Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Роль государства в трансформационной экономике



В переходной экономике государство, прежде всего, обеспечивает институционально-правовую основу развития рыночных отношений. Это его первая функция. При социализме частная собственность на средства производства и коммерческая деятельность были запрещены. Поэтому переход к рыночной экономике начинался с создания нормативно-правовых актов, дающих право на существование частной собственности и субъектов рынка, определяющих условия заключения и выполнения контрактов и общие основы внешнеэкономической деятельности и т.д. Далее разворачивается процесс самозарождения рыночных институтов. Возникнув как класс, частные собственники лоббируют принятие необходимой для развития предпринимательства правовой базы, создают недостающие рыночные институты (коммерческие банки, страховые организации, биржи и др.). Трансформация экономик в переходных странах проходила как интеграция спонтанных и направляемых изменений.

Вторая функция государства – ликвидация или компенсация негативных эффектов, вызванных несовершенством (провалами, несостоятельностью) рынка, и удовлетворение потребностей в той части общественных благ, которые рынок произвести не может.

В результате трансформационного спада финансовые возможности государства сокращаются. В то же время для развития активности предпринимателей и предотвращения развития теневой экономики приходится снижать налоговую нагрузку на экономику. Во всех постсоциалистических странах необходимо изыскивать ресурсы для модернизация производства. Поэтому в переходный период вводятся более жесткие критерии отнесения благ к неисключаемым из общественного потребления. Становятся платными, например, отдельные услуги образования, здравоохранения, отдельные автодороги.

Есть общественные блага, которые не относятся к общественным по определению, но рынки тоже не в состоянии обеспечить их удовлетворение даже в случаях, когда издержки этих благ ниже их цены (проблема неполноты рынков). Государство в этих случаях берет на себя финансирование потребления таких благ. К этим благам относятся, например, страхование вкладчиков от потерь в случае банкротства банков, страхование от наводнения, пожаров и т.д.

Существуют два способа минимизации негативных эффектов рыночной деятельности. Первый способ – принятие административных мер по отношению к тем субъектам рынка, чья деятельность порождает отрицательные экстерналии. Например, устанавливаются квоты на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду и штрафы за их превышение. Близко к административным мерам и введение налогов на виновников негативных эффектов. Второй способ – государство способствует созданию рыночных механизмов для борьбы с внешними негативными эффектами.



К примеру, создается рынок прав на причинение внешних издержек, на котором объектом купли – продажи выступают государственные лицензии на сброс отходов. Фирмы, купившие такие лицензии, но не использовавшие их полностью, могут перепродать их другому производителю, который не укладывается в разрешенные ему пределы выбросов. На практике, например, в США уже ряд лет действует рынок на выбросы двуокиси серы, провоцирующей кислотные дожди. В результате удалось снизить загрязнение атмосферы на 40%.

С другой стороны, государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. Оно субсидирует образование, здравоохранение, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывает все общество в целом.

Важными государственными задачами в рыночной экономике являются: защита конкуренции и борьба с монополиями; сглаживание асимметричности информации (контроль за качеством товаров и услуг, препятствие распространению вводящей в заблуждение рекламы, контроль за достоверностью предоставляемой фирмами информации и т.д.)

Третья задача государства – осуществление макроэкономической (стабилизационной) политики и обеспечение условий долгосрочного экономического роста. Содержанием макроэкономической политики на этапе стабилизации экономики является достижение стабильности общего уровня цен и валютного курса, производства и занятости. Стабилизация экономики является важным начальным этапом трансформации, потому что реформы начинаются в состоянии кризиса и сопровождаются, как правило, трансформационным спадом.



Постсоциалистические страны начали свой переход к рынку в условиях тяжелых финансовых кризисов. Наиболее сложная ситуация сложилась в СССР. Бюджетный дефицит в СССР в 1989 г. составил 8,7 % ВВП. У населения скопились значительные денежные сбережения, которые не были обеспечены товарным покрытием. Особенно быстро они выросли в последние годы существования СССР: с 69 % годового объема розничных продаж в 1985 г. до 90 % в 1990 г. Люди стояли по нескольку лет в очередях, чтобы купить автомобиль или холодильник. На поддержку нежизнеспособной экономической системы в последние годы ее существования были растрачены золотовалютные резервы страны и сделаны значительные внешние заимствования (около 70 млрд долл.).

