Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 4.1. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ СРЕДЕ. ВИДЫ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ



__________________________________________________________________

1. В чем особенности коллектива, каковы его характерные черты?

Понятие производственного коллектива, несмотря на частоту его использования, является довольно неоднозначным. Чаще всего о производственном коллективе говорят тогда, когда (Homas, 1969; Schein, 1965; Rosenstiel, 1978):

1) есть определенное количество людей, которые

2) длительный промежуток времени непосредственно взаимодействуют друг с другом и при этом

3) принимают различные нормы и

4)объединены чувством «мы»

Указанные критерии производственного коллектива одновременно являются и его признаками, которые можно проранжировать. Так, для одного коллектива может быть более или менее развитое чувство «мы» и т.д. Тем самым коллектив отличается от других социальных образований (таких, например, как очередь в магазине, временная концентрация людей на вокзале, большая политическая партия) на основании ранжирования.

Особенностью производственных коллективов является то, что они действуют в специфическом контексте. Рабочие коллективы – это организационные единицы, функционирующие в определенных структурных и технологических условиях. Особенности взаимодействия в рабочей группе (например, особенности структуры коммуникации и отличительные нормы), как правило, отражают особенности всей организации. Важным условием продуктивности производственного взаимодействия является групповая сплоченность.

2.Что такое групповая сплоченность?

Под групповой сплоченностью следует понимать «среднестатистическую привлекательность, которой пользуется группа у своих членов» (Irle, 1975). Большей сплоченностью отличаются относительно малые группы, в которые довольно трудно вступить и которые организованы на основе сотрудничества, а не конкуренции.

Показана зависимость уровня сплоченности группы от частоты межличностных контактов: с увеличением числа контактов растет взаимная симпатия участников группы, что в свою роль стимулирует рост контактов (Hofstaetter, 1967). Указанная закономерность, однако, имеет место лишь в том случае, если при контактировании у людей возникает чувство сходства. Наряду с личностным сходством значение имеет сходство ситуации, в которой они находятся. Данное обстоятельство особенно значимо, если ситуация переживается как «общая судьба», которую члены группы переживают вместе. Близость установок, мнений, ценностей и моделей поведения среди членов группы относятся к увеличивающим групповую сплоченность факторам. Целям сплочения служит установление норм группы. Чем сплоченней группа, тем жестче ее нормы и тем лучше группе удается заставить своих членов им следовать. Следует отметить, что нормы могут относиться к различным аспектам поведения.



 

4. Что такое «социально-психологический климат коллектива»?

Социально-психологический климат коллектива – это «термин, используемый для описания общего мнения членов организации по поводу того, как она (и/или подсистемы внутри нее) относятся к своим членам и своему внешнему окружению» (Jewell, 2001). Многочисленные исследования социально-психологического климата выявили важнейшие детерминанты его формирования. В качестве важных факторов формирования производственного климата исследователи выделяют поведение руководящих работников, величина и возраст организации, ее физическая среда, особенности планирования работы и виды вознаграждения, которые она предлагает работникам (Schneider, Gunnarson & Niles-Jolly, 1994). Вместе с тем восприятие социально-трудового климата существенно зависит от характера работы человека, коллектива в котором он трудится, и его личности (Hershberger, Lichtenstein & Knox, 1994). Ухудшение социально-психологического климата, как правило, сопровождается снижением продуктивности в работе и может вести к конфликтам.

5. Дайте определение понятию «конфликт».

Слово «конфликт» берет свое начало от латинского conflictus – столкновение и в практически неизмененном виде входит в большинство европейских языков. В современной социологии, психологии и политологии встречается множество определений этому феномену. Не претендуя на полноту изложения, приведем некоторые из них.

«Конфликт – это воспринимаемое расхождение интересов; убеждение сторон в том, что существующие у них в данный момент стремления не могут быть реализованы одновременно» (Rubin, Pruitt & Kim, 2001)



«Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» (Б.И. Хасан, 1996).

«Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 1992).

Анализ этих и других определений показывает, что все дефиниции, раскрывая отдельные стороны данного феномена, не могут претендовать на полноту его определения. Кроме того, существует достаточное многообразие видов конфликта – внутриличностные, межличностные, межгрупповые и внутригрупповые.

6. Что такое межличностные конфликты?

В контексте нашего рассмотрения целесообразно остановиться на наиболее часто встречающейся в медицинской практике разновидности - межличностных конфликтах. Известная российская исследовательница конфликтов Н.В. Гришина (2002) дает этой группе следующее определение: «Межличностный конфликт – это ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон». Соответственно данному определению выделяются мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты. Различия в мотивационной, когнитивной и ролевой сферах у конфликтующих сторон можно рассматривать как психологические факторы формирования конфликтов.

 

7. В чем особенности отдельных видов межличностных конфликтов?

