Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Секретные Севрские соглашения



Переговоры длились 48 часов и закончились подписанием секретного протокола., Израиль должен был атаковать Египет, а Англия и Франция вслед за этим должны были вторгнуться в зону Суэцкого канала, объясняя свои действия «защитой канала и необходимостью разделить враждующие стороны». Предполагалось, что по окончании войны Израиль аннексирует весь Синай или, по крайней мере, его восточную треть по линии Эль-Ариш — Шарм-аль-Шейх. Израиль при этом обязался не атаковать Иорданию, а Великобритания не оказывать помощь Иордании, если она атакует Израиль.

Следуя секретному соглашению с Израилем, Англия и Франция наложили вето на предложенную США резолюцию СБ ООН, призывающую Израиль прекратить агрессию против Египта. Англия и Франция выдвинули собственное требование, призывающие обе стороны конфликта отвести войска на 30 км от Суэцкого канала. Египет отказался выполнять его, и обе страны начали против него военные действия.

С критикой действий Великобритании, Франции и Израиля выступили многие страны. Особенно активной была позиция СССР. Советский лидер Н. С. Хрущёв угрожал Великобритании, Франции и Израилю самыми решительными мерами, вплоть до применения ракетных ударов по территории этих стран[33]. Подобное развитие событий неизбежно привело бы к ядерной войне между СССР и США.

Прекратить агрессию на Ближнем Востоке потребовали от своих союзников и Соединенные Штаты Америки. 2 ноября 1956 чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН потребовала прекратить военные действия, вывести с территории Египта войска всех трёх государств и открыть Суэцкий канал.

6 ноября 1956 года вступило в силу соглашение о перемирии, а 15 ноября в зоне канала были размещены первые подразделения сил ООН. Это была первая миротворческая операция Организации Объединённых Наций.

Последствия

события послужили значительному упрочнению дипломатических позиций ООН как в регионе, так и в мире в целом. В результате создания миротворческих сил ООН и их успешного использования для реализации требований Генеральной Ассамблеи стал возможен принципиально новый тип участия Организации Объединённых Наций в разрешении конфликтов.

Берлинский кризис

В 1948 г. впервые с момента окончания Второй мировой войны мир оказался на грани третьей мировой войны.

Летом 1948 г. в Лондоне западные страны принимают решение о строительстве сильного западногерманского государства, которое стало бы главным препятствием для продвижения коммунизма на Запад. Для этой цели они объединили все свои зоны оккупации и образовали одну, так называемую «Тризонию». Москва настаивала на том, чтобы Германия, как это было определено на Ялтинской встрече «Большой тройки», оставалась единым демократическим антифашистским государством с единым правительством



22 июня 1948 г. Сталин в ответ на введение западной немецкой марки в Берлине проводит денежную реформу в советской зоне оккупации и районе Большого Берлина. А через два дня советские оккупационные власти по «техническим причинам» полностью перекрывают наземные пути сообщения, связывающие Берлин с западной зоной. В свою очередь, западные державы создают «воздушный мост», по которому почти год, с июня 1948 по май 1949 г., снабжают всем необходимым западную часть Берлина. Советское руководство вынуждено было признать поражение своей попытки блокады Берлина.

Сталину не удалось помешать созданию западногерманского государства. 20 сентября 1949 г. «Тризония» была официально объявлена государством под названием Федеративная Республика Германии (ФРГ). Итогом берлинского кризиса стало дальнейшее обострение конфронтации двух систем и появление двух Германий. 7 октября 1949 г. на востоке страны была образована Германская Демократическая Республика (ГДР).

Кари́бский кризис — чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962.

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил советские ракеты средней дальности Р-12. 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.



Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро. Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости.

Корейская война

С окончанием Второй мировой войны Корея, бывшая колония Японии, искусственно разделенная на советскую и американскую (южнее) зоны оккупации, становится источником напряженности.. Весной 1950 г. Сталин уступил неоднократным просьбам Ким Ир Сена и одобрил его план вторжения на юг. Тогда же Северная Корея получила крупные партии советского оружия.

