Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ



РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ И УЧАЩИМИСЯ

КОЛЛЕДЖЕЙ

 

Основные принципы организации профориентационной

Работы в учреждениях общего и профессионального

Образования

 

Как известно, принципы задают систему «ограничений» и «дозволений» в работе специалиста. В структуре методологического знания сами принципы определяются после выделения целей и смыслов деятельности (общефилософский уровень), а также – после уточнения предмета и метода деятельности (конкретно научный уровень). И уже после этого, на основе этих принципов разрабатываются конкретные технологии исследования и практической деятельности, т.е. принципы как бы задают определенные «рамки», и даже обозначают сам «вектор» работы, позволяющий достигать намеченные цели.

Различные авторы выделяют принципы профессионального консультирования. Ниже, на нескольких примерах мы покажем, что идея учета разнообразных реальностей (фактически, принцип «реализма») присутствует везде, а иногда эту идею можно обнаружить даже в разных по своим формулировкам принципах.

Например, Е.А.Климов выделил следующие основные принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии: 1) культивирование полной психологической структуры труда; 2) воспитание равного уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценным; 3) знакомство с профессиями как органичным звеном формирования мировоззрения; 4) опора на формирующий, воспитательный подход (в противовес «отсеивающему» подходу); 5) помощь человеку не как компенсация его «беспомощности», а как активизация его жизненной позиции; 6) последовательная реализация права и возможностей подрастающего человека на сознательный и свободный выбор профессии в связи с реалистичной оценкой им себя и конкретной жизненной ситуации; 7) сочетание массовых форм работы с групповым и индивидуальным подходами (Климов, 1983, С.6-8). Особенно интересен для нас шестой принцип, где говорится о «реалистичной оценки себя и конкретной жизненной ситуации». Правда, писал об этом Е.А.Климов еще в советский период, но «принцип реалистичности» уже, фактически, был обозначен, тем более, что и в советское время были свои сложности в понимании «реалистичности» социально-экономической ситуации.

Можно выделить целую систему принципов профессионального самоопределения, включающую следующие основные блоки (см. Пряжников, 1995, С.31-34):



1. Конкретно-методологические: 1) культурно-историческая обусловленность самоопределения; 2) личностно-индивидуальный подход к клиенту; 3) системность; 4) системность; 5) постепенность (предполагающая учет реальной ситуации развития клиента); 6) приоритет ценностно-нравственных ориентаций в самоопределении (также предполагается учет уровня нравственного развития конкретного клиента).

2. Организационно-управленческие принципы делятся на две подгруппы:

Первая подгруппа – принципы организации профконсультационной помощи: 1) многообразие форм и методов работы; 2) «экологичность» (нравственность, ориентация на этически приемлемые цели работы); 3) преемственность (учет предшествующего опыта); 4) гибкость; 5) выделение приоритетов; 6) самоактивизация (и ответственность) различных субъектов системы профориентации; 7) формирование профессионального содружества; 8) гибкость, готовность к разумным компромиссам (близко к принципу конкретности и принципу реализма); 9) действенный оптимизм и разумная самоирония; 10) взаимосвязь принципов (близко к принципу системности).

Вторая подгруппа – принципы организации подготовки кадров профконсультантов: 1) способствование творческой самореализации специалистов; 2) соединение теоретической подготовки с методологической и практической (с постепенным формированием готовности к самостоятельному конструированию средств своей профессиональной деятельности); 3) учет имеющегося у обучающихся специалистов профессионального и жизненного опыта (близко к принципу реализма); 4) формирование полноценной ценностно-нравственной основы профессиональной деятельности.

3. Конкретно-практические принципы: 1) учет реальной аудитории и особенностей конкретных клиентов; 2) учет реальных условий использования конкретных методик; 3) учет собственной готовности к оказанию помощи со стороны консультанта; 4) чередование различных форм и методов работы; 5) учет характеристик самой используемой методики (ее динамичности, привлекательности и др.); 6) взаимодополняемость методов (сочетание собственно профориентационных и вспомогательных методик); 7) диалогичность профконсультационной работы (предплагающая и культурные дискуссии и внутренний диалог); 8) приоритет активизирующих методов. Добавим к этому: 9) принцип цикличности (возвращение к прежним темам на новом этапе развития учащихся); 10) принцип преемственности (опора на предшествующие достижения); 11) принцип процедурной завершенности используемых форм и методов работы (методика, особенно - игровая, должна быть закончена на данном занятии или консультации); 12) принцип содержательной незавершенности (ценностно-смысловой «отсроченности» работы, когда учащиеся готовы уже за рамками занятий самостоятельно размышлять над поставленными проблемами); 13) принцип учета готовности персонала школ (администрации и педколлектива) к взаимодействию с психологом-профконсультантом; 14) принцип учета готовности родителей учащихся к взаимодействию с психологом-профконсультантом.



Заметим, что в данной группе первые три принципа напрямую соотносятся с идеей учета реальных условий работы консультанта и, фактически являются конкретизацией «принципа реальности».

4. Этические принципы: 1) «не навреди»; 2) не навешивай оценочных «ярлыков»; 3) стремись к доброжелательному пониманию клиента (уточнение принципа «безусловного принятия клиента»); 3) конфиденциальность; 4) сочетание добровольности и обязательности при использовании определенных методов; 5) не выясняй отношений с коллегами в присутствии клиентов; 6) уважительно относись к любому клиенту (учитывай его реальные особенности); 7) не самоутверждайся за счет клиента; 8) уважай себя как специалиста (профконсультанта) и как личность.

Как уже отмечалось, многие принципы (из разных групп) взаимодополняют друг друга. При организации взаимодействия педагогов и психологов с администрацией своих образовательных учреждений, с родителями и с самими учащимися иногда бывает полезно прийти к общему пониманию данных принципов (или, хотя бы, к некоторым из них).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!