Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации



Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Контрольная работа

Дисциплина: конституционное право

Тема: «Конституционно-правовые

основы национальной политики в РФ».

 

Выполнил: студент 1 курса, 309гр.

ФОЗЗО

Специальность 030900,Юриспруденция

Лазарев Р.А. (№746944)

 

 

Колпино

2012г

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1. Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации……………….…5

2. Конституционные основы национальной политики в РФ……………..10

3. Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики РФ………………………………………………………………….13

3.1 Взаимодействие между федеральным центром и национальными автономиями: правовые принципы и практика………………………...….13

3.2 Проблемы регионального сепаратизма и национализма. Истоки и пути разрешения чеченского конфликта………………………………………...16

3.3 Проблемы миграции и ксенофобии в РФ………………………………22

Заключение……………………………………………………………….…..24

Список использованных источников и литературы……………………….25

 

 

Введение

 

Начало XX века в истории народов Северного Кавказа (кабардинцев, балкарцев, осетин, ингушей, чеченцев, карачаевцев и др.), как и других народов Российской империи, было отмечено грандиозными социально-политическими событиями, связанными с русско-японской и первой мировой войнами и тремя революциями.

Великодержавная колониальная политика на Северном Кавказе в начале XX века является составной частью внутренней политики Петербурга на всей территории Российской империи. Естественно, что всесторонний объективный научный анализ этой политики представляет большой интерес для отечественной исторической науки.

Актуальность состоит в том, что, несмотря на целый ряд солидных научных работ, где затрагиваются отдельные вопросы национальной политики и межнациональных отношений на Северном Кавказе в начале XX века, до настоящего времени не было специальных и обобщающих работ, охватывающих начало XX века (с 1906 по 1921 годы). Между тем подобный подход к изучению национальной политики и межнациональных отношений в начале XX в. имеет, на мой взгляд, важное научное и практическое значение, так как помогает воссоздать более полную картину тяжелого положения народов Северного Кавказа в составе Российской империи. Объективный анализ национальной политики и межнациональных отношений в 1906-1921 годы помогает воссоздать состояние кризиса, в котором находилась государственность царской России накануне двух революций 1917 г. В современном российском обществе есть политики, писатели, деятели искусства (например, В.В.Жириновский, А.И.Солженицын и др.), которые считают, что в дореволюционной России не было притеснений нерусских народов, а право наций на самоопределение считают чуть-ли не преступным изобретением большевиков. Они же считают право нации на самоопределение самой большой угрозой. Сторонники такой концепции политического развития Российской Федерации пытаются свести права нерусских народов лишь к культурно-национальной автономии, ссылаясь на малую эффективность сложившейся за годы советской власти административно-территориальной системы, якобы тормозящей социально-политическое развитие страны. Они предлагают вернуться к дореволюционному принципу обустройства России, в котором ошибочно, на мой взгляд, видят стимул политического развития многонационального государства. Следует подчеркнуть, что подобные «концепции» и «планы развития страны», будь они реализованы, приведут к серьезным осложнениям межнациональных отношений, федеративного устройства Российской Федерации. Такие «концепции» и «планы», по моему убеждению, способны развалить нашу многонациональную федеративную страну, опыт которой действительно представляется уникальным и поучительным.



Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации

 

Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации.



Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья.

Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно- исторически. На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие.

Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) - составляют менее 3% населения России. Кроме большинства осетин - христиан, они традиционно исповедуют ислам[1].

Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера - это 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы - буддисты, остальные - православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.

Более чем за сто лет (с 1897 г.) в России (Российской империи - СССР) было проведено 9 переписей, причем во всех восьми советских переписях ставился вопрос о том, к какой национальности / народности относит себя переписываемый, и сведения о национальном/этническом составе населения всегда публиковались. В 2010 году состоялась очередная перепись населения.

Россия, как наследница СССР, - одна из немногих стран, где в документе, удостоверяющем личность, имеется запись о национальной принадлежности. В актовых записях о рождении и смерти также имеется запись о национальности умершего или родителей родившегося, и статистические органы разрабатывают данные о естественном движении по национальности.

До войны эти разработки были приурочены к переписям населения (1926-1927, 1936-1939), а начиная с 1958 года данные о национальной принадлежности родившихся и умерших разрабатываются ежегодно. Это общие числа родившихся и умерших (в том числе детей до 1 года) мужчин и женщин по нескольким основным (сквозным) национальностям, определенным для каждой бывшей союзной республики. В России (РСФСР) такими национальностями были русские, украинцы, белорусы (с 1958 г.), казахи, татары и евреи (1958-1968 и с 1976 по настоящее время), армяне (1958-1968, 1978-1980). В отдельных регионах, главным образом, в автономных образованиях, разрабатывались также и данные о некоторых других национальностях.

Начиная с 1988 г., с введением электронной обработки информации по всей территории России, разрабатывались, кроме вышеуказанных, еще и титульные национальности бывших союзных республик, а также немцы. А начиная с 1991 г., к ним добавились еще и титульные национальности республик в составе России (бывших автономных республик и областей). Сейчас по всей территории России выделяются самые общие данные о естественном движении по 49 национальностям. Начиная с 1988 г., органы госстатистики разрабатывают также национальный состав мигрантов, в том числе за границу и из-за границы.

