Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Для студентов очной формы обучения. Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования



Центральный филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

Воронеж

2011 г.

Авторы:Морозова Н.М., к.ф.н., профессор каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»; Лимар Е.Ю., ст. преподаватель каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № 4 от «02» ноября 2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия от «30» ноября 2011 г., протокол № 3.

 

Российская академия правосудия, 2011.

Морозова Н.М., Лимар Е.Ю., 2011.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..…4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………8

Тематические планы……………………………………………………………...9

Программа курса…………………………………………………………….…...11

Планы семинарских занятий……………………………………………………14

Планы практических занятий…………………………………………………...61

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для студентов…………………………..……………75

Примерная тематика контрольных заданий для студентов очной формы обучения……………………………………………………………………….…80

Примеры тестовых заданий …………………………………………………….96

Литература………………………………………….……………………………97

Вопросы для подготовки к зачету… ………………………………………...103

.
Введение

Русский язык и культура речи - это дисциплина, предметом исследования которой является речевая культура как обязательный элемент профессиональной культуры. Русский язык и культура речи изучает стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, выявляет общие тенденции функционирования языковых единиц в зависимости от жанровых характеристик официально-деловой документации, раскрывает особенности речевого поведения.



В качестве учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" играет важную роль в подготовке специалистов в сфере судебной деятельности. Данная специальность требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования.

Основная цель учебного курса - сформировать у студентов знание о том, что такое национальный язык и культура речи, овладеть нормами литературного языка, усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе профессионального общения.

Достижению данной цели служат следующие задачи:

1) выявить сущность понятия «культура речи»;

2) рассмотреть особенности стилей современного русского литературного языка;

3) дать анализ этических аспектов устной и письменной речи;

4) раскрыть специфику профессиональной речевой культуры и современного языка делового общения.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- основные понятия русского языка и культуры речи;

- нормы русского литературного языка;

- особенности профессиональной речевой культуры юриста и современного языка делового общения.

Уметь:

-использовать коммуникативные качества речи;

- владеть речевыми нормами, коммуникативными качествами речи;

- строить речь с учетом основных требований речевого этикета;

- отличать тексты одного литературного стиля от текстов других стилей;

- составлять тексты различных видов деловых бумаг, процессуальных документов в соответствии с языковыми и стилистическими нормами;

- пользоваться научной, справочной литературой;

- писать орфографически грамотно;

- говорить орфоэпически грамотно.



Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК),невозможными без развитой речи юриста:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен

Владеть:

- навыками построениялогически верной, аргументированной и ясной устной и письменной речи на русском языке;

- навыками создания и редактирования текстов профессионального назначения;

- приемами использования нормативно-правовых актов в своей профессиональной деятельности;

- навыками логического мышления, обобщения, анализа, критического осмысления, систематизации исследовательских задач и выбора пути их достижения;

- приемами создания и редактирования текстов профессионального назначения.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в средней школе.

Структурно дисциплина состоит из 6 тем. Они включают в себя изучение истоков, путей становления и особенностей культуры речи, анализ языковых норм и коммуникативных качеств речи, сущности понятия "культура речи", рассмотрение особенностей стилей современного русского литературного языка, их взаимодействие и др.

Основной учебный материал предъявляется на установочных лекционных занятиях, полученные знания углубляются на итоговых семинарах. Занятия строятся таким образом, чтобы сориентировать студентов на приобретение опыта освоения русского языка и культуры речи не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.

Логика изучения дисциплины предполагает освоение в начале основных понятий русского языка и культуры речи, понятие языковой нормы, виды норм, коммуникативные качества речи; далее предполагается знакомство с функциональными стилями речи, с особенностями устной и письменной форм существования языка, с аспектами взаимоотношений оратора и аудитории.

При изучении дисциплины обязательным элементом является выполнение контрольного задания для студентов очной формы обучения.

Изучение курса завершается сдачей зачета.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования   Количество зачетных единиц и часов по очной форме обучения на базе среднего профессионального (юридического) образования
Зачетные единицы - общая трудоемкость   2 з.е. –72ч. 2 з.е. –72 ч. (54 ч. переаттестовано)  
Всего аудиторных занятий из них: 36 8
Лекции 18 2
Семинарские занятия 10 4
Практические занятия 8 2
Самостоятельная работа 36 10
Форма итогового контроля зачет зачет

 

 


Тематические планы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!