25 июня 1950 г. войска Северной Кореи распространили свой контроль на всю территорию Юга вплоть до Пусана. Южная Корея обратилась в Совет Безопасности за помощью. В соответствии с решением Совета Безопасности ООН, которое СССР бойкотировал, США вмешались в войну. На стороне Северной Кореи выступили войска коммунистического Китая. Война перешла в затяжную фазу и грозила перерасти в новую мировую войну. В небе Кореи завязались жестокие бои между американскими и советскими летчиками, прибывшими в КНДР по просьбе Мао Цзэдуна.

Американский главнокомандующий Дуглас Макартур собирался воспользоваться случаем напасть на Китай и для этого был готов подвергнуть его атомной бомбардировке. В результате мирных переговоров, начатых 9 июля 1951 г., было подписано перемирие на основе статус-кво.

Опасаясь советской угрозы, Соединенные Штаты в конце 1953 г. начали размещать на территории Западной Европы тактическое ядерное оружие.

Ставка на силу, угроза ее применения становятся для США и СССР главным инструментом в международной политике. Она явилась отправной точкой нового этапа дорогостоящей и крайне опасной гонки вооружений.

Вьетнамская война

Вьетнамская война началась в августе 1964 с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого суда береговой охраны ДРВ обстреляли американские эсминцы, оказывавших огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с партизанами.

Параллельно с февраля 1965 США начали массированные бомбардировки территории ДРВ,. Впоследствии военные действия охватили территорию не только собственно Вьетнама, но и соседних с ним Лаоса и Камбоджи. В мае 1968 начались мирные переговоры в Париже, первоначально только между США и ДРВ, а затем, с января 1969, с участием представителей сайгонского режима и НФОЮВ.

После более чем четырех лет переговоров, 27 января 1973 администрация США пошла на подписание соглашения с ДРВ об условиях вывода своих войск из Вьетнама. В феврале-марте 1973 в Париже состоялась международная конференция по Индокитаю, закрепившая Парижские мирные соглашения о прекращении войны и поддержании мира во Вьетнаме. В 1973 г. американская армия покинула Индокитай. В государствах этого региона власть полностью перешла к силам, ориентирующимся на СССР и Китай.

Она завершилась в апреле 1975 года. Уже к 1968 СССР занял лидирующее положение среди стран, поддерживавших ДРВ, оттеснив Китайскую Народную Республику на второе место.

Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон. С одной стороны - правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА), и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой.

18 марта 1979г правительство Афганистана просило о военной помощи. 27 декабря 1979г советские войска прибыли в Афганистан. Советские военные предприняли меры по обеспечению безопасности. К началу 1980г в Афганистане было 50 тыс. советских солдат и офицеров. Исламисты ушли в горы, там у них была отличная огневая позиция. С гор исламисты обстреливали советские автоколонны.

В середине 80-х стала видна бесперспективность военной операции в Афганистане. 14апреля 1988г в Женеве подписано соглашение о политическом регулировании между СССР, США, Пакистаном и Афганистаном.

15 февраля 1989г советские войска покинули Афганистан.

Война положила начало распаду колониальной системы. В результате национально-освободительного движения получили независимость такие крупнейшие страны как Индия, Индонезия, Бирма, Цейлон, Египет. Всего за послевоенное десятилетие получили независимость около 40 государств, от колониальной зависимости освободились около 1,5 млрд. человек. Освобождавшиеся от колониальной зависимости страны и народы определяли свой путь развития. Страны Азии, Африки, Латинской Америки на протяжении нескольких столетий испытывали сильное давление со стороны метрополий – западных держав, которые сохраняли здесь значительное влияние. Однако социальные потрясения и конфликты первой половины ХХ века привели к тому, что в некоторых странах появились силы, выступавшие за советский путь развития. Бедные страны не имели предпосылок для перехода к рыночным отношениям. В этих условиях марксистско-ленинский социализм казался спасением. Помощь СССР была разносторонней – безвозмездные кредиты, поставки оружия, подготовка кадров, строительство заводов…

