Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Отсутствие организованной системы информационно-справочных служб для регулярного обслуживания массового пользователя



Электронные ИР России

На сегодняшний день большинство ГИР нашей страны представлены осязаемыми документами различных видов: книги, брошюры, журналы, чертежно–конструкторская документация, кинофотодокументы и проч. Однако очень важной и достаточно быстро развивающейся формой представления отечественных ГИР являются электронные массивы информации (ЭМИ), часто объединенные в базы и банки данных, входящие в состав автоматизированных информационных систем (АИС). Естественно, что электронизация национальных ресурсов дает существенный вклад в их активизацию – см. рисунок предыдущей лекции (за счет удобства работы, компактности хранения и простоты распространения). По данным Миннауки РФ ежегодный прирост автоматизированных информационных массивов составляет 11-12%.

На сегодняшний день самый крупный объем автоматизированных ИР России содержится в ВИНИТИ[1]: объем машинного ретрофонда реферативной информации более 25 млн. документов. Имеет место достаточно активный перевод фондов ведущих национальных библиотек в электронную форму[2].

К середине 90-х годов в общем объеме автоматизированных ИР России наибольшую часть составляла научно-техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее генерировались и распространялись БД коммерческой, деловой, правовой информации. При этом если в 1994 году около 53% предприятий разных отраслей народного хозяйства использовали в своей работе автоматизированные БД, то в 2004 практически 100% предприятий применяют в своей работе те или иные БД.

Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную службу в мире информационных товаров и услуг.Всоответствии с постановлением Правительства от 28 февраля 1996 г. № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» государственную регистрацию ЭМИ осуществляют три организации: НТЦ “Информрегистр”, НИИ «Контур» и НТЦ «Система»[3]. Этими организациями создан единый электронный каталог отечественных баз и банков данных, в котором к настоящему времени находится порядка 30 тыс. сведений о БД и их владельцах. При этом обязательной регистрации подлежат лишь БД, созданные с использованием средств госбюджета. В добровольном порядке регистрируются негосударственные БД, создатели которых заинтересованы в продвижении своей продукции на рынке информационных продуктов и услуг.

Оценка такой важной структурной характеристики электронных ИР как их имущественная принадлежность в настоящее время затруднена из–за нерешенности ряда правовых вопросов и отсутствия налаженной системы учета ИР как собственности. По состоянию на 2003 год распределение автоматизированных БД российских предприятий и организаций по формам собственности примерно таково:



o Федеральная собственность – 9,6% БД

o Собственность субъектов Федерации – 4,1% БД

o Муниципальная собственность – 3,3% БД

o Частная собственность – 59,1% БД

o Смешанная собственность – 23,9% БД

 

С расширением рынка электронной информации происходит уменьшение доли государственных ИР на информационном рынке.Доля ИР на информационном рынке страны.

 
 


1987 2000

       
 
   
 

 

 


Снижение доли государства в некоторых видах ИР не уменьшает значимости государственных ИР в общей системе информации страны. Государству принадлежат крупнейшие и уникальные ИР во всех сферах жизни общества, в значительной степени, формируемые за счет обязательного предоставления информации гражданами и организациями. На основе этих фундаментальных, играющих инфраструктурную роль государственных ИР могут создаваться более узко ориентированные, быстро реагирующие на изменение конъюнктуры ИР негосударственного сектора, которые в дальнейшем используются для производства и распространения информационных услуг. Такой путь развития ИР страны представляется наиболее естественным и подтверждается опытом информационного развития ведущих мировых держав.



 

 

Проблемы обеспечения государственными ИР особенно актуальны в таких областях общественной жизни, как: управление экономическими процессами; национальная безопасность; социальная сфера.

