Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Спортбайкерская "библия"!



 

Все, что будет сказано, основано на содержании книги Кейта Кода "Twist Of The Wrist 2", спортбайкерской "библии" всех мотоциклетных времен и мотоциклетных народов.

Если бы байк мог говорить, он время от времени просил бы неумудренного водителя никогда на него не садиться. Знаете, почему? Как неопытный пассажир, в потугах помочь наклонить мотоцикл в повороте, создает проблемы пилоту, так и водитель порой невольно создает проблемы байку.

Например, большинство начинающих спортбайкеров, насмотревшись мотогонок по телевизору (причем смотрели невнимательно), пытаются свешиваться и рулить одновременно. Грубейшая ошибка! Она приводит к рысканью мотоцикла на входе в поворот. Правильная "технология" действий на входе в поворот такова. Займите "свешенное" положение до начала руления, причем так, чтобы не пришлось изменять позицию до выхода из поворота. Закрепитесь на байке - прижмите "внешний" мотобот или всю ногу к раме (можно также прижать колено к баку). И только теперь можно начать рулить.

В S-образных поворотах нельзя осуществлять руление в момент перемещения тела с одной стороны байка на другую, то есть при "перекладке" - так можно вызвать сильнейшее рысканье. А если еще и рулить, одновременно используя руль в качестве опоры для тела, - вообще беда.

О руках. Если руки сильно устают при езде по дороге или на трассе со множеством поворотов, значит, посадка и действия рук однозначно неправильные. Не держите руль мертвой хваткой - больше доверяйте мотоциклу. Сильное сжимание рукояток руля - действие неосознанное, собственно, оно и есть проявление инстинкта самосохранения № 2 (ИНС-2). Как с ним бороться? Да просто расслабьтесь! Согласен, сделать это очень сложно, и стопроцентного эффективного совета, как обмануть ИНС-2, не существует. Можно советовать только одно: вам нужно прийти к пониманию происходящих процессов.

А суть вот в чем. При движении мотоцикла переднее колесо в той или иной степени рыскает всегда (не буду углубляться в научные дебри - поверьте Кейту и мне на слово). Можно и нужно ли с этим явлением бороться? Во-первых, вряд ли у кого-то хватит физических сил, а во-вторых, если все-таки удастся это сделать, начнется такой "расколбас", что байк выйдет из-под контроля. Кстати, если в подшипниках рулевой колонки люфтов нет и подвеска работает нормально, то рысканье не передастся на раму мотоцикла. С другой стороны, находящийся под воздействием ИНС-2 водитель "замыкает" рысканье передней вилки через себя на раму. Живой пример - езда на кроссовом мотоцикле по песку. Жесткая хватка руля - прямой путь к падению. Стоит ее ослабить - и ход байка сразу стабилизируется, хотя передняя вилка будет интенсивно "шевелиться". Смысл всего вышеизложенного можно сформулировать и так: если пилот расслаблен - рыскает только передок, стоит хоть чуть напрячься, - колебания через тело передадутся на весь мотоцикл.



К тому же слишком крепкая хватка заставляет байк распрямлять траекторию в повороте. Помимо прочих причин этого явления, пилот давит на "внутреннюю" рукоятку руля сильнее и как бы сам "выруливает" наружу.

Что касается модных сейчас рулевых демпферов, то они уменьшают амплитуду и интенсивность рысканья. Устройство, безусловно, полезное. Но если со всей дури зажать руль руками, не поможет и самый "крутой" демпфер.

Преодолеть инстинкт очень трудно. Единственный способ "не мешать вилке работать": расслабьтесь и получайте удовольствие.

Эргономика современных спортбайков устроена так, как она устроена, и это отнюдь не по воле художников. Сиденье с упором сзади лучше удерживает пилота при интенсивном разгоне, значит, он может не цепляться за руль на пределе сил. Широкий бензобак позволяет локтям опираться на него в повороте. Боковые выштамповки на том же бензобаке служат опорой для коленей, что опять-таки разгружает руль. На высокий бак можно лечь грудью - с тем же успехом. Смещенные назад подножки дают более надежную опору при перемещениях. А раздельный регулируемый руль типа clip-on можно установить таким образом, что аэродинамика объекта "пилот-мотоцикл" станет оптимальной, да и нагрузка на рукоятки будет слабее. Правильное использование всех этих особенностей эргономики обеспечит взаимопонимание с байком.



Многим пилотам мешает встречный поток воздуха, и они еще и поэтому до одеревенения мышц держатся за руль, превращаются в несгибаемый памятник - и туловище становится парусом. А надо "залечь" пониже - сопротивление воздуха тогда не помешает. В скоростных поворотах при свешивании выставленное колено тоже начинает "парусить", так что лучше держать ногу поближе к мотоциклу.

Если начинается "расколбас" руля на разгоне, значит, пилот слишком сильно в него вцепился. Вот упор на сиденье и предназначен для опоры тела. А представьте себе, что переднее колесо еще и взмыло в воздух! Что случится при его приземлении? Догадайтесь с трех раз, если знаете, что положение колеса сбито "расколбасом"… Ко всему прочему, напряженная посадка, неровности дороги и сопротивление воздуха заставляют голову "дрожать" - отсюда "размытая картинка". С нею можно и дорогу "потерять", а вслед и голову… Так что слишком крепкая хватка руля в сочетании с общей напряженностью вызывает целую кучу нежелательных ездовых эффектов. Релаксируйте!

И еще о руках, только в другом контексте. Запомните, байк сам по себе в движении невероятно стабилен, если пилот ему не мешает. Рассмотрим распространенный случай - снос заднего колеса в повороте. Большинство "гонщиков" не подозревает, что мотоцикл сам автоматически компенсирует занос. Когда начинается снос заднего колеса, переднее движется в ту же сторону - в сторону заноса. Причем колесо поворачивается ровно на тот угол, какой необходим для стабилизации движения. Вас может сбить с толку автомобильный опыт: когда на скользкой дороге заносит зад автомобиля, передние колеса, усугубляя ситуацию, как бы норовят "взглянуть" внутрь поворота, и водитель должен суметь вовремя повернуть руль (а с ним и колеса) в сторону заноса. Байкеру этот условный рефлекс драйвера вреден!

При сносе байка срабатывает ИНС-2, и пилот с хорошей реакцией оказывается в наибольшей опасности. Удерживая руль от поворота в сторону заноса (байк, повторюсь, делает это автоматически), водитель провоцирует разворот вокруг точки контакта переднего колеса с дорогой. Автомобиль в таком случае просто развернется, а мотоцикл выбросит седока из седла и перевернется - это называется хайсайд. Да, забыл, еще ведь включится и ИНС-1 (сброс газа) - и мотоцикл превратится еще и в катапульту. Так что не мешайте умнейшей конструкции самой исправлять положение. В крайнем случае, можно использовать свешенное для опоры колено.

Словом, больше доверяйте мотоциклу - он ничего плохого вам причинить не хочет.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!