Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Стул агониста Стул протагониста



«остаться в общежитии» «съехать»

Рекомендуется начинать раунд участнику, перешедшему со стула наблюдателя, поскольку изменение позиции от агониста к позиции протагониста требует известных усилий.

 

3 Раунд: Участник А пересаживается на стул протагониста, С на стул наблюдателя, В на стул протагониста. Вновь – категорично-одностороннее представление позиции.

С

Стул наблюдателя

А←-------------------------------------------→В

Стул агониста Стул протагониста

«остаться в общежитии» «съехать»

4 Раунд: Участник А оказывается на исходной позиции наблюдателя. В и С пытаются войти в диалог. Их задача теперь - установить баланс между доводами и их принятием. Они рефлектируют над тем, почему их позиция столь важна, какие потребности и ценности за ней стоят и спрашивают противоположную сторону о ее потребностях и ценностях.

 

А

Стул наблюдателя

Продуктивные аргументация и их рецепция

В←-------------------------------------------→С

Стул агониста Стул протагониста

«остаться в общежитии» «съехать»

5 Раунд: Завершающая рефлексия (в группе из трех участников); вопросы для самооценки опыта обучения и наблюдения:

Обсуждение

· Что я ощущаю, представляя аргументы «за» и «против» рассматриваемой проблемы?

· Что я чувствую как наблюдатель? Получаю ли я при этом новое видение проблемы?

· Насколько хорошо я могу поставить себя в позицию, которой я внутренне противостою? (эмпатия)

· Как воспринимается мною изменение от односторонней установки к диалогическому общению? Способен ли я вообще заинтересоваться позицией «другого»?

· Зависит ли мое восприятие «за» и «против» - позиций от личного отношения к участникам, их представляющих (например, от их пола, возраста и т.д.)?

· Что я узнаю о своих собственных потребностях и ценностях?

· Как мои коммуникативные способности могут проявиться в профессиональной (клинической) деятельности?

 

3. Сочинение совместной истории(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Цель упражнения: Повысить внимание к тому, как я слушаю другого.

Продолжительность: около 30 мин.

Материал: гонг для указания временных интервалов

 

Упражнение проводится в группе с четырьмя участниками. Один из участников начинает рассказывать какую-нибудь совершенно фантастическую историю, через минуту модератор бьет в гонг. После этого следующий в группе перенимает рассказ и сочиняет историю дальше (указание на очередность может быть дано также вербально или с помощью аплодисментов). Через минуту вновь следует сигнал к следующей смене. Таким образом проводятся два раунда для группы из четырех участников. В заключении следует обмен мнениями о «качестве моего слушания». Могут быть заданы следующие вопросы для обсуждения:



· Как я слушал?

· Вникал ли я в историю другого?

· Не возникало ли во мне сопротивление, относительно того, что было рассказано, не хотелось ли мне иного?

· Был ли я открыт для заданного направления истории?

· Что было для меня предпочтительней: следовать заданному пути или же изменить его?

· Что из этого упражнения может пригодиться мне в работе с пациентами?

4. Упражнение на слушание(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Цель упражнения:

· при рассказе: сознательно компоновать свою историю, воспринимать, что я рассказываю и что я не рассказываю;

· при слушании: сознательно слушать, пытаться войти в перспективу другого и отстраниться при этом от собственных оценок.

Продолжительность: около 30 минут

 

Часть 1

В зависимости от того, в каких условиях и с каким объемом участников проводится данное упражнение, оно может быть разделено либо во времени - переменой, либо в пространстве - разбиением участников на две отдельные группы.



В течение условленного времени (5 или 10 минут) один из членов группы рассказывает что-нибудь на заданную тему, или отвечает на вопрос: «Что для меня действительно важно?». Другой участник слушает, не прерывая и не комментируя. Затем он передает рассказанное своими словами, при этом слушателем становится первый член группы.

 

Часть 2

То же самое, что в первой части, но с изменением ролей.

 

Часть 3

Обмен мнениями о том, как я переживал в различных ролях:

· Рассказанное

· Услышанное

· Передачу услышанного и

· Слушание того, как другой пересказывал «мою историю».

 

Обсуждение:

· Насколько хорошо мне удалось сначала дистанцироваться, а затем оставаться, по возможности, в безоценочной перспективе, открытым слушателем?

· Как меняется мое восприятие, если кто-то другой излагает мою точку зрения?

· Что меняется при прослушивании «моего» рассказа?

· Что важно учитывать при проведении медицинского интервью?

 

 

5. Рисование – невербальная коммуникация(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Цель данного упражнения: повышение внимательности к происходящему в группе.

Продолжительность: от 30 до 40 минут

Материалы: нелинованный лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры или маркеры

 

Участники рисуют вместе картину, не разговаривая. Рисование осуществляется поочередно, карандаш заменяет средства речи; тот, кто рисует, не прерывается остальными:

· Группа из трех или четырех участников, по 10 минут: по одной

картине к темам: «Я» (монолог), «Ты» (дискуссия), «Мы» (диалог).

· По завершению обмен мнениями в маленьких группах.

 

Обсуждение:

При невербальной коммуникации возникают некоторые метафоры для диалога, например:

· Кто-то изолируется, или переходит границы картины…

- происходит ли подобное также вербально - какие чувства вызывает это во мне?

- как я обычно поступаю в таких ситуациях?

· Кто-то дополняет, изменяет мою картину, как влияет это на неё?

-или в переносном смысле на мой вклад в диалог?

-будет ли это, несмотря ни на что, продуктивным, например, как пусковой толчок для следующего вклада в коммуникацию (цвета, формы…)?

· Какие средства невербального поведения могут быть важными в ситуации общения с пациентами?

 

6. Упражнение по осознанию фильтров(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Цель упражнения: осознание личностных или культурных фильтров, окрашивающих наше восприятие мира.

Продолжительность: около 15 минут с дополнительным временем для обсуждения в группе.

Материал: карты, карандаши, прозрачные цветные платки (например, жонглерские платки).