Интеллигенция, лишенная возможности применять свои знания на родине, обостренно

воспринимающая неравноправное положение своих стран, знакомая с жизнью

западного мира, она сумела убедить население в том, что только

независимость является средством преодоления отсталости и гарантией

вхождения в мировое сообщество на равноправной основе. Заслуга ее

состоит еще в том, что ее пропаганда способствовала

зарождению национального самосознания и росту чувства национальной

гордости. Именно интеллигенция создала национальные политические партии,

пользовавшиеся к концу второй мировой войны авторитетом среди всех слоев

населения.

Это относительная легкость обретения независимости объяснялась

изменением отношения к колониям со стороны метрополий. Сохранение

колониальных порядков по мере усиления освободительного движения требовало

все больших расходов, что лишало метрополии, и без того ослабленные войной,

средств, необходимых для внутреннего развития.

Обретение независимости позволило бывшим колониям стать субъектами

мировой политики, вступить в ООН. Однако политическая независимость еще не

гарантировала полную самостоятельность молодых государств. Низкий уровень

экономического развития большинства освободившихся стран вынудил их идти на

сотрудничество с развитыми державами, в том числе и с бывшими метрополиями,

что в конечном итоге способствовало трансформации колониализма в

неоколониализм — новый вид зависимости, при котором на смену прямому

политическому подчинению приходят финансовые, экономические и другие

средства подчинения.

Последние колониальные империи:

Франция

Становление французской колониальной империи относится ко времени абсолютизма. Но в результате военных поражений, также и в наполеоновских войнах, ряд колоний ею был утрачен. При реставрации Бурбонов за Францией сохранялись лишь такие сравнительно небольшие "старые колонии", как Мартиника, Гваделупа и некоторые другие. В последующем колониальная империя Франции значительно разрастается, уступая, хотя и значительно, Англии. Франции стали принадлежать обширные территории в Экваториальной, Западной, Северной Африке, в том числе Алжир, Тунис, Марокко, а также Мадагаскар, ИндоКитай (Кохинхина, Камбоджа).

В управлении колониями Франции размах изменений более широк. Так, якобинский Конвент отменил рабство в колониях и заявил об участии населения колоний в выборах Законодательного собрания Франции. При Наполеоне Бонапарте управление колониями осуществлялось назначаемыми из Франции чиновниками. Такое положение сохранялось и позже.

Относительно стабильное управление колониями наступает при Третьей республике. В 1894 г. было образовано министерство колоний, которое в своей деятельности учитывало особое положение каждой колонии, используя разные средства подчинения и властвования. Так, Алжир считался территорией Франции и, будучи поделен на департаменты и округа, управлялся префектами и супрефектами, а общее руководство принадлежало генерал-губернатору, подчиненному министерству внутренних дел. Управление Тунисом и Марокко было иным. Здесь сохранялись местные монархи, власть которых, однако, была номинальной и находилась под полным контролем французских чиновников. Также и в Индокитае: если Южным Вьетнамом Франция управляла непосредственно, то в Аннаме и Камбодже, хотя бы внешне, к управлению допускались представители местных династий.

Португалия:

Используя силу оружия, колонизаторы (конкистадоры) истребили часть местного населения, а оставшиеся поработили. Традиционная государственность индейских племен майя, ацтеков, инков, о которой мы очень мало знаем, была уничтожена.

причины падения колониального господства были

своеобразными для каждой страны, но можно выделить ряд общих причин,

недовольства колониальным режимом, ростом налогов, ввозом

иностранных товаров, вывозом продовольствия и сырья, дискриминацией

местного населения в повседневной жизни, в сфере образования, при приеме на

работу. Усилилось противоречие между иностранным капиталом и национальным сектором, окрепшим за годы войны.