Либерализация внутренних цен в условиях товарного дефицита и денежного навеса переводит подавленную инфляцию в открытую и вызывает быстрый рост цен, производство и занятость падают. В этих условиях главной задачей стабилизации становится обуздание инфляции. Методы и темпы подавления инфляции зависели от выбора страной постепенной, градуалистской концепции перехода к рынку или «шоковой терапии». Польша первой применила радикальную стабилизационную политику. Цены одномоментно стали свободными; сразу же стала проводится жесткая кредитно-денежная политика; установлен положительный реальный процент на кредит; с помощью жесткой политики доходов был ограничен рост заработной платы; польский злотый на некоторое время был привязан к американскому доллару. Вслед за Польшей радикальную стабилизационную программу провела Чехия и страны Прибалтики.

В странах СНГ сохранялись большие бюджетные дефициты, продолжалась денежная эмиссия, вызывавшая гиперинфляцию. В этих условиях нельзя было добиться стабилизации валютных курсов. Лишь после финансового кризиса 1998 г. в России была осознана необходимость радикальной политики стабилизации.

Инфляция была высокой и устойчивой в большинстве стран. Обесценились сбережения населения, было подорвано доверие к национальным валютам и произошла долларизация экономик. Инфляция стала инструментом обогащения отдельных слоев населения, имевших доступ к кредитам. Но в тех странах, которые проводили радикальную стабилизационную политику, длительность инфляции и ее разрушительные последствия для экономики были меньше.

Функции государства не могут ограничиться обеспечением только макроэкономической стабильности. Для обеспечения долгосрочного экономического роста и предотвращения угроз, которые могут возникнуть в будущем, необходима реализация ряда долгосрочных проектов. Но предприниматели в странах с переходной экономикой не станут инвестировать в проекты, срок окупаемости которых превышает 7–10 лет. Они не будут, к примеру, строить атомные станции, причалы и другие объекты инфрастуктуры, не станут финансировать фундаментальные научные исследования. Реализация таких проектов остается прерогативой государства.

Реформирование государства. Ключевыми задачами постсоциалистической трансформации являются: изменение положения государства как субъекта экономических отношений и переосмысление его функций; приведение их в соответствии с принципами рыночного хозяйствования, в частности, искоренение «клановых» методов согласования интересов и неформальных отношений; уменьшение роли органов исполнительной власти в процессе принятия решений о перераспределении прав собственности и повышении роли судебных органов.

В переходных странах, где демократические институты еще не развиты и не способны контролировать действия органов власти, удовлетворение экономических интересов крупных частных собственников и бюрократии может произойти за счет интересов других слоев общества. В этом случае бюрократия становится незаинтересованной в углублении реформ и они тормозятся, страна попадает в ловушку незавершенных реформ. Коррумпированная бюрократия противодействует реальной либерализации экономики. Поэтому одна из задач, которую должны решать сторонники рыночной трансформации, – это усиление способности государства к преобразованиям, в частности, способности изолироваться от лоббирования клановых интересов и обслуживать потребности людей.

Для устранения коррупции необходимы, прежде всего: разделение властей и политическая конкуренция; дерегулирование бизнеса и либерализация экономики; законы прямого действия; отделение власти от бизнеса и изменение функций чиновников (они должны заниматься проведением в жизнь законов, а не вмешиваться в хозяйственную жизнь предприятий). В то же время следует установить высокие зарплаты высшим должностным лицам (с целью избавления от коррупции).

Заслуживает внимания опыт Сингапура, искоренившего коррупцию в государственном аппарате. Ли Куан Ю, творец «сингапурского чуда», считает, что для искоренения коррупции необходимы три условия: 1) высшие лидеры страны должны быть примером моральных стандартов; 2) неизбежность наказания; 3) зарплаты высших руководителей должны соответствовать рыночному уровню. С этой целью оклады министров и высших руководителей устанавливаются на уровне доходов 10% самых высокооплачиваемых людей в стране[18].

Практика борьбы с коррупцией во многих странах мира выработала ряд мер противодействия ей, которые следует учитывать реформаторам.

Трансформация экономик завершилась успехом с странах ЦВЕ, за исключением Румынии и Болгарии, и в Прибалтике. Решающими факторами успеха, как показывает межстрановый регрессионный анализ, стали решительная либерализация цен и дерегулирование внешнеэкономической деятельности. Приватизация и подавление высокой инфляции также содействовали переходу к экономическому росту. Это были главные реформы. И чем глубже они проводились, тем успешнее формировались институты рынка


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!