Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Создание электронного образовательного ресурса



Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Классификация электронно-образовательных ресурсов

Электронно-образовательные ресурсы (далее – ЭОР) можно классифицировать по следующим направлениям:

1. По технологии создания:

· Текстографические – отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они имеют существенные отличия в навигации по тексту.

· Мультимедиа-ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания.

2. По среде распространения и использования:

· Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет.



· Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без сети Интернет.

· Ресурсы для интерактивных досок.

3. По содержанию:

· Учебники.

· Рабочие тетради.

· Лабораторные работы.

· Электронные справочники и словари.

· Викторины.

4. По принципу реализации:

· Мультимедиа-ресурсы.

· Презентационные ресурсы.

· Системы обучения.

5. По составляющим входящего в ЭОР содержания:

· Лекционные ресурсы.

· Практические ресурсы.

· Ресурсы-имитаторы (тренажеры).

· Контрольно-измерительные материалы.

Дидактические требования, предъявляемые к электронно-образовательным ресурсам

Использование электронно-образовательных ресурсов (далее – ЭОР) должно способствовать формированию у учащихся систематических прочных и осмысленных научных знаний, умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.

Для выполнения этих задач содержание ЭОР должно соответствовать определенным требованиям:

1. Включать научно достоверную информацию, в нашем случае – полностью соответствовать материалу учебника.

Совет

Глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности. Желательно включение в ЭОР разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом.

2. Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев учителя.

Совет



При отборе материала для зрительного ряда предпочтение следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей.

3. Информация должна преподноситься в живой, эмоциональной форме.

Ошибка

Однако недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.

4. При создании электронного пособия необходимо соблюдать гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления школьников: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 13.06.2003 № 118, и СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Пример

В СанПиН 2.4.2.2821-10 значительно изменены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ. Согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1–4 классах 15 мин, 5–7 классах – 20 мин, 8–11 классах – 25 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной. Исходя из новых требований, наиболее правильным является такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером или на интерактивной доске. В пункте 5.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 говорится о том, что допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При организации образовательного процесса рекомендуется использовать мобильные компьютеры или планшеты.

Совет

Размер шрифта, гарнитура, цвет, а также расстановка знаков в словах и слов в предложениях должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста должен быть не менее 14 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 12 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки лучше выделять увеличением кегля. Для выделения в текстах наиболее важных частей можно использовать полужирное и курсивное начертание знаков, выделение цветом знаков и фона, рамки, а также их сочетания. Для смысловых выделений не следует использовать подчеркивание, которым по умолчанию выделяются гиперссылки. На различимость объектов влияют цвет фона и цвет изображений на нем, их контрастность. Лучшими соотношениями фона и изображений являются: белый – синий, черный – желтый, зеленый – белый, черный – белый.

5. Следует избегать больших текстовых фрагментов.

Совет

Оптимальная длина строки составляет 40–42 знака. В более длинной строке следует применять серифные шрифты, помогающие "держать" строку. Недопустимо использование для чтения текста полос прокрутки или кнопок перехода от экрана к экрану.

6. Интерфейс программы должен быть интуитивным и не требовать специального обучения работе с ней.

Совет

Представляется рациональным использование стандартного интерфейса программ для Windows. При этом следует стремиться к максимальному использованию стандартных меню и кнопок на панелях инструментов, по возможности сохраняя их расположение на экране.

Необходимо максимально использовать возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с ЭОР. Это следует учитывать не только при разработке контрольных заданий, но и при подготовке сообщаемой учебной информации.

Вопрос

Как разработать план-конспект урока с использованием электронно-образовательных ресурсов?

Ответ

При разработке плана-конспекта урока с использованием электронно-образовательных ресурсов (далее – ЭОР) необходимо:

  1. Четко обозначить тему и цель урока.
  2. Доступно изложить материал урока, по возможности используя ЭОР.

В план-конспект урока можно включать графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы. Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, то можно ссылаться на другие известные вам ресурсы или собственные разработки.

  1. По возможности создать условия для самостоятельной работы учащихся, для формирования у них навыков исследовательской деятельности; акцентировать внимание на развитии операциональных личностных ресурсов и достижении соответствующих им метапредметных образовательных результатов.
  2. Указать ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия). Желательно наличие ссылок на занимательные материалы по изучаемому вопросу.
  3. Предусмотреть домашнее задание, в т.ч. с использованием ЭОР.
  4. Фиксировать методические рекомендации, возникающие в ходе урока.

Создание электронного образовательного ресурса

Шаг1

Руководитель образовательного учреждения (далее – ОУ) издает приказ по учреждению о создании рабочей группы по разработке и апробации электронного образовательного ресурса (далее – ЭОР).

Совет

В состав рабочей группы можно включить:

· заместителя директора по учебно-воспитательной работе;

· руководителя методического объединения;

· учителей-предметников;

· технических исполнителей (программист, учитель информатики, системный администратор и др.).

Шаблоны

Шаг2

Руководитель рабочей группы:

· распределяет обязанности между членами рабочей группы по разработке содержательной и технической части ЭОР;

· составляет техническое задание для исполнителя технической части;

· определяет элементы и разрабатывает детальную модульную структуру ЭОР.

Шаг3

Члены рабочей группы, отвечающие за подготовку содержательной части ЭОР:

· составляют общее описание ЭОР и методические указания по его использованию;

· готовят текстовую информацию учебных материалов в формате MS Word;

· отбирают графические материалы (без перевода в цифровой формат);

· составляют тексты контрольных заданий и тестов;

· находят материалы для электронной библиотеки ЭОР (информационных ресурсов сети Интернет).

Шаг4

Члены рабочей группы, отвечающие за подготовку технической части ЭОР:

· пишут программы для интерактивных элементов и тестов;

· обрабатывают графические материалы;

· разрабатывают дизайн (цветовую схему и элементы оформления ЭОР);

· формируют ЭОР и готовят его к тестированию.

Шаг5

Один из членов рабочей группы, назначенный руководителем, разрабатывает рекомендации для педагогов по использованию ЭОР.

Шаг6

Руководитель рабочей группы организует апробацию ЭОР и, в случае необходимости, проводит корректировку его содержательной части, а также осуществляет настройку аппаратного и программного обеспечения.

Образовательные веб-квесты

Технология "веб-квест" позволяет создать в учебном процессе благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различной информацией, а также активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировать свою.

К сведению

Веб-квест в образовании – формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через интернет-ресурсы. Разрабатываются веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть межпредметными.

Различают два типа веб-квестов:

· для кратковременной работы (цель: углубление и интеграция знаний, рассчитаны на одно – три занятия);

· продолжительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок – четверть, полугодие или учебный год).

Особенность образовательных веб-квестов в том, что часть или вся информация для самостоятельной либо групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом занятий с веб-квестом может быть публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в сети Интернет). Задания веб-квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта учащийся был вынужден отбирать материал, выделив главное в найденной информации.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!