 

Модератор предлагает участникам поразмыслить, каким образом личностный и культурный опыт могут действовать как фильтр, определяющий субъективное видение мира. По аналогии с цветными фильтрами, надеваемыми на объектив фотоаппарата, для того, чтобы отсеять определенные цвета из воспринимаемой картины, наше сознание также может окрашивать ту или иную воспринимаемую им информацию. Таковым фильтром может, к примеру, быть знание о своей принадлежности к единственно верной религии или семейное правило: «Чувства должны находиться под контролем».

Участников упражнения просят самостоятельно идентифицировать актуальные для них культурные или индивидуальные фильтры и выписать их на отдельные карты. В качестве метафоры для различных фильтров служат прозрачные разноцветные платки (например, жонглерские платки). Для каждого фильтра участники отыскивают себе по одному цветному платку, прикрепляют к нему карту и смотрят сквозь, держа его перед собой. Тем самым достигается переживание того, что что-то фильтруется. Модератор предлагает участникам пройтись с их фильтрами по помещению, отыскать себе партнера и задать соответствующие его фильтру уточняющие вопросы. Короткий разговор способствует обострению восприятия возможного влияния фильтра. Каждый участник заводит от двух до трёх подобных разговоров. Вслед за этим следует обмен мнениями в группе.

Обсуждение:

· Какие фильтры могут возникнуть у меня в работе с пациентами, имеющими культурные, языковые различия, ВИЧ-инфицированными и психически больными пациентами?

 

7. Контроль или отношение?(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Цель данного упражнения: пережить невербальные различия в действии контролирующего и ориентированного на отношения подходов.

Продолжительность: около 15 минут.

Материал: гонг для указания временных интервалов.

 

Упражнение проводится попарно. Один участник протягивает руку, другой держит его за запястье и пытается двигать кисть, в то время, как первый участник старается держать свою руку неподвижно.

Через 30 секунд модератор подает знак (например, ударом в гонг). Следует короткая пауза, во время которой сохраняется молчание.

Первый участник вновь простирает руку, второй, как можно осторожней вступая в контакт, кладет свои пальцы на запястье первого лица и пытается воспринять движения, которые возникают, хотя первый участник вновь пытается держать свою руку спокойно. Оба лица прислушиваются к возникающим движениям, второй участник пытается усилить эти движения.

Спустя 30 секунд модератор подает знак (например, ударом в гонг). Следует короткая пауза, во время которой сохраняется молчание.

В заключение – повторение упражнения со сменой ролей.

 

Обсуждение:

· Как воспринимаю я различие между действием этих двух подходов?

· Не приходит ли мне в голову какая-нибудь метафора для них?

· Какие мои психологические стереотипы становятся мне понятными при помощи переживания различий в этих двух подходах?

· Какую установку я могу ожидать у себя в общении с коллегами и пацинтами?

8. Без слов (По Losch H., 2005 c изменениями)

 

Цель: каждый хоть раз пережил это на собственном опыте – думаешь, что коротко и ясно сигнализируешь о своем намерении, однако другой понимает это «по-своему», и в лучшем случае возникает непонимание, если не ссора. Следующее упражнение позволит повысить чувствительность к собственным невербальным способам выражения и их интерпретации со стороны других лиц.

 

Материал: Бумага и карандаши

Подготовка: Большая группа подразделяется на малые группы по 4 участника, образующих две пары. Первое задание заключается в описании каждым участником пяти невербальных способов поведения, наблюдаемых им у самого себя, а также тех ситуаций, в которых эти способы поведения имели место. Затем каждый должен зафиксировать три невербальных способа поведения, подмеченные им у партнера и ситуации, когда эти способы поведения обнаруживались. В заключении все читают свои наблюдения о партнерах остальным участникам группы. Каждый подвергшийся описанию может выразить свое мнение относительно того, насколько верно передано его поведение, и дополнить его своими собственными наблюдениями.

 

Обсуждение:

 

· Какие чувства были описаны мною в качестве примеров моего невербального поведения («смущение», «удивление»)?

· Являются ли наблюдения других обо мне неожиданными?

· Насколько осознанны мною были эти формы поведения?

· Насколько соответствовали наблюдения других моим собственным наблюдениям?

 

9. Дирижировать партнером (По Losch H., 2005 c изменениями)

Цель:Ежедневно мы встречаем людей, с которыми либо не хотим вступать в близкий контакт, либо не знаем, как его построить. Нередко сама попытка контакта оказывается неудачной. Прежде чем обменяться парой слов, мы вглядываемся в глаза и лицо собеседника, чтобы суметь понять его намеренья. Следующее упражнение позволит улучшить эту немую форму коммуникации.

 

Подготовка: Участники делятся на две группы (А и В), каждый выбирает себе по партнеру из противоположной группы. Затем группы удаляются друг от друга на максимально большое расстояние, при котором, однако, остается возможным мимический контакт. Группы А и В получают задание приблизиться друг к другу посредством мимики. Участники поочередно сигнализируют своим партнерам о том, как быстро те должны двигаться, когда должна быть сделана остановка и т.п. При этом каждый должен полагаться на свое чувство невербальной коммуникации.

Так, если участник из группы А вынужден двигаться слишком быстро или прямо, ему следует попытаться изобразить на своем лице, что это для него неприятно. Оба партнера должны, таким образом, внимательно следить за тем, что другой выражает своей мимикой. Следует осознанно регистрировать интенсивность, длительность, избегание зрительного контакта, улыбку, серьезное выражение лица и т.п. Когда должная дистанция (близость) наконец оказывается найденной, партнеры останавливаются и «измеряют» степень своей отдаленности. Могут ли они ощутить запах, дать руку или потрогать друг друга?

Обсуждение:

· Какие сигналы были истолкованы верно, а какие – нет?

· Что осталось совсем без внимания?

· Какие чувства при этом возникали?

· В каких ситуациях, какие сигналы позволены и адекватны, какие - нет?

· Что говорит выбранная в заключении дистанция об отношениях между партнерами?

10. Мелодия языка (По Losch H., 2005 c изменениями)

Цель: Откуда берутся представления о «мелодичности» французского языка, «жесткости» немецкого или «высокомерности» английского? Бывает, что интонация вступает в противоречие со сказанным, известно также, что «музыку делает тон». Целью этого упражнения является донесение до сознания мелодии языка.

