35 13.10 13.50 14.30
    Женщины
Бег 100 м (с) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища из положения лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (число раз)
Бег 2000 м (мин, с) 10.15 10.50 11.15 11.50 12.10

 

Примечание. Упражнения и тесты по профессионалыю-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра 4т.чичсс1«)го воспитания.

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

• иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться

в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни! Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

 

Таблица 1.3.

Контрольные тесты для оценки физической

подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

 

Тест Оценка и очках
2s
    Мужчины
Бег 5000 м (мин, с) 21.30 22.30 23.30 24.50 25.40
Бег на лыжах 5 км (мин, с) 23.50 25.00 26.25 27.45 28.30
или 10 км (мин, с) 50.00 52.00 55.00 58.00 б/врем.
Плавание 50 м (с) 40,0 44,0 48,0 57,0 б/врем.
или 100 м (мин, с) 1.40 1.50 2.00 2.15 2.30
Прыжки и длину с места (см)
Прыжки в длину с разбега (см)
или в высоту (см)
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз)
Переворот силой в упор на перекладине (число раз)
Поднимание на висе ног до касания перекладины (число раз)
    Женщин
Бег 3000 м (мин, с) 19.0 20.15 21.0 22.0 22.30
Бег на лыжах 3 км (мин, с) 18.00 18.30 19.30 20.00 21.00
или 5 км (мин, с) 31.00 32.30 34.15 36.40 б/врем.
Плавание 50 м (мин, с) 0.54 1.03 1.14 1.24 б/врем.
или 100 м (мин, с) 2.15 2.40 3.05 3.35 4.10
Прыжки и длину с места (см)
Прыжки в длину с разбега или и высоту (см)
Подтягивание в висе лежа (перекладин на высоте 90 см) (число раз)
Приседание па одной ноге с опорой pукой о стенку (число раз)

 

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:

• теоретических, практических, контрольных;

• элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;

• индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

* самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;

Внеучебные занятия организуются в форме:

• выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

* занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

• самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

• массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

 

Контрольные вопросы

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.

2. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.

3. Спорт — явление культурной жизни.

4. Компоненты физической культуры, физическое воспитание;

физическое развитие; ,

• профессионально-прикладная физическая культура;

• оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

* фоновые виды физической культуры;

* средства физической культуры.

5. Физическая культура в структуре профессионального образования.

6. Физическая культура личности студента.

7. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

8. Профессиональная направленность физической культуры.

9. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

10. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

11. Гуманитарная значимость физической культуры.

12. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.

13. Основы организации физического воспитания в вузе.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!