К мотивационно обусловленным относятся конфликты интересов – ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, пациент настаивает на определении ему группы инвалидности и выплате соответствующего денежного пособия, тогда как врач-эксперт МСЭК скорее настроен на проведение реабилитационных мероприятий. Интересы разных сторон противоречат друг другу, однако, возможно, сторонам все же удастся найти вариант их совместного решения. Особая разновидность конфликта интересов касается случаев, где они оказываются несовместимыми. Например, несколько членов больничного коллектива одновременно стремятся занять должность главного врача клиники. Учитывая, что речь идет об одной штатной должности, невозможность совмещения всех намерений ставит участников конфликта перед выбором «либо-либо».

Следующую группу составляют конфликты, обусловленные когнитивными различиями. Среди данной группы следует особо выделить ценностные конфликты – ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. Известно, что система ценностей любого индивида содержит наиболее значимые для него понятия. Так, если речь идет о работе, то ценностью будет то, в чем человек видит основной смысл своей деятельности (является ли для него работа источником средств к существованию, возможностью самореализации). Следует отметить, что различия в ценностях не всегда проводит к конфликтам. Хорошо известно успешное взаимодействие в одном коллективе людей различных политических и религиозных взглядов. Вместе с тем конфликт становится неизбежным, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга. Важнейшей особенностью ценностей является их активное влияние на поведение индивида (регулятивная функция). В случае, если в основе поведения участников взаимодействия лежат различные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и вызывать конфликты. Например, заведующий отделением обеспокоен статистическими показателями (расходом лекарственных препаратов, количеством койко-дней, проведенных пациентами в стационаре), в то время как врач отделения больше ориентирован на реальное выздоровление больного.

Другим распространенным видом межличностных конфликтов, относящихся к деятельностной сфере, являются ролевые конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила представляют собой неотъемлемую часть совместного взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь неявный, подразумеваемый характер, например, соблюдение норм этикета или быть результатом особой договоренности, в том числе выраженной в письменном виде. Однако во всех случаях нарушение общепринятых норм чревато разногласиями и может привести к конфликту между участниками взаимодействия. Учитывая, что медицинские коллективы являются структурами с исторически сложившейся четко организованной иерархией социальных отношений, а специфика профессиональной сферы, сконцентрирована на взаимодействии «человек – человек», неудивительно, что ролевые конфликты являются, пожалуй, наиболее острыми именно в медицинской среде. В первую очередь сюда должны быть отнесены всевозможные нарушения клинической субординации. Необходимо отметить, что причины несоблюдения норм и правил могут иметь различный характер. Нарушение правил в коллективе возможно вследствие недостаточного знакомства с его порядками и культурой. Сознательное их нарушение указывает на желание их пересмотра.

8. Какие еще конфликты встречаются в медицинских коллективах?

Менее острыми, однако, не менее распространенными в медицинских коллективах являются межгрупповые конфликты. В данной связи показательно проведенное под руководством Н.В. Гришиной исследование нескольких вполне благополучных медицинских организаций. Выполненная работа базировалась на изучении взаимоотношений двух категорий работников – медсестер и врачей. Все опрошенные работники были довольны своей профессиональной деятельностью и не намеревались менять место работы. Взаимоотношения врачей и медсестер оценивали как благоприятные 66,6% врачей и 73,2% медсестер. Помимо оценки взаимоотношений в целом опрашиваемым предлагалось раздельно оценить отношение врачей к медсестрам и медсестер к врачам. При этом предлагались следующие варианты ответа: «В целом врачи относятся к медсестрам доброжелательно, с пониманием трудностей их работы и их вклада в лечебный процесс»; «Врачи могли бы более уважительно относительно к труду медсестер и больше считаться с трудностями их работы»; «Врачи часто недоброжелательно относятся к медсестрам, пренебрежительно относятся к их работе». Вопрос об отношении медсестер к врачам имел тождественный характер. Результаты исследования показали, что при общей благоприятной оценке взаимоотношений «мы к ним» «относимся доброжелательно», по мнению подавляющего большинства опрошенных врачей (76,5%) и медсестер (81,4%), а «они к нам» «могли бы относиться более уважительно», считает большинство врачей и медсестер. Таким образом, «мы» - «доброжелательны», а «они» - «недостаточно уважительны».

9. Как справится с конфликтами?

Говоря о факторах возникновения конфликтов, нельзя не коснуться проблемы их устранения. Самым главным препятствием на пути к конструктивной работе с конфликтом является нежелание сторон разрешать его. Поскольку разрешение конфликта предполагает достижение сторонами согласия в диалоге, то теоретически оно возможно всегда (при разном качестве достигнутых договоренностей), за исключением тех случаев, когда сами стороны не хотят этого. Стороны не стремятся к разрешению конфликтов, когда ими (или одной из них) принято решение о разрыве отношений или если сохранение конфликтных отношений создает какие-то преимущества.

Обобщая психологические принципы работы с конфликтами, Н.В. Гришина указывает, что задачей практической помощи психолога является инициирование и организация диалога как наиболее конструктивной формы разрешения конфликта с самим собой или другими людьми. При этом существуют различные подходы – психотерапевтическая работа (помощь индивиду в работе с самим собой) и психологическое консультирование (помощь в диалоге человека с другими). Соответственно трем основным направлениям в психологии развивались три основные направления разрешения конфликтов.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!