Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Международный и национальный опыт преподавания прав человека и его значение в демократизации общества и формирование правового государства в РБ



Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, рассматривающей право на образование в качестве важнейшего права человека, образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и деятельности Организации Объединённых Наций по поддержанию мира.

Осуществление права на образование помогает решению сложного комплекса образовательных проблем, направлено на распространение знаний, уважительное отношение и проведение в жизнь признанных международным сообществом прав и основных свобод человека.

В системе ООН в разработке международных стандартов и определении приоритетных направлений преподавания прав человека и воспитания уважительного отношения к ним особая роль отводится ЮНЕСКО.

В сфере её компетенции:

- право на образование;

- право делиться научными достижениями;

- право свободно участвовать в культурной жизни;

- право на информацию, включая свободу совести и выражения;

Семь следующих прав настолько тесно связаны с предыдущими, что их нарушение также попадет в сферу компетенции ЮНЕСКО:

- право на свободу мысли, совести и вероисповедания;

- право запрашивать, получать и распространять информацию через средства массовой информации;

- право на защиту моральных и материальных интересов, вытекающих из любых научных, литературных или художественных произведений (авторские права и право интеллектуальной собственности);

- право на свободу собраний и ассоциаций в целях развития деятельности, связанной с образованием, наукой, культурой и информацией;

- право на свободу передвижения в случаях, связанных с деятельностью, попадающей в область компетенции ЮНЕСКО;

- свобода иммиграции, если профессия соответствующей жертвы попадает в область компетенции ЮНЕСКО;

- право детей на особую защиту в случаях, касающихся их образования и доступа к культуре и информации.

Наконец, в сферу компетенции ЮНЕСКО можно отнести два коллективных права, поскольку они связаны с культурой:

- право меньшинств развивать свою собственную культуру, исповедывать свою собственную религию и использовать свой собственный язык;

- право народа на самоопределение, включая право на культурное развитие.

Права человека, входящие в Международный Биль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и



политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, два Факультативных протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах), призваны в официальных заявлениях, находят своё отражение в материалах Международных конгрессов ЮНЕСКО по проблемам образования в области прав человека.

Международный конгресс ЮНЕСКО по преподаванию прав человека (Вена, 1978г.):

1) определил, что образование и преподавание в области прав человека должны базироваться на принципах, которые лежат в основе Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов и других международных актов по правам человека;

2) рекомендовал подготовить шестилетний план по образованию и преподаванию в области прав человека, изучить вопрос о целесообразности принятия конвенции о преподавании прав человека и образовании в этой области, создать добровольный фонд, средства из которого могли бы быть использованы для расширения знаний о правах человека.

Международный конгресс ЮНЕСКО по образованию, информации и документации в области прав человека (Мальта, 1987г.):

1) призвал государства-члены создать всеобъемлющую систему преподавания и образования в области прав человека, доступную для всех граждан и категорий населения, ухватывающие все уровни образования, при широком участии общественных организаций и средств информации;

2) рекомендовал Генеральному директору ЮНЕСКО сотрудничать с государствами-членами в подготовке программ преподавания и образования в области прав человека, осуществляемых в рамках формальной и неформальной системы образования, оказывать помощь государствам-членам в разработке новых методов образования и новых педагогических материалов в целях развития преподавания и образования в области прав человека;



3) обсудил вопросы, связанные с подготовкой преподавателей по правам человека и защитой прав этих преподавателей, с научными исследованиями в области преподавания прав человека, международным сотрудничеством и ролью неправительственных организаций, а также информацией и документацией в области прав человека;

4) подчеркнуть важность аудиовизуальных материалов для образования в области прав человека и необходимость расширения обмена данными по накопленному опыту, методам и методике обучения.

Международный конгресс ЮНЕСКО по обучению правам человека и демократии (Монреаль, 1993г.):

1) подвёл итоги работы, проделанной после Мальтийского конгресса, проанализировал трудности в преподавании прав человека;

2) принял Всемирный план деятельности по обучению правам человека и демократии, который намечает главные цели обучения в этих областях и способы их достижения.

Всемирная конференция ООН по правам человека (Вена, 1993г.):

1) приняла Декларацию и Программу деятельности по преподаванию прав человека;

 

2) рекомендовала государствам разработать программы и специальные стратегии для максимально широкого преподавания прав человека и распространения соответствующей информации среди общественности, учитывая особую важность такой информации для женщин.

В 1953г. учреждён институт ассоциированных школ ЮНЕСКО, объединяющий школы, которым было предложено проводить обучение, направленное на ознакомление с жизнью и культурой других государств и народов, с правами человека, деятельностью ООН.

В 1974г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Рекомендацию о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира в воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод.

В 1985г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о введении постоянной системы отчётности о мерах, предпринимаемых государствами-членами по выполнению Рекомендации 1974г.

В 1995г. Генеральная Конференция одобрила резолюцию об обновлении Рекомендации 1974г., утвердила Декларацию 44-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 1994г.) и Комплексные рамки действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии.

