Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания про­цессов, происходящих в мире, весьма важным представляется не замы­каться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправ­давших йебя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя но­вые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем.

Представляется, что одним из таких критериев типизации государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, соци­альной, политической и духовной (культурной) свободы личности,отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии - социально-классовую сущ­ность, содержание и социальное назначение государства и права, харак­тер производственных отношений и соответствующих им уровней разви­тия производительных сил общества, принципы организации и функ­ционирования государственно-организованного общества и т.п., но и субъективный критерий - уровень человеческого в обществе.

Прав Е.Б. Рашковский, подчеркивая, что сколь бы ни были разнооб­разны конкретные проявления истории и каковы бы ни были конкрет­ные формы ее периодизации и членения (большие всемирно-истори­ческие эпохи, цивилизации, фазы социального развития и т.д.), история в своей целостности и в конкретных проявлениях имеет некоторое об­щее содержание. В чем это содержание? В том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни - в отрыве от его личности. Объектив­ные процессы истории в значительной степени опосредованны челове­ческой личностью, ибо проходят через его внутренний мир, внутренний

1 Тойнби А.Дж. Постижение истории. С. 79.

опыт, внутренние конфликты. В этом смысле история персоналистична (от лат. persona - личность). История, всецело не подвластная человече­скому произволу, но развивающаяся через человека, внутренне обога­щающаяся через человека, имеет человеческий лик1.

В негосударственно-организованном обществе идет процесс станов­ления личности человека. Последний не отделяет себя от естественно возникшей коллективности - общества. Вся последующая история об­ществ - это история борьбы классов за свободу. В эксплуататорском рабовладельческом обществе большинство оказывается лишенным сво­боды, причем последней правящее меньшинство обладает также в не­равной степени - в зависимости от объема частной собственности. В феодальном обществе для эксплуатируемых крестьян допускается лич­ная свобода, появляются первые признаки человеческого достоинства, обусловленные наличием частичной собственности на результаты своего труда. Какие-либо политические права отсутствуют, появляются граж­данские права в рамках сословии общества.



Буржуазное общество возникает на основе идей "свободы", "ра­венства", "братства", в борьбе против феодальных привилегий. Провоз­глашается равенство политических, гражданских прав, декларирует­ся социальное равенство. Экономическая свобода личности обусловлена наличием и объемом частной собственности - результата как трудо­вой деятельности, так и эксплуатации человека человеком, присвоением результатов чужого труда. Влияние стран социалистического типа при­вело к изменению политики буржуазного государства. С его помощью были проведены меры по перераспределению доходов, внедрены много­численные средства социальной защищенности человека. Все большее значение приобретают идеи прав человека, плюрализм, демократия, раз­деление властей и т.п.

Социалистическое общество уничтожает экономическую основу эксплуатации - частную собственность на орудия и средства производ­ства, делает их общими для всех, провозглашает политическую свободу, социальное и культурное равенство. Свобода каждого есть условие раз­вития всех - это должно было бы стать главным стержнем развития об­щества. Однако практика социалистического строительства оказалась совсем иной: политические права и свободы были сопряжены с полити­ческими репрессиями, провозглашение экономических прав и свобод сопрягалось с узурпацией собственности в руках партийно-государст­венного аппарата, провозглашалась федеративная форма государственно­го устройства, а на деле государство по сути оставалось унитарным и т.п.

Представляется, что будущее государственности за общими идеями свободы в экономическом, политическом, социальном и культурном планах, всего лучшего* что содержится в разных государствах в интере­сах обеспечения свободы личности, прав человека во всех социально-экономических системах.

1 Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 532.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!