Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Предпосылки формирования социологии



Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Развитие социальных идей тесно связано с развитием философии. Именно в недрах философского знания, а конкретнее, в сфере социальной философии необходимо искать предысторию современной социологии. Зарождение социальной философии происходит в Древней Греции и Китае. Платон и Аристотель первыми подошли к проблеме функционирования и устройства государства и общества. В трудах греческих философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального государства и совершенствование структуры общества (Платон), политическая стабильность в небольших (Аристотель) и сверхбольших государствах (Полибий, Цицерон), воспитание и социализация личности (Сократ) и др. В это же время появляются социальные утопии – описание несуществующих, идеальных типов общественного устройства.

В древнекитайской социальной философии центральное место занимают рассуждения Кун-цзы (Конфуция) (551-479 гг. до н.э.). Концепция Конфуция «жень», в которой центральное место занимает положение о том, что человек – «мера всех вещей» и основное звено общественной системы. Конфуций считал, что для совершенствования общества необходимо нравственное совершенствование каждого человека.

В Средние века сложными социальными вопросами занимались в основном богословие, которое многое взяло из Античности, но при этом отталкивалось в первую очередь от христианских догматов. Проблема повседневной жизни решались на основе традиций, привычек и предрассудков. Представители - Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Особую роль в формировании социологии сыграли мыслители эпохи Просвещения. Работу Ш.Л. Монтескье «Дух законов» (1748 г.), многие ученые считают социологической, а самого автора – основоположником социологии. Монтескье анализирует политические проблемы общественной жизни, уделяя внимание принципу разделения властей, в дальнейшем ставшему основой устройства буржуазно-демократических государств. К Монтескье восходит формирование социологической теории «географического детерминизма», связывающей социально-политическую и экономическую жизнь людей с влиянием климата, географической среды и численности населения.



В Новое время с расширением географических и интеллектуальных границ познанного мира значительно расширяется и круг социальных проблем. Особую остроту они приобретают в эпоху бурного развития капитализма в начале 19 века. Третьему сословию, представлявшему собой наиболее активную и предприимчивую часть общества, кроме религиозных потребовались и научные представления об обществе.

Развитие социологии нельзя рассматривать как линейно-поступательный процесс, когда новый этап сменяет и как бы отменяет предыдущий. Предшествующие этапы развития социологической мысли не отмирают с появлением новых, а продолжают существовать, имея собственную историю и современные формы своего проявления. Так социальная философия предшествовала появлению теоретической социологии, но с возникновением последней она не прекратила своего существования, а продолжает развиваться и в наше время.

Социология имеет социально-политические, философские и естественно научные предпосылки своего развития. Особое место в этом процессе принадлежит Европе, а именно той ситуации нестабильности, разрухи и распада, внутренних и международных конфликтов, которая имела место быть в Европе в 18 в. (накануне буржуазных революций, в период их осуществления и послереволюционный период). Многовековая стабильность феодального общества была поколеблена, а устои нового, буржуазного общества еще не сформировались. В этих условиях многие мыслители возлагали надежды на рациональные основы бытия, и прежде всего на науку, которая к этому времени, несмотря на все социальные трудности, сделала значительные успехи в технической сфере. В этих условиях и зарождаются три теоретические модели модернизации общества: субъективизм, марксизм и позитивизм.



Для субъективного подхода характерно начинать исследование от человека, индивидуальных связей и отношений, переходя к групповым, социентальным и т.д. Здесь общество рассматривается как сумма связей между личностями, составляющими его. К этому направлению относится символический интеракционизм.

Марксизм и позитивизм относится к направлениям объективного подхода к анализу общества. Объективный подход в социологии подразумевает решение основной дилеммы социологии «личность-общество» с позиции общества, и рассматривает его как социокультурную систему, а человек – частичка, элемент системы. Но марксизм и позитивизм имеют свою специфику.

Марксизм, апеллируя к науке, отстаивал объективный (материально-экономический) ход социального развития. Свою социальную концепцию марксизм выразил в виде исторического материализма, основой которого стало материалистическое объяснение истории, в экономике – уничтожение частной собственности, в социально-политической сфере – уничтожение классов и установление социального равенства. Отсюда вытекает необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата.

Позитивизм, также апеллируя к науке, отстаивал идеалистический критерий общественного развития (т.е. развитие духовных элементов культуры), необходимость сохранения частной собственности и плавного рнформирования общественных структур. Именно этот подход и был назван «социологией», на долгие годы связав себя с интересами имущих слоев, что и обеспечило его отторжение в лагере социализма.