В Республике Беларусь в решении проблем обучения правам человека сделаны пока первые шаги: в учебных заведениях введено преподавание курсов «Права человека», «Права ребёнка», «Основы права», утверждён Национальный план развития образования в области прав человека на 1999г. – 2004 г., создаётся информационный центр по правам человека, правам ребёнка. Проведённая 10-11 ноября 1998г. в Республиканском институте высшей школы БГУ Международная научно-практическая конференция «Всеобщая декларация прав человека: права человека и гуманизация образования в Республике Беларусь» ставила задачу обобщить накопленный в республике опыт преподавания прав человека с целью дальнейшей координации работы по развитию системы образования и просвещения в области прав человека. В последующем были организованы постоянно действующие курсы по повышению квалификации преподавателей учебных заведений по курсу «Права человека». Рекомендовано создать в каждом высшем учебном заведении кафедру «Права человека», в программы подготовки кадров юристов включить разделы по обучению международно-правовым стандартам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Обсуждается вопрос о создании комплексной инфраструктуры ювинальной юстиции, которая позволит правильно, научно обоснованно решать проблемы, связанные с правонарушениями несовершеннолетних, обеспечить надлежащую защиту прав детей и подростков.

Многие вопросы уголовного и гражданского судопроизводства по делам несовершеннолетних получили профессиональное освещение в Научно-практическом комментарии к законодательству и иным нормативным актам "Несовершеннолетние в Республике Беларусь: основы правового положения, правовой защиты и ответственности".

Распространение законодательства и литературы по международным правам человека и юридических норм в таких областях, как дискриминация меньшинств, равноправие женщин, права детей и право на свободу слова, привлечение внимания государства к нарушению прав человека, вызывает необходимость совершенствовать законодательство страны и условия отправления правосудия. Присоединившись к международным соглашениям и организациям, государство обязано претворять в жизнь новые законы и нормы, которые позволят гражданам быть уверенными в том, что их права будут соблюдены и защищены. Более того, низкая правовая культура, правовой нигилизм, несоблюдение и неисполнение законов, будничное попрание прав и свобод человека требуют от всех социальных институтов, государственных и общественных структур, политических партий, правозащитных организаций, средней и высшей школы активных действий по внедрению законности, утверждению уважения и соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Вопрос об обучении правам человека – прямая обязанность государства, которое должно обеспечивать образование, ориентированное на самоопределение личности, развитие гражданского общества, интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры. Смежность и многогранность прав личности, создаёт необходимость глубокого и всестороннего изучения данного явления мировой истории, формирования национальной системы образования в области прав человека. Обучение в области прав человека должно развиваться на всех уровнях, охватывать все группы населения, осуществлять с использованием разнообразных форм, средств и методов образования и просвещения.

Введение в учебных заведениях курса "Права человека" выявило ряд теоретических и методологических проблем. Первая – это чёткое определение приоритета прав человека, границ содержания дисциплины. Следует отметить, что курс в целом интегративный, нравственный, социально-политический, юридический. Поэтому необходимо комплексное изучение прав и свобод человека рассмотрение генезиса и развития идей прав и свобод человека в политических и философских учениях, конституционных основах их реализации и защиты, многоуровневой системы защиты прав и свобод человека в современном мире. Вторая проблема связана с преподаванием прав человека. Назрела острая необходимость в надлежащем научно-теоретическом и методическом обеспечении учебного процесса: подготовка учебников, учебных пособий, дидактических материалов, разработка новых методических приёмов и т.д. Третьей проблемой являются отдельные факты искажения теории прав человека, реальной ситуации с правами человека в Республике Беларусь. Для разрешения означенных проблем необходимо объединить усилия учёных, педагогов, государственных органов и общественных организаций, СМИ по развитию системы образования и просвещения в области прав человека. Достигнуть соответственной образованности общества возможно при условии, что образование в области прав человека станет всеобщим и обязательным, превратится в составную часть учебного и воспитательного процесса.

Обучение демократическим ценностям и правам человека, в рамках гуманизации всего процесса образования и воспитания, позволит трансформировать полученные знания в устойчивые жизненные процессы и убеждения, уважение прав и свобод человека, уважение закона.


ЛИТЕРАТУРА

1. Белов Г.А. Права человека. - М., 1996г.

2. Василевич Г.А. Конституция РБ: Научно-практический комментарий. - Мн., 2000г.

3. Кацубо С.П. и др. Основы прав человека. - Мн., 2000.

4. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. - М., 1997.

5. Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Мн., 1999.

6. Жилищный кодекс Республики Беларусь. - Мн., 1999.

7. Избирательный кодекс Республики Беларусь/Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. №25.

8. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. - Мн., 1999.

9. Конституция Республики Беларусь, 1994 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996г.). - Мн., 1997.

10. Трудовой кодекс Республики Беларусь. - Мн., 1999.

11. Котляр И.И. Права человека. - Брест, 1997.

12. Котляр И.И. Права человека в современной Беларуси. - Мн., 1999.

13. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М., 1996.

14. Лукашева Е.А. Права человека. - М., 2001.

15. Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М., 1999.

16. Мухасев Р.Г. Правоведение. - М., 2000.

17. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 18 октября 1991г. с изм.//Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. №32; 1993. №26; 1995. №32.

18. Права человека: Сб. международно-правовых документов/Сост. В.В. Щербов. - Мн., 1999.

19. Правовое положение иностранных граждан в России. - М., 1996.

20. Пучинский Б.И. Основы знаний о государстве и праве. - М., 1997.

21. Рубин Я. Государство для человека// Беларуская думка. 1998. №3.

22. Трошин Ю.В. Права человека: Нарушение и защита прав человека и прессы. - М., 1997.

23. Трушков Ю.В. Права человека. - М., 1997.


Права человека

Курс лекций


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!