Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Общественные коммуникационные потребности



 

Общество представляет собой самовоспроизводящуюся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественно-историческим путем. Общество - не искусственно созданный механизм и не результат соглашения (общественного договора) между людьми, а совокупный субъект - живая система, являющаяся носителем специфических общественных потребностей. Эти потребности, как показано в табл. 8.2, делятся на три типа: абсолютные (АМ), вторичные (ВМ), спонтанные (СМ).

Абсолютные общественные потребности (АМ) во многом подобны, скажем, - изоморфны личностным абсолютным потребностям. Правда, биогенные потребности обществу не свойственны; все общественные потребности социогенны, но являются естественными для человеческого общества, так же как социогенные личностные потребности естественно свойственны хомо сапиенс. АМ-потребности делятся на материальные и духовные.

АМ.1. Материальные общественные потребности (С.253):

АМ.11. Экономическая потребность - потребность в общественно организованном материальном производстве, т. е. создании и распределении материальных продуктов и услуг;

АМ.12. Потребность биологического воспроизводства населения;

АМ.13. Потребность в защите от стихийных бедствий и агрессии врагов;

АМ.14. Общественно политическая потребность - потребность в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.

АМ.2. Духовные общественные потребности:

АМ.21. Потребность в самоутверждении и самосознании общества; она психологически базируется на МЫ-чувстве, которое может служить источником патриотизма и национализма; эта потребность аналогична индивидуальной потребности в самореализации (АИ.51);

АМ.22. Потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в общественную жизнь; очевидно что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности (АИ.52);

АМ.23. Познавательная потребность, состоящая в производстве, накоплении, хранении и использовании общественного знания и опыта;

АМ.24. Этическая потребность - потребность в справедливом, т. е. отвечающем общественно принятым нормам справедливости, общественно-политическом устройстве;

АМ.25. Эстетическая потребность - потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкусами и обычаями;

АМ.26. Коммуникационная потребность, выражающаяся, во-первых, в лингво-семиотической потребности, т. е. потребности в национальном языке и вспомогательных знаковых системах; во-вторых, в социально-мнемической потребности - потербности в социальной памяти.



Как перечисленные общественные потребности соотносятся с социально-коммуникационной деятельностью? Это соотношение принимает вид причинно-следственной связи в случае коммуникационной потребности АМ.26, которая инициирует макрокоммуникацию в виде устного общения и неовеществленной социальной памяти. Продуктами устной макрокоммуникации являются фольклор, нравственные нормы, народные обычаи, которые представляют собой нормативные социальные институты. Здесь налицо непосредственная причинно-следственная связь П - Д для удовлетворения общественных потребностей в цивилизованном обществе, использующем документные каналы, создаются учрежденческие социальные институты, обслуживающие абсолютные социальные потребности (С.254). Так, экономический социальный институт удовлетворяет АМ.11; институт семьи - АМ.12; институт государства - АМ.13 и АМ. 14; институт народного образования - АМ.22 и т. д. (С.254-255). Эти социальные институты и выступают в качестве субъектов коммуникационных ВМ-потребностей, которые удовлетворяются специальными коммуникационными службами, участвующими в миди- или макрокоммуникации. Например, государство инициирует цепочку:



АМ.14 общественно политическая потребность - Государство - Деятельность по организации общественного бытия - Коммуникационная ВМ-потребность – Государственные средства массовой коммуникации - Массовое коммуникационное управление. Таким образом, вместо простой зависимости П - Д, действовавшей на личностном уровне, появляется сложная цепочка П - Социальный институт - Деятельность - В-потребность и т. д.

Социальные институты, участвуя в массовой коммуникации в качестве социального коммуниканта (формула ГуМ), приобретают собственные групповые коммуникационные потребности (АГ, ВГ, СГ), рассмотренные в предыдущем параграфе. Мы специально остановимся на деятельности коммуникационных социальных институтов в следующей главе.