История Португалии как колониальной империи началась около 500 лет назад, когда на территории этой страны существовало Португальское королевство.

 

XV век стал веком великих открытий: 1418 году португальские мореплаватели открыли остров Мадейра, 1427 года - Азорские острова (впоследствии их присоединили к Португалии), 1488 мореплаватель Бартоломеу Диаш, ища путь в Индию, первым из европейцев обогнул Африку с юга и открыл мыс Доброй Надежды, 1498 Васко да Гама проложил морской путь в Индию. А 1500 Педру Алвареш Кабрал, который также направлялся в Индии, сбился с курса и случайно открыл Бразилию, которая вскоре стала португальской колонией.

Неудивительно, что уже до середины XVI в. Португалия превратилась в могущественную

империю, которая владела огромными территориями в Азии, Африке и Южной Америке, а общая площадь всех ее колоний в 20 раз превышала площадь самой метрополии.

Острова Мадейра и Азорские, которые имеют автономию, - это единственное, что осталось от владений Португалии.

 

Страны первого эшелона индустриального развития. Для этой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция, США, а также ряд средних и небольших государств Европы (Бельгия, Голландия, государства Скандинавии), было характерно постепенное овладение индустриальным типом производства. Промышленный переворот, затем переход к Массовому, крупносерийному конвейерному производству происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. К их числу относились следующие.

Во-первых, зрелость товарно-денежных отношений, большая емкость внутреннего рынка, его готовность к поглощению больших объемов промышленной продукции.

Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое в первую очередь и подвергалось модернизации.

В-третьих, наличие многочисленного слоя неимущих, людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, а также — слоя предпринимателей, аккумулировавших капитал и готовых вложить его в производство.

Страны второго эшелона модернизации. Германия, Россия, Италия, Япония, Австро-Венгрия задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии, со старейшими в Европе традициями мануфактурного производства, уже сложившимися в XIX веке центрами промышленности, главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриального развития ускорились. В России, Японии, Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение докапиталистических отношений в деревне, различных форм личной зависимости крестьянства от землевладельцев, ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Противоречия СССР и Китая.

Мао Цзэдун после смерти Сталина претендовал уже не на роль простого статиста. Он возглавлял одну из самых крупных компартий мира.

Претензии на лидерство в международном коммунистическом движении в этом смысле были не беспочвенны. По мнению Мао, Хрущев, будучи моложе по возрасту и имея меньший "стаж" руководства, являлся "младшим" лидером. Однако Хрущев, начав критику Сталина, не соизволил даже посоветоваться с Мао. Это не могло не задеть китайского лидера. Кроме того, удар Хрущева по Сталину ставил под угрозу складывавшийся в Китае культ самого Мао Цзэдуна. В отличие от советского руководства, китайский лидер оценил деятельность Сталина на 70 % как положительную и на 30 % - отрицательную, ошибочную.

Именно амбиции китайского вождя, вошедшие в противоречие со своеобразным характером Никиты Хрущева, способствовали дальнейшему ухудшению взаимоотношений между руководствами советской и китайской компартий.

Н. Хрущев допускал резкие, а порой и просто бестактные высказывания в адрес Пекина. В одном из своих публичных выступлений он сделал оскорбительные выпады лично в адрес Мао Цзэдуна. И хотя связи по межгосударственной линии все-таки развивались, наполнялись все новым и новым содержанием, партийные отношения становились все более натянутыми.Москва выступала за мирное сосуществование, стремилась к устранению угрозы ядерной войны. Пекин выдвигал идею революционной войны.

Мао Цзэдун, очевидно, не мог простить СССР нейтральную позицию по отношению к китайско-индийскому конфликту в 1959 и 1962 гг. Москва пыталась убедить Пекин в необходимости сдержанности, чтобы закрепить Индию на позициях неприсоединения. В Китае это вызвало обиду, и Мао Цзэдун обвинил Советский Союз в провоцировании войны.

С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!