Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Жизнь пастыря в современном мире



 

 

Самим своим присутствием в повседневной жизни пастырь призван оздоровлять, просвещать и преображать ее молитвой, примером личной духовной жизни, кристальной нравственной чистотой, благородством сердца, любовью к людям, а также быть носителем высших достижений национальной культуры своего народа и мировой христианской культуры.

Помимо глубокого богословского образования пастырь может быть знаком с основными достижениями классической и современной светской культуры: литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино: осведомлен в главных направлениях философии, знать основные факты мировой истории, в особенности истории своей Родины. Живя в провинции, но имея возможность приезжать время от времени в столицы и крупные культурные центры, священник может посещать известнейшие музеи нашей страны (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Музей древнерусского искусства им. А. Рублева, Музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина, музеи Московского Кремля, киевские и ленинградские музеи-заповедники), слушать симфонические и инструментальные концерты классической музыки, оперы. Все эти знания, осведомленность в истории литературы и искусства могут быть полезны пастырю для лучшего понимания интересов и запросов отдельных членов его паствы в области культуры, руководства или исправления вкуса, облагораживания нравственного облика. Для того, чтобы иметь возможность оказывать такое влияние, пастырь не должен ограждать себя непроницаемой стеной от научных и культурных интересов мирян, но, напротив, уметь вникать, понимать и выражать христианское суждение по конкретным вопросам. Разумеется, возникает вопрос: в какой мере это доступно и позволительно священнослужителю? Что должно быть здесь мерилом истины?

Евангельский дух противоположен духу аскетического ригоризма. Сам Спаситель посещал брачный пир, вечерние трапезы простых людей, нигде не обличая здорового веселья, радости созерцания тварной красоты, стремления к познанию тайн Творения. С другой стороны, Евангелие ясно свидетельствует, что мир лежит во зле, что грех проникает всюду и им отравлены все душевные и плотские устремления человека, а, следовательно, необходимо блюсти себя, стараясь не обращаться к делам тьмы. Обращаясь к церковным канонам и писаниям отцов Церкви, мы встречаем среди них прямые запреты христианам участвовать в театральных представлениях не только в качестве актера, но и роли зрителя; при расширенном толковании этих мест Священного Предания под запрещение должно попасть все светское искусство: литература, музыка и живопись. Однако правомерен ли такой подход?



Зрелище, которое посещает священник, не должно унижать его сана, его христианского достоинства, противоречить христианской морали, вводить в соблазн окружающих. Нельзя, оправдываясь досугом, снижать требования к себе, к своему духовному строю, молитвенности; именно духовный опыт пастыря порождает чувство меры и вкус в развлечениях во время заслуженного отдыха, оберегает священнослужителя от крайностей в его мирских увлечениях.

Жена священника должна придерживаться тех же правил скромности в одежде и поведении. Роскошные, сшитые по последней моде платья, ювелирные украшения и употребление декоративной косметики не вызовут к ней доверия и уважения рядовых верующих, но такое же отталкивающее впечатление вызовут неопрятность, вульгарные манеры, невежливость и неприветливость.

Дом священника, который посещают его прихожане, должен быть образцом христианского быта. Именно домашняя жизнь священника более всего отражает уровень его духовной жизни, искренность его проповедей. Потому так шокирует и смущает прихожан роскошь и излишества в его жилище, свидетельствующие о духе стяжательства и пристрастии к благам земным, а не небесным. Дорогая мебель, изобилие украшений, это признаки мещанского бездуховного прозябания, а не самоотверженной пастырской жизни. Конечно, священник обязан обеспечить семью всем необходимым для нормальной, по нынешним представлениям, жизни, но это не может быть его основной задачей хотя бы потому, что жизненные стандарты и потребности постоянно растут и стремление их удовлетворить порабощает душу, делает ее неспособной к восприятию единого на потребу духа Истины.

Есть формула личной жизни, равно применимая к мирянину и священнослужителю: «Живи так, как если бы ты должен умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен… Работай так, как будто история никогда не кончится, и в то же время так, как если бы она кончалась сегодня».

Бесконечность, бессмертие определяют здесь содержание жизни и работы, не ограниченной никакими перспективами времени. Смерть, эсхатология определяют духовную установку: сознание относительности, хрупкости, тленности всякого человеческого дела и жажду абсолютного совершенства, не утоляемую культурой.

 

 

Тема 7.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!