Коммуникационные СМ-потребности проявляются в спросе на формупредлагаемых коммуникационных сообщений, прежде всего - в области искусства и литературы. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны, привлекать новизной, с другой стороны не противоречить привычным образцам; не быть старомодной и вмсте с тем соблюдать общепринятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Разрешение этого противоречия - дело мастерства социально-культурных работников, взаимодействующих с масовыми аудиториями. Если творческим работникам и работникам культуры удается уловить суть СМ-потребностей и найти соответствующие формы, новаторов ждет успех, в противном случае - неудача. Опыт подсказывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на спонтанные потребности, которых в современном им обществе нет.

Если с течением времени такие потребности возникнут, творчество новаторов получит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, нередко посмертно).

Выводы

1. Движение смыслов в социальном времени и пространстве происходит не самопроизвольно, а в силу коммуникационных потребностей, действующих на личном, групповоми общественном уровне. Эти потребности взаимосвязаны с другими материалами и духовными потребностями личности, социальной группы, общества в целом.

2. Коммуникационные потребности по происхождению делятся на: А. абсолютные(первичные), В. вторичныеи С. спонтанные, которые свойственны всем субъектам - носителям потребностей. Типизация коммуникационных потребностей, как и общая типизация человеческих потребностей насчитывает 9гипотетических типов.Типизация гипотетична, потому что деление потребностей на типы А, В, С есть авторская гипотеза (С.255).

3. Коммуникационная потребность - функциональное свойство субъектов активно реагировать на рассогласование между наличным и нормальным состоянием их сознания.Эта реакция заключается в пространственно-коммуникационной или мнемической деятельности в различных их видах и формах.

4. Посредством социальной коммуникации удовлетворяются две абсолютныекоммуникационные потребности: потребность в передаче смыслов в социальном пространстве и потребность в передаче смыслов во времени; эти потребности представлены нв всех субъектных уровнях: личностном (АИ), групповом (АГ) и общественном (АМ) в качестве социогенных духовных потребностей; кроме того, на личностном уровне имеются их физиологические предпосылки (АИ.26 и АИ.27).

5. Личностные духовные потребности образуют единство с коммуникационной потребностью, вследствие чего духовное творчество, т. е. создание новых культурных смыслов, органически связано с социальной коммуникацией. Тем самым подтверждается формула: культурная деятельность = творчество + социальная коммуникация. Эта формула действует и в области материального производства, но здесь коммуникационная деятельность побуждается не абсолютными, а вторичными коммуникационными потребностями.

6. Судить о человеке как о личности следует не по абсолютным потребностям, которые являются общечеловеческими и присутствуют у всех людей, а по развитости профессиональных В-потребностей и непрофессиональных, культурных С-потребностей.

7. Информационный подход оправдывает себя при изучении вторичных коммуникационных потребностей целевых социальных групп, где возможна обезличенная объективация коммуникационных потребностей их членов. В других случаях он не получил применения.

8. Абсолютные общественные коммуникационные потребности, выражающиеся в абсолютной лингво-семиотической потребности и в абсолютной социально-мнемической потребности (АМ,26), не образуют единства с другими абсолютными социальными потребностями, а служат основой для формирования вспомогательных коммуникационных потребностей социальных институтов (ВМ-потребностей).

9. Существует формальное подобие (изоморфизм между личностными и общественными духовными абсолютными потребностями (АИ,5 изоморфно АМ.2): оба перечня содержат одинаковое количество одноименных потребностей. Однако, содержание одноименных потребностей совершенно различно. Так, познавательная или эстетическая потребность личности удовлетворяются совсем иначе, чем общественные социальные и эстетические потребности, обслуживаемые такими социальными институтами, как таука и искусство.