Продолжительность: около 45 минут

 

Течение: Участники усаживаются по двое друг против друга на достаточном расстоянии от других пар. Каждый обдумывает, что он хотел бы рассказать своему партнеру. Веселое или грустное происшествие, спор с шефом или семейную историю. Весь разговор должен быть проведен при помощи одного единственного слова, употребляемого во всевозможных голосовых вариациях. Желательно объединение в пары участников с разными родными языками и употребление слов из соответствующих языков. В случае возникновения вопросов или комментариев, следует выражать их также посредством выбранного слова. Многосложные слова, такие как «лимонад», «отвертка», «ромашка» годятся для цели упражнения особенно хорошо. В течение всего пятиминутного разговора участники держат свои глаза закрытыми. В заключение пары кратко обмениваются тем, о чем они говорили и что они поняли.

 

Обсуждение:

· Насколько хорошо удавалось понимание?

· Какие невербальные сигналы были использованы говорящим и слушающим?

· Какие из них были особенно помогающими?

· Какие вводили в заблуждение? Почему?

· Какие сигналы могли быть неверно истолкованы? Почему?

· Какое воздействие оказывала «слепота»? Насколько сильным было желание раскрыть глаза?

· Какое чувство возникало при выражении на «чужом» для слушателя языке?

· Какие чувства приходили при впечатлении, что ничего не понимаешь или окажешься непонятым?

· Какое значение имеет интонация в повседневной практике врача?

11. Немой взгляд (По Losch H., 2005 c изменениями)

Цель: Известная поговорка гласит: один взгляд говорит больше, чем тысяча слов. Однако о чем он все же говорит? Что определяют его длительность и интенсивность? Как воздействует он на того, кто чувствует направленный на себя взор? Данное упражнение позволит участникам сделать свои реакции и ощущения более чувствительными, а их интерпретации более сознательными.

Течение: Участники делятся на две группы, образующие внутренний и внешний круги, так чтобы каждый имел на противоположной стороне партнера. Пары безмолвно смотрят друг другу в глаза до тех пор, пока не возникнет впечатление понимания установки соседа. Весел ли другой, любопытен ли он, или неуверен, безразличен ли я ему, или несимпатичен? Затем во внутреннем или внешнем круге происходит движение участников и производится повторная попытка до тех пор, пока каждый не возвращается к своему первоначальному партнеру. В течение всего упражнения не позволяется разговаривать и обмен партнеров происходит в безмолвном взаимопонимании.

 

Обсуждение:

· Что за чувства я испытал?

· Какие впечатления от партнера я получил? Соответствуют ли они действительности?

· Н чем были основаны мои впечатления (длительность взгляда, беглости взгляда, цвете глаз)?

· Может ли взгляд заменить слова?

 

12. Вести и позволять вести себя /первый вариант(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Цель данного упражнения: во-первых, способствовать увеличению доверия в группе, во-вторых, осознать различия в представлениях по теме «вести и быть ведомым».

Продолжительность: около 15 минут.

1. Начало с «твердого ведения»

· Встать попарно напротив друг друга.

· Участник А закрывает глаза и легко протягивает перед собой руку, участник В берет руку А своими руками и ведет его через помещение.

Слабое ведение

· Участник А закрывает глаза и легко протягивает перед собой руку (ладонью вниз).

· Участник В устанавливает двумя кистями контакт с кончиками пальцев А (ладони обращены вверх). А легко кладет свои пальцы на пальцы В

· Участник В ведет А

Минимальное ведение

· Техника упражнения подобна предыдущей, но контакт устанавливается лишь с помощью одного пальца руки.

Обсуждение:

· Что чувствую я:

- Если я веду?

- Если я ведомый?

- Если я имею твердый/ слабый контакт?

- если я вступаю в контакт лишь одним пальцем?

· Нахожу ли я параллели или метафоры для этого опыта в моих стереотипах общения с другими людьми, моих способностях доверять вести себя или перенимать ведение?

· Как эти мои стереотипы могут сказаться в моем общении с коллегами и пациентами?

13. Вести и позволять вести себя /второй вариант(По К.Фоппель, 2003)

Цель: Еще одна интересная вариация «прогулки вслепую», которая стимулирует групповое взаимодействие, вызывает рост доверия среди участников и развивает их сензитивность. Чем больше в группе участников, тем дольше длится упражнение. Лучше всего проводить игру в средней по размеру группе, в которой около 12 человек.

В этом упражнении ведущий не участвует.Он является «сторожем» группы и гарантом ее безопасности.

Продолжительность: 10-20 минут.

Инструкция: я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши и интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования ... В этой игре нельзя разговаривать. (1 минута.)

Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом ...

А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие? Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти. (2-3минуты.)

Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве. (1 минута)

Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Сядьте и понаблюдайте за остальными.

(Эта часть игры, как правило, производит на всех большое впечатление. Участники ищут руки, трогают их, отталкивают, до тех пор, пока их словно не ударит электрическим током: вот это именно они! Дайте 5 минут для обсуждения полученного опыта.)

Обсуждение

· Как я себя чувствовал во время выполнения упражнения?

· Когда я чувствовал неуверенность?

· Когда я чувствовал себя уверенно?

· Были ли моменты, когда я кому-то не доверял'?

· Как я воспринимал руки разных людей?

· Какую роль играют для меня прикосновения в ситуации общения с пациентами?

14. Тематическая скульптура(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Цель данного упражнения: в относительно краткий срок определить существующие в группе темы (положения или аргументы) и проявляемый к ним интерес.

Продолжительность: в зависимости от величины группы и предпочитаемых тем 15-30 минут.

Материал: карточки, карандаши.

Защитники какой-либо темы отмечают свое предложение на отдельной карте. Остальные участники выражают свои интересы тем, что подходят к тому лицу, чья тема им интересна. Они могут вносить также собственные дополнения или изменения. Обращение к другой теме возможно путем передвижения и приглашения выбора между двумя темами.

Когда «скульптура» становится стабильной, становится ясным как распределились предпочтения между сферами интересов участников.

