Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности социологического анализа печатной и аудиовизуальной информации



Контент-анализ - (от англ. contens - содержание) - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания текстов и документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими текстами и документами, то есть их социальной обусловленности.

Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает тексты и документы в их социальном контексте.

Необходимые условия контент-анализа:

-объективность (два исследователя, работающие по одной методике, должны прийти к одному результату)

-систематичность (исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтверждают его гипотезу)

-научная строгость (обязательное соблюдение этапов исследования и требований к ним)

-репрезентативность (ряд анализируемых материалов должен быть характерен для всей реальной деятельности исследуемого источника)

-возможность количественного анализа (подсчету в тексте поддается частотность употребления тех или иных элементов, случайность этих употреблений)

Стадии контент-анализа:

-формулировка проблемы, темы, задач и гипотез исследования

-определение категорий анализа

-определение единиц анализа и счета

-конструирование выборки

-разработка кодировочной таблицы (инструментальной сетки) и инструкции кодировщика – основных рабочих документов исследования

-анализ текста – заполнение кодировочной таблицы

-ввод и обработка данных

-интерпретация результатов

Категория анализа – аналог социальной проблемы исследования, ее лаконичное и емкое выражение.

Категория анализа играет роль вопроса в анкете. В рамках одного контент-исследования может использоваться одна или несколько (система) категорий анализа.

Примеры категорий анализа:

-расовая (половая, возрастная и т.п.) дискриминация

-транслируемые ценности

-оперативность СМИ

-толерантность

-социальная действительность и ее модель в СМИ

-и т.д.

Единица анализа – лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений.

Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Существует два основных вида единиц анализа:

-единица-признак

-единица-фрагмент

В случае «единицы-признака» единицей анализа выступает признак материала, характеризующий его в целом:

-оперативность

-жанр

-функциональная принадлежность



-отраслевая принадлежность

-география материала

-и т.д.

Подсчет количества (единицы счета) материалов ведется двумя способами: 1) количество, 2) площадь, эфирное время, трафик.

В случае «единицы-фрагмента» единицей анализа выступает фрагмент текста: слово, персонаж, суждение, абзац, нетвердо фиксируемый отрезок текста, совпадающий с определенной темой.

Подсчет ведется следующими способами (единицы счета): общее число упоминаний, количество фрагментов с упоминанием, количество материалов с упоминанием; сумма площадей или эфирного времени фрагментов текста, содержащих нужное слово и т.п.

Единица контекста - более широкая, нежели единица-фрагмент, лингвистическая или содержательная структура, указывающая на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц-фрагментов.

Например, для единицы анализа "слово" единица контекста - "предложение".

Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение сообщений средств массовой информации, то достаточно 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней.

Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Инструкция кодировщика в основном состоит из перечня категорий и их типологических (лексических) модификаций. Обычно это называется «кодом».

В ходе интерпретации полученных данных могут решаться определенные задачи:

-сравнение характеристик текстов разных каналов МК

-сравнение характеристик текстов разных СМИ

-сравнение характеристик текста с установками издателя

-анализ деятельности источника в динамике

-сравнение характеристик текста с данными исследований аудитории и коммуникатора

-и т.д.

Контент-анализ может применяться также для изучения редакционной почты. В этом случае метод контент-анализа служит инструментом обратной связи с аудиторией издания.

Контент-анализ является важнейшим социологическим методом, позволяющим изучать различные аспекты массовой коммуникации. В социологии журналистики этот общесоциологический метод сочетается с не менее важным методом социолингвистического анализа журналистского текста.

 

Билет 9


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!