Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальная структура персонала предприятия



Трудовой коллектив объединяет людей, занятых решением конкретных задач. Группа внутри коллектива - это малое социальное объединение людей, непосредственно контактирующих друг с другом на базе общности целей, норм поведения и сочетания индивидуальных и групповых интересов. Трудовой коллектив организации как совокупность малых социальных групп включает в себя сотрудников, различающихся по полу, возрасту, национальности и социальной принадлежности, уровню образования и семейному положению. Большинство исходных данных, используемых для анализа социальной структуры коллектива, содержатся в анкетах, личных листках по учету кадров и автобиографиях. Для создания более полного социального портрета коллектива необходимы специальные социологические исследования. В качестве основных оценочных критериев социального поведения человека в группе могут использоваться: расположение к людям и внешней среде, отношения к ценностям, верования, принципы.

Расположение человека к окружающей среде, людям, своей работе, организации во многом влияет на установление нормальных взаимоотношений в коллективе. Отражая чувства человека по отношению к определенному объекту, расположение делает его решения и действия индивидуальными. В то же время расположение к конкретным объектам или событиям у каждого человека является приобретенным, закрепленным и устойчивым. В общем виде расположение -этоо априорное отношение человека к людям, явлениям, орга­низациям, процессам и предметам, определяющее положительную или отрицательную реакцию на них. Понятие «расположение» содержит в себе: воздействующую часть (чувства человека по отношению к объекту), знания об объекте, и намерения в поведении по отношению к объекту. Важными для эффективного управления и поддержания высокого уровня морально-психологического климата в коллективе являются следующие типы расположения:

• удовлетворенность работой,

• увлеченность работой,

• приверженность организации.

Понятие «ценности» носит абстрактный и обобщающий характер. Они находятся вне человека и формулируются в виде заповедей, утверждений, общих, норм поведения. Ценности оказывают сильное влияние на предпочтения, принимаемые решения и поведение человека в группе. Однако, если расположение всегда индивидуально, то ценности определяются группой людей например, моральные ценности строителей коммунизма, ценности среднего класса предпринимателей). Ценности составляют ядро личности человека, доста­точно устойчивы и не так велики в количественном выражении. Каждый индивид воспринимает определенный набор ценностей, который может изменяться, но которому человек следует в каждый конкретный момент времени. Набор ценностей — это нормативная база и фундамент поведения человека. Различают:



• ценности, составляющие цель жизни (мир, равенство, свобода, справедливость, удовольствия, удобство жизни, самоуважение, общественное признание, дружба, любовь и т. п.);

• ценности, определяющие средства для достижения цели (амбиции, честность, открытость, доброжелательность, обязательность, ответственность, самоконтроль и т. д.).

Ценностная система человека задается воспитанием, но подвергается развитию и изменению во многом под воздействием организационного окружения.

Верования определяются как устойчивые представления о процессе, явлении, человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, но могут быть и навязаны в результате убеждения другими людьми. Они могут быть связанными со знаниями об объекте или носить оценочный характер. Ложное восприятие объекта верования может отрицательно сказаться на взаимоотношениях человека с окружающими.

Принципы систематически регулируют поведение людей и поэтому играют в их жизни большую роль. Они формируются на основе ценностей и верований в виде определенных стандартов поведения. Как правило, принципы находят воп­лощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, устойчивых формах реакции на внешнее воздействие, процессы, людей.

Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы, в рамках которой он находится. В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации:



- группа «X» (резистентные работники) - не способная и не желающая работать. Состав такой группы разнороден по полу, возрасту, национальности и состоит из работников низкой квалификации с ярко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу;

- группа Y (пассивные работники) - выборочно способная и частично желающая работать. Группа сформировалась без учета половозрастной и профессиональной структуры с большим удельным, весом сотрудников, не имеющих достаточного уровня знаний и умений для выполнения поставленных задач;

- группа »Z» (активные работники) — полностью способная и желающая работать с высоким уровнем квалификации и относительно однородным составом по возрасту, образованию и интересам.

Знание социальной структуры персонала позволяет скорректировать стиль руководства и повысить эффективность мотивации трудовой деятельности как отдельных лиц, так и групп в целом.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!