Дальнейшее продвижение зависит от постановки цели собравшихся. Не исключено начало совместного тематического диалога, относительно предмета, вызвавшего еще больший интерес. Группа может установить очередность для обсуждения отдельных тем или разделиться в зависимости от интересов.

 

15. Строить мосты(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

 

Цель данного упражнения: расширение возможностей к конструктивной переработке критических замечаний. Прорабатываются различные формы взаимодействия с критикой.

Продолжительность: около 20 минут для одного лица.

Материалы: бумага, ручки, карандаши.

Упражнение проводится вчетвером. Участник А формулирует жалобу или критическое замечание, с которым он сам зачастую конфронтирует. Это - либо внутренний голос (самокритика, перфекционистские установки и т.д.), либо принимаемая им критика со стороны другого. (Я плохая мать. Я неспособный студент). Он объясняет другим лицам (В, С, D) в своей группе ситуации, в которых появляются или могут появиться подобные критические замечания. В данной связи уместны уточняющие расспросы.

Вслед за этим участник А усаживается на отдельный стул спиной к группе. Группа предпринимает попытки вникнуть в высказанные критические замечания, так сказать, «построить мост к критику». Участник А делает себе письменные заметки о том, как влияют на него различные высказывания. Он не отвечает на направленные на него замечания, а обращает внимание лишь на свою реакцию и пытается ее зафиксировать. Другие участники, не торопясь, испытывают различные возможности для лучшего проникновения в критику. Они пытаются установить возможно лучший контакт с высказанным критическим замечанием.

Ориентирами может быть:

· Эмпатия, вместо советов

· Что могло бы помочь другому лицу почувствовать себя выслушанным?

· Знакомы ли мне подобные «критические голоса», как поступаю я с ними, что помогает мне?

· Какие чувства и потребности стоят за критикой?

 

Далее следует обмен мнениями между критиком и группой.

· Какими были мои реакции на различные высказывания?

· Что я взял себе в помощь?

· На что я реагировал негативно? Есть ли у меня идеи, почему? Какие ассоциации возникали во мне?

В завершении участники B, C, D перенимают роль А.

 

16. Обратная связь (feedback)(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Если мне хочется выразить кому-либо обратную реакцию, на то, как я воспринимаю его поведение, то возникает принципиальный вопрос, почему я этого хочу? Хочется мне сообщить ему или ей, что он /она сделал что-то неправильно или же я заинтересован в продолжении наших отношении? Конструктивным является это тогда, когда я даю ему/ей знать, что является моей потребностью и что, конкретно, я хотел бы от него/нее сейчас. Это может быть выражено, если я не рассчитываю на конкретное действие, в просьбе: «А теперь мне хотелось бы знать, как то, что я тебе сказал, принято тобой – что ты услышал и что ты чувствуешь?» Я беру ответственность за свои чувства, тогда, когда я объясняю их предпосылки.

Пример: «Когда ты сказал мне, что приведешь сегодня вечером гостей, (факты) – я рассердилась (чувство), - поскольку я приняла за само собой разумеющееся, что должна буду все быстро приготовить (предпосылка). – Я хотела бы иметь уважение также к своим потребностям и быть прежде спрошенной, удобен ли мне этот непредвиденный визит (потребность) – и хотела бы попросить тебя сказать мне, понимаешь ли ты это (конкретная просьба)».

Обсуждение:

· Какие принципы обратной связи следует учитывать при проведении информирования пациента, сообщении ему печальных известий?

17. Дарить и получать(По К.Фоппель, 2003)

Цель: Развитие отношений в медицинских коллективах проходит нормально, если между участниками осуществляется обмен четырьмя «благами» («дарами») - уважением, симпатией, сопротивлением и стимулированием.

Я уважаю другого человека, когда пытаюсь принять его уникальность и в то же время подавляю в себе желание эксплуатировать его для реализации собственных целей.

Симпатия имеет различные степени интенсивности - от простого расположения до любви.

Сопротивлеnие означает готовность и возможность защищать свои границы, сказать другому «нет».

Стuмулироваnие нужно понимать как многогранный процесс, в котором я побуждаю других вступить в контакт с чем-то новым, чтобы они получили импульс к развитию в какой-либо новой дляних области.

Если кому-то кажется, что его вклад соразмерен тому, что он получает в группе, то он чувствует себя комфортно. Если же кому-то кажется, что он отдает больше, чем получает, то у него возникает ощущение несправедливости происходящего. Когда таких участников несколько, то можно говорить о возникновении проблемы справедливости в группе.

В группах редко говорят об этом. С другой стороны, мы можем наблюдать, как участники различных групп более или менее тон­ко «эксплуатируют» друг друга.

С помощью данного упражнения группа, которая работает уже в течение длительного времени, может понять, как в ней обстоят дела с обменом названными «дарами» между участниками. Можно пойти дальше и на этой основе поработать снепростой проблемой справедливости. Обычно это вызывает большой интерес у представителей помогающих профессий или у тех участников, чья работа связана с руководством. Трудности в этой области мо­гут проявляться по-разному, в зависимости от того, о чем идет речь: об уважении, симпатии, сопротивлении или инициировании. Недостаток уважения и симпатии, как правило, вызывает тревогу и страх. Недостаток сопротивления проявляется в показном дружелюбии и притворной открытости. Недостаток стимулирования - в стереотипности поведения и работе с одним и тем же знакомым содержанием.

Чуткий наблюдатель заметит подобные проявления через некоторое время. Участники сами ощущают дефицит того или иного «дара» и при случае указывают на это.

Продолжительность: в группе из 10 участников - по меньшей мере 3 часа. Материал: несколько больших плакатных листов и мелки для каждой подгруппы.

Инструкция: Это упражнение в некоторой степени может оказаться вызовом для вас. Вы уже давно работаете вместе и преодолели немало трудностей. Однако мне кажется, что в последнее время группа находится в состоянии стагнации, в том смысле, что многие из ваших способностей и возможностей остаются нереализованными. Поэтому я хочу рискнуть и предложить вам необычную, достаточно nровокационную процедуру.

Она будет состоять из двух этапов. Начнем мы с взаижодействия в малых группах, а потом вернемся в общий круг для обсуждения главной проблемы.

