Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Руководство педагогической практикой



Непосредственное руководство педагогической практикой студентов осуществляет факультетский руководитель практики, преподаватели педагогики и частных методик, а также учителя начальных классов.

Обязанности руководителя педагогической практики:

I. Факультетский руководитель практики:

· обеспечивает планирование, организацию и учет результатов педагогической практики по факультету, составляет общефакультетский план-график ее проведения;

· подбирает школы для проведения педагогической практики, распределяет студентов по школам;

· составляет проект приказа о направлении студента на практику;

· организует и проводит установочную и итоговую конференции по педагогической практике;

· посещает школы, осуществляет контроль за ходом педагогической практики студентов;

· информирует деканат о ходе педагогической практики студентов, ее совершенствовании и устранении имеющихся недостатков.

II. Преподаватель педагогики, психологии и методикам обучения по предметам начальной школы:

· принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практики;

· проводит методические собеседования по актуальным проблемам обучения и воспитания младших школьников, консультирует студентов по вопросам организации воспитательной работы в начальных классах, организует «проигрывание» ими уроков и воспитательных мероприятий;

· посещает и совместно с преподавателями частных методик, учителями начальных классов анализирует занятия, проведенные студентами;

· оказывает помощь студентам в подготовке воспитательных мероприятий; посещает, анализирует и оценивает их;

· проверяет и оценивает конспект воспитательных мероприятий и его анализ;

· участвует в защите и оценке педагогической практики студентов.

 

 

Содержание педагогической практики

В период прохождения педагогической практики студенты выполняют следующие задания:

Задание 1. Составьте протокольную запись урока (русского языка (2), литературного чтения (1), математики (2), окружающего мира (1), изобразительного искусства (1), музыки (1), технологии (1)) и проанализируйте его по схеме. Протокольную запись урока оформите в таблице:

Протокольная запись урока

1. Дата проведения урока. Класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя, отчество учителя, количество учащихся на уроке.

2. Тема урока, определение места урока в общей системе уроков по теме.

3. Цель урока, которую определил учитель.



4. Готовность учащихся к уроку: санитарно-гигиеническое состояние класса, классной доски (чистота, наличие подготовленного дидактического материала); наглядные пособия, технические средства обучения; состояние рабочих мест учащихся.

Деятельность учителя и учащихся фиксируется в протокольной записи, представленной в таблице (табл.2).

Таблица 2

Образец оформления протокольной записи урока

 

Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
       

 

Описывая деятельность учителя на уроке обратите внимание на стиль общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический); характер общения (монолог, диалог, полилог); речь учителя (образность, яркость, эмоциональность, умение владеть голосом); педагогический такт (умение держаться, доброжелательность, требовательность, уважение к ребенку); внешний вид.

Характеризуя деятельность учащихся на уроке описывайте характер вопросов учителя к учащимся (репродуктивный, проблемный, подсказывающий); включенность учащихся в проблемные ситуации; способы развития познавательных интересов детей; привлеченность учащихся к формулировке правил и выводов; виды самостоятельной работы; формы организации работы с детьми (групповая, индивидуальная, фронтальная, их сочетание); умения учащихся выделять главное в теме, формулировать и задавать вопросы.

После завершения работы с протокольной записью урока, сделайте его анализ по следующей схеме:

5. Анализ структуры и организации урока (соответствие структуры урока его цели и типу; логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока; целесообразность распределения времени по этапам урока; организация начала и конца урока; оптимальный темп ведения урока; наличие плана и степень его выполнения).



6. Анализ содержания урока (соответствие содержания урока требованиям стандарта; логичность изложения; доступность изложения; научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике); выделение ведущих идей по данной теме; связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала; связь содержания урока с потребностями и интересами ученика; формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока).

7. Анализ деятельности учителя на уроке (правильность отбора методов, приемов и средств обучения; формирование у учащихся новых понятий; актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока); качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения); использование средств обучения (наглядных пособий, технических средств обучения, личностных особенностей учащихся); организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям и пр.); педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся).

8. Анализ работы учащихся на уроке (активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока; интерес к теме или к уроку; владеют ли учащиеся рациональными приемами работы, культура труда на уроке; выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для школы); наличие навыков самоконтроля; качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях); умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений; культура межличностных отношений; реакция на оценку учителя).

9. Анализ работы с домашним заданием (методы и приемы проверки домашнего задания; мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися; объем домашнего задания; характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный); посильность домашнего задания для всех учащихся; подготовленность домашнего задания всем ходом урока; методика задания на дом, инструктаж; предполагаемого отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).

10. Психологический анализ урока (психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии; развитие внимание, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания; развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механическо-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), активизация основных процессов памяти – восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения; развитие мышления учащихся: создания проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышление; развитие воображение учащихся через образную задачу материала; приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками; привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность; способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом: знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мыслей и чувств каждого ученика, педагогический такт учителя).

Протокольные записи представьте в рабочей тетради по педагогической практике.

 

 

Задание 2. Представьте вариант художественно-дидактической игры на уроке ИЗО со всей необходимой атрибутикой (раздаточный материал для учащихся) и дайте характеристику его эффективности в ходе занятия.

Задание 3. Составьте конспект воспитательного мероприятия, которое должно быть посвящено осенней тематике. Мероприятие проведите в своем классе, после предварительного согласования конспекта с учителем.

В отчете представьте конспект воспитательного мероприятия с его анализом по предложенной ниже схеме:

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.

2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).

3. Цели и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.

5. Содержание и методика проведения занятия: а) соответствие содержания занятия поставленной цели; б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность; г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса; д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.

6. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.

7. Педагогическая целесообразность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников, для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).

 

Задание 4. Проведите диагностику воспитанности младших школьников

Педагогическая диагностика - это одно из направлений воспитательной работы, которое помогает решать задачи духовного развития личности школьника. Актуальность данного направления определяется тем, что в настоящее время на передний план педагогической практики выдвигается проблема пересмотра духовных ценностей, утверждение новых ценностей.

Сегодня общечеловеческая мораль и культура – это фундамент, на котором строятся стратегия, цели, задачи, содержание, средства, технологии воспитания. Освоение и присвоение общечеловеческих и личностных ценностей и составляет основное содержание современного воспитания, содействующее формированию личности, способной к творческой гармонии личностных и общественных интересов.

Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.

Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

Классный руководитель должен быть готов к выполнению функций аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины, основания того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание личности того или иного школьника.

Психолого-педагогическая диагностика – не самоцель, она связана с управлением педагогическим процессом. Функция педагога-воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса воспитания и для принятия оптимальных коррекционных решений.

Говоря о младших школьниках, необходимо иметь ввиду возрастные особенности учащихся. В 6 -7 летнем возрасте закладываются установки личности, моральные основы. На наш взгляд, такими образующими воспитательными понятиями являются следующие:

- интерес к знаниям

- честность

- отзывчивость

- культура общения

- ответственность

-организованность

- трудолюбие

- общественная активность


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!