 

Область Задачи, решаемые в данной области Примечания
  1. Национальная безопасность Предотвращение § внезапных кризисов в жизненно важных отраслях, § социальных взрывов, § прихода к власти криминала, § разрушения национальной науки и культуры, § утечки за границу стратегических ресурсов (финансовых, интеллектуальных), § банкротства на государственном уровне, § потери стратегических интересов в мировом сообществе.     Реализуются путем правомерного формирования и эффективного управления информационными ресурсами на всех уровнях управления.
2. Управление социальной сферой § социальное измерение и снижение социальной напряженности в обществе, § социальная защита населения, § анализ и управление общественным мнением, § защита национального информационного и культурного пространства, § развитее культурного и образовательного уровня населения Реализуются путем формирования ИР на основе данных о человеческих ресурсах: § персонифицированный учет в системе государственного социального страхования, § перепись населения, § обследование домашних хозяйств, § опросы общественного мнения, § социальные измерения (уровень потребления, доходов и сбережений по категориям населения, индексы потребительских цен, прожиточный минимум и т.д.)
Управление экономическими процессами   1.1. Общегосударственный (макро) уровень         § Макроэкономический мониторинг, анализ и прогнозирование;   § Обеспечение экономической безопасности;     § Контроль за деятельностью органов управления Реализуется мониторингом хоз. деятельности экономических субъектов, уровня доходов граждан, движения денежных средств населения. Обеспечивает экономическую безопасность, построение прогнозных моделей развития экономики, корректировку курсов функционирования госучреждений.   Включает в себя предотвращение острых кризисных явлений в экономике, защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов и борьбу с экономическими преступлениями. Требует оперативного доступа к соответствующим информационным ресурсам.   Обеспечивает анализ качества исполнения возложенных на эти органы функций, анализ расходования бюджетных средств, выявление и пресечение нарушений законодательства.
  1.2. Отраслевой уровень Обеспечение научно-технического прогресса, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, корректировка роста объемов производства стратегической продукции Решение этих задач обеспечивается научно-техническими, маркетинговыми и нормативно-справочными ИР.
1.3. Территориальный   Решаемые задачи и требования к информационным ресурсам аналогичны задачам общегосударственного уровня с учетом различий в масштабе охвата деятельности
1.4. Внутрихозяйственный В круг решаемых задач входят все вопросы организации и функционирования хозяйствующего субъекта. Кроме того, ИР обеспечивают решение ряда специфических задач. Например, повышение технологичности, качества и конкурентоспособности товаров на рынке за счет высокой ресурсосберегающей активности. (Кол-во сырья, энергии и др. ресурсов, расходуемое в производственном процессе, обратно пропорционально кол-ву использ. информации, т.е., чем больше информационная емкость товара или продукта, тем меньше их энерго– материалоемкость) Как правило, поддержка управления на этом уровне не формируется усилиями государственных органов власти (за исключением “жизнеобеспечивающих” отраслей: энергетической, транспортной и т.д.). Источниками формирования ИР организации являются ее внешняя и внутренняя среда. Информация внутренней среды генерируется самой организацией (продукция, затраты, технологические процессы и т.п.) она, как правило, точная и полная. Информация из внешней среды получается из госорганов, СМИ, Internet (конкуренты, тенденции изменения деловой среды и т.п.) она часто неточна, неполна, имеет вероятностный характер.

 

Основными проявлениями структурной неполнотысуществующих государственных ИР России являются:

Отсутствие организованной системы информационно-справочных служб для регулярного обслуживания массового пользователя.

Этот факт объясняется рядом обстоятельств. В первой половине 90–х годов фактически распались существовавшие ранее государственные и муниципальные адресно–справочные службы массового пользования. В области потребительской информации развивались в основном небольшие коммерческие организации, подготавливающие продукцию двух типов: оперативные справочные сообщения и тематически ориентированные справочники. В том и другом случае информационные продукты подготавливались либо путем разового сбора необходимой информации, либо в результате получения тем или иным путем доступа к ИР государственных информационных организаций.

Отсутствие Единой системы государственных кадастров и регистров, которая должна объединить во взаимосвязанный комплекс государственные кадастры и реестры, ведущиеся на единой геоинформационной основе в соответствии с определенными правовыми, технологическими и экономическими нормами.