На первом этапе четырем подгруппам предстоит работать с четырьмя «дарами» - уважением, симпатией, сопротивлением и инициированием.

Все мы хотели бы получать эти «дары» от других людей - мы хотим, чтобы нас уважали, выражали нам симпатию, побуждали нас к развитию, в определенной степени оказывали нам сопротивление. С другой стороны, каждый должен быть готов проявлять все это по отношению к окружающим. Мы получаем и отдаем все это в течение всей жиз­ни, что помогает нам существовать.

Подумайте, по поводу, какого из перечисленных «даров» вы готовы поразмышлять вместе с другими. Я надеюсь, что мы найдем по крайней двух заинтересованных участников, готовых· подумать о каждом из этих

«даров».

(Пусть участники разойдутся по четырем сторонам комнаты, каждая из которых символизирует определенный «дар».)

Вам нужно будет вместе подумать о том «даре», который вы выбрали, и найти как можно больше доказательств, почему он так важен. Представьте себе, что произойдет, если все люди будут в полной мере обладать тем или иным «даром», то есть если все люди будут, например, уважать друг друга. Сознательно выберите пристрастную позицию и освещайте только позитивные стороны, например, уважения. Попробуйте представить свои идеи в художественной форме, записав, скажем, известные пословицы или афоризмы на эту тему, используя метафоры и рисуя символы или аллегории, можете даже написать несколько поэтических строк.

Старайтесь, чтобы все, что вы пишете или рисуете, было интересным и для вас самих, и для тех, кто работает в других подгруппах. По возможности найдите столько доказательств, сколько участников в нашей группе. У вас есть полтора часа ...

Теперь представьте нам свои произведения. Если кому-то что-то непонятно, можно переспросить, но не устраивайте дискуссии.

(После того как все подгруппы представят свои результаты, пригласите участников на небольшую философскую «прогулку». Пусть каждый подумает, в какой степени он сам отдает и получает эти четыре «дара».)

Почувствуйте, насколько справедливо обращаются с вами и насколько Вы справедливы по отношению к другим. Возможно, по поводу каждого из четырех «даров» вы придете к различным выводам. Определите, какой из них Вам более всего нужен именно сейчас. В течение 10 минут молча походите по комнате или сядьте в удоб-ном для вас месте, не отвлекая друг друга…

Затем вернитесь в круг…

Теперь попробуйте рассказать о том, на что вы претендуете в отношении этих четырех «даров». Это потребует мужества.

Правила таковы. В центр круга мы положим лист бумаги и ножницы. Скажите всего несколькo слов о том, в чем вы в данный момент нуждаетесь, что вас впечатляет и волнует. Затем сообщите, какую часть листа вы намерены отрезать, но ничего пока не отрезайте, подождите. Дайте возможность остальным выразить свое отношение к вашему намерению - это может быть одобрение, критика, сомнение или что-либо еще.

Когда выскажутся все, кто хотел, окончательное решение за вами. Отрезав кусок от листа, вы идете на свое место. В центр круга идет другой участник. Каждый решает сам, что он будет делать: отрезать себе часть листа или только отзываться на высказывания остальных, а может быть, кто-то захочет просто оставаться слушателем. Какие бы аналогии у нас ни возникали, в любом случае мы вынуждены занимать определенную позицию в вопросах, касающихся уважения, симпатии, сопротивлеnия или стимулирования. Мы не можем оставаться нейтральными. Кто хочет начать?

Обсуждение

· В каких ситуациях у меня возникают мысли о справедливости?

· Собираюсь ли я сделать какие-либо выводы из этого упражнения?

· Что было для меня самым важным?

· Что я еще хотел бы сказать?

18. Чужими глазами(По К.Фоппель, 2003)

Цель упражнения: В этом упражнении участники могут посмотреть на себя глазами других людей. Также это хорошая возможность сообщить о себе нечто важное и продемонстрировать группе разные аспекты своей личности.

Продолжительность:около 20 минут

Группа садится в круг. В центре круга стоит пустой стул.

Вообразите, что вы - новичок; в этой группе, но вы не будете сами представлять себя здесь, это будет делать другой человек - кто-то из ваших близких, знакомых, друзей ... Решите для себя, кто это будет.

Каждый из вас может выйти в центр круга и встать за спинкой стула. Постарайтесь увидеть себя сидящим на этом стуле и внимательно слушающим, как вас представляет группе выбранный вами человек. Вы сами становитесь этим человеком и начинаете говорить о себе от его имени. Haпpимep: «Я Руслан, дядя Розы. Я хотел бы представить вам всем Розу и немного рассказать о ней» или «Я Жанна, сестра Розы. Я знаю ее с рождения и могу представить ее вам».

(Во время этой процедуры вы можете попросить участника сесть на стул и сообщить группе что-то уже от своего имени. Допустимо обращение к нему с вопросами, относящимися к обеим ролям. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить кратко.

После того как участник закончит рассказ о себе, поблагодарите его. Можно обсудить происходившее - сразу или после того, как выступят все участники.

Обсуждение

· Какие у меня отношения с человеком, которого я выбрал для рассказа о себе?

· Какие чувства я испытываю к нему в данный момент?

· Сообщил ли я группе про себя что-то новое?

· Узнал ли я что-то важное о других участниках?

· Насколько важно для меня мнение моих будущих пациентов и коллег?

19. Недоверие(По К.Фоппель, 2003)

Цель: Иногда кто-то из участников выражает недоверие другому и ведет себя с ним сдержанно. Бывает, что мало доверия оказывают группе в целом. В этом случае рекомендуется поставить перед всеми вопрос о доверии и недоверии и рассматривать «зачинщика» как «верхушку айсберга».

Продолжительность: примерно 35 минут без обсуждения.

Инструкция: Я хотел бы вернуться к замечанию о недоверии и поработать над этой проблемой. Многие люди отрицательно относятся к недоверию и полагают, что гораздо лучше доверять друг другу. Я не согласен с этим, так как думаю, что недоверие играет важную роль в выживанли. Люди свободны и любопытны, и мы никогда не можем быть уверены, что кто-то вовремя вспомнит о своем обещании, примеру, исполнить какое-то наше желание или выполнить обязательство. Наше недоверие напоминает нам о невзможности предвидеть поведение других людей и призывает нас быть самостоятельными. Оно предохраняет нас от иллюзии, что мы, как дети, можем передать нашу судьбу в руки других. Уметь доверять означает, что мы в состоянии позаботиться о себе сами и готовы терпеть недостатки других.

