Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Повышение квалификации – фактор развития персонала. Формы повышения квалификации



Профессиональное образование включает в себя два этапа: первичную профессиональную подготовку и последующее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации.

Учебные процессы после окончания первой фазы образования обобщенно называются повышением квалификации. Данный процесс включает в себя и учебу на рабочем месте, и самостоятельно организованную учебу. При этом в зависимости от преследуемых целей выделяются различные варианты повышения квалификации, в соответствии с которыми приобретенная ранее квалификация должна быть или сохранена, или углублена и расширена, или приведена в соответствие с изменившейся обстановкой.

В ряде случаев повышение квалификации трактуется как синоним развития персонала. Однако в соответствии с доминирующим представлением под развитием персонала понимается всеобъемлющая концепция стимулирования и использования человеческих ресурсов фирмы, и, значит, повышение квалификации является одним из важных элементов развития персонала.

***

Повышение квалификации осуществляется в различных формах, которые отличаются друг от друга в зависимости от организаторов программ повышения квалификации, степени связи с практической деятельностью и т.д. Формы повышения квалификации в соответствии с указанными критериями:

а) В зависимости от того, кто проводит программу повышения квалификации, выделяют повышение квалификации работников на фирме (внутрифирменное) и за ее пределами (внешнее). Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются для работников собственной фирмы, называются внутренним, или внутрифирменным повышением квалификации.

Повышение квалификации за пределами фирмы (внешнее) осуществляется в учебных заведениях. Специальной формой внешнего повышения квалификации является межфирменное повышение квалификации. В этом случае несколько фирм объединяются и выполняют функции соорганизаторов учебных мероприятий для повышения квалификации своих работников.

Преимущества внутрифирменного повышения квалификация заключаются в следующем: - активизация внутрифирменной кооперации за счет обмена опытом между коллегами; - относительно однородный состав участников; - как правило, меньшие расходы и лучшие возможности контроля.

Повышение квалификации за пределами фирмы имеет смысл в том случае, если число участников слишком мало, чтобы стоило затевать внутрифирменные программы, или если необходимо привлечь извне идеи для инноваций.



б) В зависимости от характера связи с практической деятельностью выделяют повышение квалификации на рабочем месте и повышение квалификации вне рабочего места.

Учебным формам подготовки в отрыве от рабочего места (семинары, курсы и т.д.) отводятся задачи, состоящие в систематическом обзоре по определенным областям и тенденциям развития, в формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о влиянии типичных стилей поведения.

Под повышением квалификации на рабочем месте понимается целенаправленная передача опыта. Типичными формами повышения квалификации на рабочем месте являются: направленная передача опыта, планомерная смена рабочего места, системы переводов с одной должности на другую, поручение особых задач и предоставление прав представлять фирму вовне. Обучению на рабочем месте отводятся следующие задачи: ознакомление и приобретение навыков в работе на конкретном рабочем месте, претворение в жизнь новых идей, а также восприятие проблем, обсуждавшихся на занятиях. Идеальный вариант – сочетание этих форм обучения.

в) В зависимости от степени организации процесса повышения квалификации выделяют организованное и неорганизованное повышение квалификации.

Совершенно очевидно, что наряду с чтением специальной литературы особое значение приобретает организованный и неорганизованный обмен опытом. Если исходить из того, что важная информация о собственном профессиональном опыте в большинстве случаев может быть предоставлена лишь в обмен на равноценную информацию со стороны собеседника, то напрашивается вывод о том, что профессиональная компетенция является наиважнейшей предпосылкой получения ценной информации.

г) В зависимости от содержания мероприятий по повышению квалификации выделяют повышение квалификации в профессиональной области, отработку поведения, проблемно-ориентированное повышение квалификации.



Содержание мероприятий по повышению квалификации можно систематизировать по тематике и категориям целей, поставленных перед учебным процессом. Здесь характерны различия между ориентированными на долгосрочную перспективу стандартными программами и проблемно-ориентированными, т.е. краткосрочными мероприятиями по повышению квалификации.

Стандартные программы включают в себя как программы, содержание которых ориентировано на конкретную профессиональную область, так и тренировочные программы, содержание которых ориентировано на управление и поведение.

Специфические тренировочные программы в подавляющем большинстве случаев привязаны к определенным управленческим концепциям.

Проблемно-ориентированные мероприятия по повышению квалификации проводятся в зависимости от появления проблем на фирме. Эти мероприятия часто являются составной частью широкомасштабных концепций организационных преобразований (организационного развития).

д) В зависимости от целевых групп выделяют повышение квалификации руководящих работников, общее повышение квалификации работников фирмы и открытые программы повышения квалификации (для всех сотрудников).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!