Для понимания того зачем это нужно следует отметить, что для многих комплексных задач государственного и хозяйственного управления, особенно на муниципальном и территориальном уровнях, необходимо объединение разнообразных собираемых организациями различных ведомств, сведений, относящихся к определенным участкам местности, т.е. построение кадастров и реестров.

Кадастры содержат сведения об объектах природопользования (правовой режим таких объектов; их количественные, качественные и экономические характеристики; унифицированные описания). К важнейшим ИР такого типа относятся: земельный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, лесной кадастр, водный кадастр, кадастры градостроительства.

В реестрах содержится информация о субъектах экономических отношений (физических и юридических лицах). К ИР такого типа относятся: Единый государственный регистр предприятий и организаций, Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций, Реестр импортеров и экспортеров РФ и т.д.

Естественно, что находящаяся в кадастрах, регистрах и реестрах информация представляет собой огромную базу для анализа широкого спектра проблем и для решения целого ряда социально-политических вопросов.

Т.о., в ближайших перспективах структура ГИР России пополнится Единой системой государственных кадастров и реестров, а также унифицированными системами информационно-справочных служб для населения.

3. Ну и пожалуй самой большой проблемой в области функционирования российских государственных информационных ресурсов остается проблема доступа к этим ресурсам. Использование ИР конечными пользователями связано с функционированием различных каналов и способов распространения информационных услуг: СМИ, рекламных агентств, библиотек, рынка печатной продукции и электронных изданий, рынка информационно-справочных и информационно-аналитических услуг, телекоммуникационных сетей и т.д.

Как показывают материалы многочисленных социологических исследований, проводимых различными исследовательскими группами, основным источником информации для большинства пользователей в России являются СМИ. Однако СМИ не дают обществу всей необходимой информации.

В мировой практике доступ к государственным ресурсам обеспечивается, как правило, посредством телекоммуникационных сетей, в частности с помощью Internet. Что касается отечественного пользователя, здесь возникают две проблемы. Во-первых, достаточно высокий процент пользователей Internet наблюдается в столице и столичном регионе, а также в некоторых крупных российских городах. Для подавляющей части населения нашей страны доступ к глобальной сети не представляется возможным (отсутствие коммуникационных возможностей, низкий уровень материально-технической базы и т.д.) Т.е. в России, в отличие от развитых стран, Интернет не стал неотъемлемой частью массовой культуры и бизнеса. Во-вторых, информативность российского сектора глобальной сети достаточно низка. Это связанно с тем, что в условиях отсутствия целенаправленной государственной поддержки информационное наполнение целиком и полностью зависит от пользовательской среды, в сеть вводится много информации, подготовленной самими создателями сетевых технологий, программных средств, не обладающих ни навыками, ни возможностями качественного сбора, и смысловой обработки информации.

 

Подводя итог можно сказать, что первоочередные мероприятия, направленные на формирование необходимых ГИР РФ и повышение эффективности их использования лежат в областях преодоления указанной выше структурной неполноты российских ГИР, повышения эффективности наиболее перспективного на сегодняшний день средства доступа к ИР - телекоммуникационных сетей.


[1] ВИНТИТИ – Всероссийский институт научной и технической информации. См. отдельным листом.

[2] Пару лет назад был сформирован и подписан рядом национальных государственных организаций, о которых чуть ниже, Меморандум о создании Национальной электронной библиотеки

Этот документ провозглашал желания, намерения и готовность ведущих информационно-библиотечных и научных центров страны объединить усилия в целях создания Национальной электронной библиотеки России, призванной собирать, хранить, каталогизировать электронные документы и организовывать их общественное использование в интересах развития страны и всего мирового сообщества.

Документ бьыл подписан предсавителями: Минестерства культуры РФ, РГБ, Центральной научно-медицинской библиотеки, Национального информационно-библиотечного центра, НТЦ “Информрегистр”, Центральной электронной библиотеки гражданской авиации, Центральной библиотек образовательных ресурсов, а также еще целым рядом научных и образовательных учреждений, в т.ч. коммерческих.

 

[3] Инф. См. на дополнительных страницах.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!