После этого философского отступления я хочу предложить вам поэкспериментировать на эту тему друг с другом. Выберите себе пару. Сядьте друг против друга и посмотрите на своего партнера ...

Один из вас играет активную роль. Он монотонно повторяет: «Я тебе не доверяю ... », добавляя к этому все, что придет в голову, например: «потому что ты так самоуверен» или «потому что у меня есть негативный опыт общения с людьми, похожими на тебя», и т. д. Партнер молча слушает в течение 5 минут, затем 3 минуты рассказывает о своих чувствах и впечатлениях …(8 минут).

(Дайте сигнал начала работы и сообщите, когда партнеры должны поменяться ролями. Прежде чем состоится обсуждение в кругу, участники должны иметь возможность повторить это упражнение еще раз с другим партнером.)

Обсуждение

· Насколько адекватно воспринимали меня мои партнеры?

· В какой степени мне самому удалось адекватно воспринимать их?

· Насколько я недоверчив?

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что еще я хотел бы сказать?

· Какие чувства может вызвать во мне недоверие со стороны моих будущих коллег и пациентов?

20. Границы(По К.Фоппель, 2003)

Цель: у каждого человека есть символические «границы», которые нельзя нарушать другим людям либо это возможно только при определенных условиях. Задача этих границ - защитить личность и поддержать наше чувство собственного достоинства. Каждый устанавливает и защищает границы по-своему.

Конечно, наши границы достаточно подвижны и зависят от обстоятельств и от того, с кем мы общаеся. Наша способность подходить к ним дифференцированно позволяет выстраивать стабильные социальные связи разного рода. Границы главного врача по отношению к его заместителю отличаются от его границ по отношению к заведующему отделением. Врачи поддерживают по отношению к среднему медицинскому персоналу более жесткие границы, чем между собой. Процесс установления границ в группе, абсолютно естественный и необходимый, при некоторых обстоятельствах может стать проблемой: например, один или несколько участников пытаются быть ближе к ведущему, чем к остальным участникам, играя роли «со - ведущих» или «любимчиков»; или ведущий проводит в отношении границ неравноправную политику, приближая к себе кого-то из участников и рождая ощущение пристрастности. Бывает, что участникам трудно признавать и уважать границы, установленные длясебя ведущим и другими членами группы. Во всех этих случаях работа группы затрудняется, и дальнейшее развитие блокируется. Это упражнение позволяет обсудить правильность установления границ в группе.

Продолжительность: в группе из 10 участников - по меньшей мере 2 часа.

Материал: веревка, ножницы, длякаждого - несколько карточек и фломастеры.

Инструкция: Это упражнение позволит нам посмотреть на группу непривычным образом. Речь пойдет о границах, которые каждый строит вокруг себя, чтобы защититъся и чувствоватъ себя в относителъной безопасности. У группы есть внешняя граница: каждый из нас знает, кто относится к группе, а кто - нет. Эта грань не является полностъю непроницаемой: извне всегда приходит определенная информация и влияния, которые могyт воздействовать как на каждого в отделъности, так и на группу в целом.

Внутри группы каждый из нас также проводит вокруг себя границу, выполняющую различные функции. Она указывает, в каком личном пространстве нуждается данный человек, как близко он готов подпускать окружающих, а также nодчеркивает, что другие участники могут nрестуnить ее только при определенных обстоятельствах, которые предполагают встречу на более личном, интимном уровне.

Каждый из нас по-своему определяет и защищает свои границы. Чем лучше мы знаем позицию другого в этом вопросе, тем больше у нас шансов не нарушить его границ.

Я принес с собой веревку, с помощью которой вы сможете символически обозначитъ границы своего личного пространства в этой комнате, то есть ту зону, которая представляет вашу личную сферу и которую вы готовы защищать.

Подумайте, чего другие не должны делать по отношению к вам ни при каких обстоятельствах и что они могут сделать при определенных условиях. 3апишите это на карточках. (Приведите пример, актуальный для данной группы.)

Размеры этой личной зоны, ее форма и местоположение у всех свои. Каждый сам определяет, какое пространство он будет «защищать от вторжений». Отрежьте столько веревки, сколько вам нужно, и разложите ее на полу, показывая ваши границы.

Возьмите карточки и напишите:

- как вы для себя определяете свое личное пространство в этой группе;

- как вы обычно защищаете свои границы;

21. Позиции (По Losch H., 2005 c изменениями)

Цель: Большинству знакомо выражение «стоять друг за друга». Известный вопрос: «ты можешь за него постоять?» означает «ты можешь оказать ему поддержку?». Нам бывает неприятно, когда кто-то, кого мы не знаем или не ценим, слишком близко приближается к нам. Порой такая «назойливость производит даже угрожающее впечатление. Существуют неписанные правила соблюдения должной дистанции, которые становятся особенно отчетливыми при их нарушении.

Материал: веревка около 20 метров длины (в зависимости от количества участников).

Течение:

1 раунд:

Прежде всего, все участники отыскивают себе в помещении желаемое местоположение. Как только все находят себе места, следует освоиться со своим положением, осмотреться и ответить для себя на следующие вопросы:

· Какое место каждый отыскал для себя?

· Где стоят друзья? Как далеко от них находитесь вы?

· Где стоят лица, которых вы знаете, но не общаетесь с ними близко?

· Где стоят участники, которые вам не симпатичны?

· Как чувствует себя каждый на своем месте?

2 раунд:

Все двигаются снова, разговоры также разрешены. Теперь веревка уложена в круг и все ищут себе в этом круге новое местоположение. Веревка охватывает величину ранее используемого помещения. Как только участники осваиваются, следует задать себе те же вопросы, как при первом раунде.

3 раунд:

Действия те же, что и при предыдущих раундах, но круг уложен несколько уже, таким образом, что еще может быть сохранена почтительная дистанция между участниками.