Таким образом, суммируя естественный и миграционный прирост какого-либо народа / национальности за период, прошедший со времени переписи, и прибавляя его к переписной численности, можно рассчитать численность этого народа на любую дату. Однако, существует несколько источников неточностей при оценке демографических показателей по национальному / этническому признаку.

Первый - это банальный недоучет демографических событий. Хотя в целом по России недоучет невелик, для отдельных народов он может быть существенным. Так, например, обстоит дело с народами, у которых заметная часть населения ведет кочевой образ жизни. Традиционно велик недоучет среди исламских народов (у чеченцев, по нашей оценке, в 1960-е годы недоучитывалось до трети естественного прироста населения). При прочих равных условиях недоучет более заметен в сельской местности.

Второй - проблема сопоставимости данных текущей статистики, когда национальность участников демографических событий определяется (в идеале) по документу (паспорту), и данных переписи, во время которой национальность записывается по самоопределению. Нередко эти определения не совпадают.

Третий - элементарные ошибки при обработке информации. Поскольку демография отдельных народов не считалась особенно важной, соответствующие данные почти не публиковались и не анализировались государственной статистикой, материалы отдельных территорий шли в итог без должного контроля, а общая сумма зачастую скрадывала необъяснимые скачки показателей по регионам.

Кроме того, расчеты, сделанные на основании данных о демографических процессах, никак не учитывают этнических процессов, а они, наряду с естественным движением и миграцией, также служат одним из компонентов динамики численности народов и могут проявляться через прямое изменение этнического самоопределения при переписи (так, при переписи 1989 г. в Якутии показали себя эвенками и эвенами около 1,5 тысяч человек, в более ранних переписях относивших себя к другим народам, скорее всего, к якутам (Для двух десятков тысяч эвенков и эвенов Саха Якутии это очень заметное количество). Вероятность такого изменения выше для народов, подверженных ассимиляции. В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в инонациональном русском окружении[2].

Важным каналом ассимиляционных процессов служат этнически смешанные браки семьи. (Этот канал единственный для официальной, т.е. документальной ассимиляции, т.к. запись о национальности в паспорт подростка вносится на основании записи о национальности в документах родителей. Такое наследственное прикрепление к национальности восходит к указаниям НКВД 1938 г.). А именно у украинок и белорусок, а также немок, евреек, представительниц финоязычных народов (карелов, мордвы, коми и удмуртов) - наибольшая доля детей, рожденных в смешанных браках (40-90%).

Возможности предлагаемого метода расчета национального состава на 1999 год можно проверить на материале более ранних десятилетий, когда результаты расчета можно сопоставить с прямыми результатами переписей. Такая проверка была выполнена для русских и украинцев, по которым были данные о естественном приросте. Сделать это можно лишь для всего СССР, так как данных о межреспубликанской миграции по национальностям в то время не было.

Приведенные примеры указывают на важность этнических процессов, без учета которых оценки динамики численности народов будут заведомо неточными. Разумеется, следующая перепись населения даст более точный ответ на вопрос о том, что же происходило с численностью народов России, и какой вклад в ее изменение внесли собственно этнические процессы.

Влияет на естественный прирост и уровень смертности. Различия здесь не столь заметны, как в рождаемости, а ранжированный по величине продолжительности жизни ряд не совпадает с рангами прироста населения. По нашей оценке, наименьшая продолжительность жизни у малочисленных народов Севера и тувинцев(как показала последняя перепись, там проживает намного меньше людей, чем числятся по документам), затем идут другие народы Сибири, калмыки и казахи, финноязычные народы (кроме мордвы), русские, мордва и нефинские народы Поволжья, восточнославянские народы, немцы, евреи и армяне, народы Северного Кавказа.

Этот ряд неплохо коррелировал бы с такими показателями, как доля городского населения и уровень образования, если бы не два самых больших исключения - слишком низкое место в нем русских и слишком высокое - северокавказских народов.

Миграционный прирост положителен для большинства народов. Но особенно он велик (относительно) у армян, таджиков, азербайджанцев, осетин, грузин и лезгин. Если у народов Закавказья - это продолжение старых тенденций, подстегнутое межнациональными конфликтами и экономическим кризисом, то для таджиков - это почти исключительно следствие гражданской войны на родине, ведь у других среднеазиатских народов наблюдался или отток из России или слабый приток в нее. Славянским народам миграция лишь частично компенсирует естественную убыль. И только для двух народов из этого списка - евреев и немцев - это было десятилетие массовой эмиграции. Для армян, напротив, это было десятилетие массовой иммиграции. В результате армяне, которых десять лет назад в России было почти столько же, сколько евреев, теперь по численности почти на 600 тысяч превосходят евреев.

Но для большинства народов динамику численности определяет естественное движение (если оставить в стороне ассимиляционные процессы). Разумеется, такая динамика численности повлияла и на национальную структуру страны в целом.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!