10. В обществознании давно известен закон возвышения потребностей, который заключается в стремлении людей к наиболее полному и комфортному удовлетворению их материальных и духовных потребностей, в том числе - потребностей коммуникационных. Стало быть, можно говорить о законе возвышеине коммуникационных потребностей.Этот закон приводит к постоянному росту коммуникационных В-потребностей и С-потребностей, что обусловливает развитие коммуникационных средств и услуг. Смена книжной культуры культурой мультимедийной - одно из проявлений возвышения закона коммуникационных потребностей; другое его проявление - образование в условиях индустриальноц неокультуры социально-коммуникационных институтов (см. гл. 9).

11. Terra incognita впроблематике коммуникационных потребностей, да и в теории потребностей вообще весьма обширна. Перечислим некоторые проблемы:

11.1. Соотношение категорий «потребность» и «интерес» нуждается в уточнении. Некоторые исследователи полагают, что интерес - это осознанная потребность, другие считают, что интересы и потребности - самостоятельные инстунции, в равной мере управляющие поведением людей, третьи думают, что интерес – это ценностная ориентация, обуславливающая действие спонтанных потребностей (С.256). Психологи утверждают, что интересы - субъективное психическое образование, поскольку они не совпадают у разных людей, а экономисты и социологи склонны считать интересы объективно заданными характеристиками социальных групп, ссылаясь на то, что, независимо от субъективного состава, интересы потребителей и производителей, как правило, противоречат друг другу, а интересы капиталистов и эксплуатируемых рабочих антагонистичны (С.256-257). В этом свете соотношение категорий «коммуникационная потребность» и «коммуникационный интерес» приобретает значение одной из проблем метатеории социальной коммуникации.

11.2. Нуждается в уточнении перечень абсолютных потребностей, определяющих в конечном счете жизнедеятельность личностей и обществ. Можно ли считать религиозную потребность абсолютной? Религии, культ сверхъестественных сил сопровождают человечество со времен археокультуры до наших дней, подтверждая абсолютный статус этой потребности для рода человеческого. На этом основании многие ученые включают религиозную потребность в перечень исходных, врожденных, первичных потребностей. Другие полагают, что первичной является потребность в социализации, иначе - потребность в аффилизации, потребность в принадлежности к какому-либо сообществу, дающему ощущение безопасности и комфорта (АИ.52). Именно эта духовная потребность побуждает людей в поисках защиты и спасения обращаться к всевышним и всемогущим силам.

Тогда религиозная потребность становится вторичной, ВИ-потребностью.

Подвиги религиозных подвижников, монашеская аскеза, религиозный фанатизм свидетельствуют о наличии религиозной СИ-потребности; но есть и атеисты, равнодушные к религии.

Итак, каков статус религиозной потребности: абсолютная? вторичная? спонтанная?

11.3. Начатое теорией информационных потребностей изучение феномена спонтанных групповых коммуникационных потребностей пока не получило развития. Остается загадкой успех или неудача культурных новаций, различными коммуникантами. Если успех, то талант новатора или чуткость аудитории? Если неудача, то бездарность автора и равнодушие толпы? Со столь прямолинейными объяснениями трудно согласиться, а других мы не знаем, потому что феномен спонтанных потребностей остается тайной.

 

Литература

1. Блюменау Д. И. Информация и информационный сервис. - Л.: Наука, 1989. - 188 с.

2. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. - М.: Наука, 1976. - 191 с.

3. Ершов П. М. Потребности человека. - М.: Мысль, 1990. - 364 с.

4. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 221 с.

5. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 193 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избран. психолог. произведения: В 2-х т. Т. 2. М., 1983. с. 94 (С.213).

7. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. - Л.: Наука, 1983. - 176 с.

8. Соколов А. В. Коммуникационные потребности: Учеб. пособие. - Краснодар: Акад. культуры, 1996. - 160 с.

9. Хамипов А. Т. Интересы как форма общественных отношений. - Новосибирск: Наука, 1987. 225 с.

10. Щербицкий Г. И. Информация и познавательные потребности. - Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 1983. - 160 с. (С.257).


Просмотров 363

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!