 

2. О. Конт – основоположник социологии

Развитие подлинной социологии в качестве самостоятельной науки началось с опубликования трудов Огюста Конта(1798-1857), ученика и сотрудника К. А. Сен-Симона. В выдвинутой и обоснованной О. Контом концепции социология трактовалась в качестве единой общественной науки, призванной выявить особенности и закономерности социального организма как целостной развивающейся системы. По его утверждению, в своем историческом развитии человечество приводится в движение соответствующими импульсами согласно закону, столь же неотвратимому, как закон гравитации. Цель же социологии состоит в том, чтобы на основе познания социальных законов облегчить развитие человечества, просвещая его. А отсюда вытекает, что главным источником и движущей силой исторического процесса являются прогресс человеческого разума, научной мысли. Именно «идеи, - считал он, - управляют и переворачивают мир».

Первая часть социологической доктрины О. Конта – социальная статика призвана выявить и объяснить особенности основных компонентов социальной системы – семьи, собственности, разделения труда, государства, а также языка и религии. Среди этих элементов важнейшую роль выполняет разделение труда, приводящее к внушительной дифференциации общества на различные группы и классы, между которыми возможно возникновение конфликтов. Конфликты способны привести к революции, которая может разрушить гармонию, «социальный порядок», составляющий высшее достижение человечества. Поэтому важнейшее значение в развитии общества придается О. Контом социальному консенсусу, на котором должен базироваться социальный порядок.

Если социальная статика изучает, согласно О. Конту, законы функционирования общества как единой и целостной системы, то социальная динамикапризвана исследовать и объяснять законы изменения и развития социальной системы.

Краеугольным камнем социальной динамики является закон трех стадий. Согласно этому закону, общество в своем развитии походит три стадии. Первая из них - теологическая, охватывающая древность и раннее средневековье (до 1300 г.). В эту эпоху теологическое состояние умов, объясняющих природные и социальные явления господством сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм), приводит к господству духовенства и военно-авторитарных режимов. Вторая стадия - метафизическая, охватывающая 1300-1800, - разрушает фундамент ранее господствовавшего общественного порядка - религиозные убеждения – и достигает апогея в господстве абстрактных философских доктрин (метафизических) и революционных концепциях. Последние подталкивают общество к революционным кризисам, нравственной испорченности и общественным беспорядкам. На смену ей приходит третья, высшая стадия - позитивная. На этом этапе происходит широкое распространение науки, возникновение новых научных дисциплин, в том числе и социологии, а военная система уступает место "промышленному и мирному обществу".

Развитие науки и знания идет от прошлого к сложному, от общего к специфическому. Каждая новая наука имеет, полагал О.Конт, более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходимую часть предыдущую. Иерархия наук (закон классификации науки выглядит следующим образом: социология – биология – химия – физика – астрономия – математика).

Место социологии, по мнению Конта, на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные явления взаимодействия индивиды. Закон трех состояний сочетается с законом классификации наук в том смысле, что положительное мышление, сформировавшееся в математике, астрономии, физики, химии и биологии, должно охватывать и социальную сферу и привести к созданию положительной науки об обществе – социологии. Предмет этой науки – общество в целом. Причем законы этого развития носят точный строгий характер, как и законы математики, физики и химии. Эти законы могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее.

Но детерминизм Конта носит идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К.Маркса – способом производства, то у О.Конта – образом мышления. Изменением образа мышления при неизменной природе человека и объясняет Конт историческое движение человеческой цивилизации.

Социально-политическое учение Конта представляет собой промежуточное между социалистическими и буржуазными теориям. Конт разработал план реорганизации социальной жизни как классовое общество, в котором каждый должен выполнять свою функцию под надзором церкви и правительства Понятие «социократия» вводится как формы общественной жизни, в которой нет ни права, ни прав личности, а позитивная политика и религия замещает право, а существующие обязанности – права личности. Идея о воспитании граждан в духе позитивной религии как о способе обеспечения их солидарности, а об иерархии жрецов-позитивистов как гарантии порядка в обществе. По проектам Конта все человечество должно объединиться в 500 социократий, каждая размером не более Бельгии, ибо в государствах больших по размеру территории и с большей численности населения невозможны ни порядок, ни прогресс.

 


Просмотров 322

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!