Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






В контексте развернувшихся дискуссий по вопросу о соотношении



Школьного и внешкольного образования, в которых участвовали видные

Педагоги, обосновывающие самостоятельность задач того и другого

Вида образования, СО. Серополко высказывался весьма определенно

- «я лично не принадлежу к сторонникам этого взгляда»146. Он

Подчеркивал, что оба вида образования представляют собой части

единого «психологического процесса, который побуждает человека к

расширению своего умственного кругозора» Оба вида имеют общую

Задачу - повышение культурного уровня населения. Позиция

СО. Серополко выражается в признании того, что «внешкольное и

школьное образование не могут покрыть одно другое». «Прошедший

Школу, хотя бы и высшую, не может повернуться спиной к тому, что

мы именуем «внешкольным образованием», ко всей той совокупности

Знаний, мыслей и чувств, которые обретаются человеком вне школы,

Путем чтения книг и газет, посещения музеев, выставок, театра и т.д. и

Это потому, что школа как раз побуждает более высокие духовные запросы,

Которые и нуждаются для своего удовлетворения в различного

рода мероприятиях внешкольного образования»147.

Методология внешкольного образования была всесторонне рассмотрена

СО. Серополко в специальном курсе лекций по внешкольному

Образованию, прочитанному им в 1926 году в Праге. В условиях

Эмиграции по-иному, чем в Советской России, виделись многие смыс-

Лообразующие компоненты внешкольной педагогической теории. Об

Этом позволяет судить анализ рукописи этих лекций, обнаруженной

Нами в фонде Русского педагогического института им.

Я.А. Коменского, который в настоящее время хранится в Государственном

Архиве Российской Федерации148.

145 Серополко СО. Народный учитель и внешкольное образование / / Труды

Второго Всероссийского съезда им. К.Д. Ушинского / Под ред. В.А. Зеленко. -

Вып. 2. - Спб, 1914. - С. 229.

146 Серополко СО. Народный учитель и внешкольное образование / / Труды

Второго Всероссийского съезда им. К.Д. Ушинского / Под ред. В.А. Зеленко. -

Вып. 2. - Спб, 1914. - С. 228-230.

ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 4 - 4 (об.)

ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46. - 328 л.

Раздел V. Парадигма частной инициативы



СО. Серополко указывал, что внешкольное образование «принадлежит

К циклу педагогических наук, имеющих своим предметом образование

человека, т.е. приобщение его к благам культуры»149.

Уникальность этого определения заключается в том, что автор расширенно

толкует понятие «образование», приподнимая планку внешкольной

педагогики, обозначая ее развивающий потенциал, ибо «содержанием

Внешкольного образования как науки являются культурные

Запросы человека, способы удовлетворения их в прошлом и настоящем,

А также установление мер содействия для всестороннего и

более полного удовлетворения» 15°.

Таким образом, внешкольное образование ориентируется, по мнению

СО. Серополко, на создание в каждом индивидууме гармонично

Развитого человека, который не только обогатил бы свой ум определенными

Знаниями, но и развил бы в надлежащей мере свои чувства и

волю. Тут значение внешкольного образования переходит уже «на углубление

Той работы, которая производится над каждым в отдельности

». СО. Серополко из этого выводит новые методы культурно-

просветительной деятельности. Это, во-первых, «активность, т.е. самостоятельная

Работа каждого, кто является объектом внешкольного

Образования, потому что только самостоятельная работа дает возможность

Познать радость духовной жизни и укрепит свою волю; во-

вторых, «индивидуализация, т.е. применение к каждой личности тех

Способов культурно-просветительного воздействия, которые более

всего содействуют достижению внутренней красоты человека»151.

Среди принципов внешкольного образования СО. Серополко



наиболее подробно рассматривал «принцип общественности», т.е. самодеятельности

Населения и самоуправления. Подчеркивая важность

Государственной поддержки, он указывал на опасность решающего

влияния официальных кругов на формы и содержание образования. В

Этой связи он критически оценивал ситуацию в Советской России, в

Которой внешкольное образование подверглось тотальной централизации

И идеологической унификации.

ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 1.

ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 1 (об).

ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 2 (об.)

'История и методология теории социально-культурной деятельности

Принцип частной инициативы в практике внешкольного

Образования


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!