 

4 раунд

Действия такие же, но круг становится еще уже, так, что расстояние между отдельными участниками соответствует дистанции между хорошими друзьями. В случае необходимости, отдельные участники могут попытаться «облегчить свое положение», выйдя из круга. По возможности, однако, все должны оставаться внутри. Даже если круг кажется слишком узким, эта часть упражнения позволяет приобрести новый опыт.

5 раунд

Еще раз происходит сужение круга, на этот раз до расстояния интимной дистанции между участниками, так, что все соприкасаются друг с другом. Все вновь получают возможность отыскать для себя наиболее приятное местоположение.

Обсуждение:

· Как чувствовал себя каждый участник?

· Какая дистанция была наиболее удобной?

· Все ли смогли найти себе местоположение?

· Какими доводами руководствовался каждый при поиске своего места?

· Менялись ли эти доводы в зависимости от предоставляемого пространства?

· Какие повседневные ситуации соответствуют занимаемым дистанциям?

· Существуют ли различия в ощущениях между представителями различных культур, женщинами и мужчинами в различных ситуациях?

· Существуют ли неписанные правила соблюдения дистанции?

· Что происходит, когда эти правила нарушаются?

22. Смена угла зрения(По К.Фоппель, 2003)

Цель: Это упражнение способствует улаживанию небольших конфликтов, неизбежно возникающих в профессиональном общении. Проводить его рекомендуется, прежде всего, в тех случаях, когда в группе есть люди, ведущие себя негибко по отношению к другим, не принимающие в расчет мысли и чувства остальных участников. Упражнение поможет членам группы реализовать свое стремление к власти не столько за счет прямого преследования собственных целей, сколько за счет понимания и учета внутреннего состояния и интересов других.

Продолжительность: от 60 до 90 минут без учета времени на обсуждение. Материал: бумага и карандаш.

Инструкция: Я хочу предложить упражнение, которое может помочь вам эффективно оказывать влияние на других людей и в то же время получать одобрение от них. Это непростое искусство. Мы часто пытаемся либо любой ценой добиться власти и при этом чувствуем, что другие с нам холодны, или же хотим любить и быть любимыми, но при этом ощущаем себя слабыми и зависимыми.

Главное заключается в нашем представлении о самих себе. Каждый из нас в большей или меньшей степени знает и понимает себя: как он чувствует себя в трудных ситуациях, как смотрит на вещи, что для него приемлемо или неприемлемо. Но, кроме того, мы можем знать и понимать других, идентифицируясь с ними и глядя на мир их глазами.

В ситуации конфликта помогает смена угла зрения. Нам легче понять чужие потребности, если мы можем соотнести их с нашими собственными. Так мы строим мостик к другим и начинаем вместе работать над решением проблемы.

Посмотрите на группу и определите, с кем из участников у вас возникал какой-нибудь незначительный конфликт. Если таковых несколько, найдите, по крайней мере, двоих, кто вам в настоящий момент интересен ...

Сядьте так, чтобы вы могли видеть выбранного Вами человека ...

Представьте себя на его месте и посмотрите на произошедший конфликт его глазами. Запишите от лица своего партнера, что за столкновение между вами произошло, как он себя при этом чувствовал и что чувствует сейчас, что хотел бы сказать. Попробуйте скопировать характерные позы и жесты другого, чтобы войти в более тесный контакт с его внутренним миром. У вас есть 30 минут ...

А сейчас мы разделим комнату на две части: «зал ожидания» и «комнату для переговоров». Пройдите со своим партнером в «зал ожидания» и прочитайте ему сваи записи. Выясните, что Вам удалось почувствовать правильно. Попытайтесь с помощью вопросов уточнить то, что для Вас остается неясным. Попробуйте найти пункт, по которому у вас наблюдается сходство позиций, и постарайтесь, опираясь на него, разрешить конфликтную ситуацию.

Тот, чей партнер занят разговором, остается в «зале ожидания». Итак, начнем...

Обсуждение

· Насколько мне удалось идентифицироваться с моим партнером?

· Что мне помогло в этом?

· Насколько я в состоянии соотносить свои интересы с потребностями других в повседневной жизни?

· Что еще я хотел бы сказать?

· Что из этого упражнения я могу взять для своей будущей профессии?

·23. Доверие(По К.Фоппель, 2003)

Цель: Важная цель группового процесса - доверие. Мы хотим, чтобы члены группы доверяли друг другу, группе в целом и, конечно, нам, ведущим. Участники готовы идти на риск только в том случае, если они могут вслух говорить о своих трудностях, прямо выражать свои желания и экспериментировать с собственным поведением. Если в группе достаточно доверия, все становятся заинтересованными и готовыми к обучению.

Иногда мы стараемся способствовать возникновению доверия в группе. Для этого может быть использовано данное упражнение. Его можно выполнять даже в начале работы, когда еще не сформировалась настоящая близость.

В упражнении задействовано тело. Группа встает в два ряда, образуя узкий проход. Участники по очереди идут по нему и пытаются упасть назад. Те, кто стоит справа и слева, ловят падающего. Весь процесс может служить метафорой душевного развития. Стеснительные и робкие участники смогут здесь почувствовать, что другие готовы поддержать их, когда они идут на риск.

Конечно, это упражнение несет в себе определенный вызов участникам. Некоторые боятся, что их не поймают. Но они могут сами определять, как они будут падать. Некоторые люди, разочаровавшиеся в доверии, пытаются иногда упасть так, чтобы другим было трудно их поймать. Они втайне желают утвердиться в своей правоте. Но так как всем участникам придется выступать в обеих ролях - и падающего, и поддерживающего - все смогут получить важный опыт. Это хорошая «инвестиция» в потенциал доверия группы.

Продолжительность: в группе из12 участников - примерно 30 минут.

Инструкция Я хочу предложить вам прекрасное упражнение на доверие под названием «Упасть между двумя рядами». Особенность этого упражнения состоит в том, что мы выполняем его вместе, а еще в этом участвует наше тело. Каждый сможет увидеть, насколько он доверяет другим, и, возможно, поймет, что может доверять группе больше, чем думал прежде.

Суть упражнения в следующем. Отставьте стулья в сторону. Нам нужно будет свободное место в центре комнаты, чтобы вы могли встать в два ряда. Встаньте напротив друг друга, примерно на расстоянии вытянутой руки. Доброволец проходит по узкому коридору между рядами, останавливается и пытается упасть назад. Участники по обе стороны стоят наготове, чтобы поймать его, не дав ему упасть.

Тот, кто идет через проход, может высказывать пожелания относительно его ширины, решать, в каком именно месте он будет падать и насколько легко или трудно остальным будет его поймать. Я думаю, что постепенно мы научимся искусству падать, а также искусству надежно поддерживать другого участника, который нам доверяет.

(Следите, пожалуйста, за тем, чтобы расстояние между рядами не было слишком большим, чтобы оно соответствовало весу участника).

Обсуждение

·Понравилось ли мне это упражнение?

·Что мне больше всего понравилось - падать или держать другого?

·Что было самым трудным для меня?

·Стал ли я больше доверять группе?

·Стал ли я больше доверять самому себе?

·Каким образом я собирался упасть и в каком месте?

·Легко мне или трудно доверять другим людям?

·Что еще я хотел бы сказать?

·Какую роль играют для меня прикосновения в ситуации общения с пациентами?

24. Фантастическое путешествие (распознавание частей своей личности)(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

Данное упражнение может быть полезным в случае, когда участникам семинара следует смоделировать внутреннюю картину какой- либо ситуации или, к примеру, осознать наличие в себе «внутренних личностей» (собственные важные качества, образ поведения и т.д.).

1. Устраивайтесь удобно на полу, дышите спокойно и глубоко. Закройте глаза и отправляйтесь в путешествие. Это путешествие приведет Вас в чудесно расположенную долину. Вы входите после долгого странствия в центр горного ландшафта в эту долину со знанием, что кто-то ожидает Вас там. При этом, однако, вы не догадывайтесь точно, кто. Позвольте возникнуть внутри Вас картине, которая изображает эту ожидающую Вас часть. Выберете важное для Вас качество или образ поведения, с которым Вам хотелось бы там встретиться. Это может быть женщина, мужчина, зверь, сказочный персонаж, предмет или какое-нибудь лицо, которое придет Вам на ум. При этом не пытайтесь намеренно конструировать картину. Дайте возможность ей всплыть и сформироваться самостоятельно.

2. Как только возникнет картина или образ, предоставьте ему достаточно время для отчетливого проявления. Дайте ему возможность изменения, если он хочет спонтанно измениться. Вступите в контакт с аурой, которая исходит от этого образа.

3. Теперь позвольте образу заговорить и выразить самого себя. Дайте ему достаточно времени рассказать о своих потребностях и привычках. Если Вы хотите, то можете поговорить с ним и задать ему вопросы. (Даже если речь идет о предмете, он может вести с Вами диалог. В фантастическом мире все возможно). Вы оппонируете некоему внутреннему голосу, наделенному своей собственной жизнью и интеллектом.

4. Дайте теперь этому внутреннему голосу подходящее имя, которое впоследствии поможет вам идентифицировать его: зануда, художница, сторожевой пес, скептик, неуверенный, пряха, ворчун, всезнайка. Существует нескончаемо много возможностей.

5. Завершите в подходящем для Вас темпе – совершенно спокойно – встречу. Вы знаете теперь этот голос, познакомились с ним и можете снова вступить с ним в контакт, когда захотите. Попрощайтесь, покиньте долину и направьте свое сознание наружу, почувствуйте снова почву под своими ногами, воздух в помещении и, когда будете к этому готовы, откройте глаза. Отметьте теперь все, что приходит вам в связи с этим голосом на ум: его свойства, его привычки, его особенности.

После того, как Вы идентифицировали и достаточно хорошо описали этот голос, вы можете отыскать другой. Для этого будет достаточно выбрать прочие важные для Вас свойства, установки или мотивации, которые Вы сможете переработать вышеприведенным способом.

Вы сможете также открыть части личности путем выделения свойственных Вам разнообразных взглядов, поведенческих стереотипов и стилей жизни. Посредством их узнавания и идентификации происходит расширение Вашего сознания и, в конечном итоге, свободы.

 

Обсуждение:

· Как открытые мною части моей личности могут повлиять на мою профессиональную компетентность?

 

25. Ведение экологического диалога(По Hartkemeyer J. F. & M., 2005, с изменениями)

 

Цель: расширение сознания для осознания себя как части движущейся во времени системы и понимания окружающего мира как продолжения своего тела.

Продолжительность: около 1 часа

 

Важнейшей предпосылкой для формирования будущего общества является развитие сознательного отношения к окружающему миру. Системное мышление предполагает рассмотрение соотношений между принятием и отдачей, взаимность находится при этом в центре. Это означает, что следует понимать и уважать не только ближних, но и развивать постижение всех живых существ, окружающей природы и жизни в измерении времени.

Подготовка: В течение подготовительной фазы рекомендуется обсуждение в рамках тематического диалога некоторых этических проблем и их возможных последствий. Темами для обсуждения могут стать трансплантация органов, генная инженерия, радиоактивные отходы, пестициды.

Течение: участники группы объединяются по четверо. Модератор предлагает выбрать участникам личностно значимую для них экологическую проблему. После паузы участники начинают последовательно описывать их проблему с четырех различных углов зрения.

1. Со своей позиции, со своими личными мыслями и чувствами.

2. С позиции лица, видящего проблему иначе или прямо противоположно.

3. С позиции затронутого проблемой нечеловеческого существа (например, трансплантированного органа, генетически измененного организма, реки, в которую сливается много сточных вод, вида животных, находящегося под угрозой вымирания).

4. С позиции человека, живущего в будущем и затронутого проблемой, создаваемой современным нам обществом.

Временной регламент определяется знаком (удар в гонг), при этом модератор оповещает о следующей позиции. После каждого высказывания рекомендуется выдерживать короткую паузу.

Каждый участник должен суметь изложить свою проблему с четырех углов зрения, по 3 минуты на каждую позицию, таким образом, для проведения упражнения в распоряжении должно быть более часа времени. Кроме того, следует оставить достаточно времени для последующего обсуждения.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!