Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Педагогических знаний. Одновременно с дифференциацией педагогической



Знания проявлялась и другая, противоположная тенден-

Раздел V. Парадигма частной инициативы

Ция. Она может быть охарактеризована стремлением к обобщению и

Систематизации накопленных в педагогике знаний, что оказывается

Чрезвычайно значимым в процессе формирования педагогической теории.

Анализ образовательных теорий в России начала XX века позволил

С.Ф. Егорову сделать справедливый вывод о том, что одна из

главных целей теоретического синтеза заключалась в том, чтобы «преодолеть

Эмпирическую педагогику и разработать научно обоснованную

Систему взаимосвязанных идей, положений, принципов, направленных

На объяснение педагогического процесса и изменение его в

желаемом направлении»ш.

Эмпирическая педагогика такой задачи не решала, поскольку она

Располагала бесконечным количеством фактов и отвлеченных, большей

Частью гипотетических понятий, слабо между собой связанных, и

Не раскрывала закономерных связей между отдельными явлениями.

Эмпирическая педагогика становилась объектом все более резкой

Критики, что нашло отражение в трудах П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптере-

Ва, В.П. Вахтерова, М.И. Демкова и других педагогов. Одновременно

Они стремились выяснить пути и способы построения теоретического

Знания.

Один из промежуточных выводов, вытекающих из анализа процессов

Генезиса педагогических парадигм, состоит в том, что тенденции

Дифференциации и синтеза мы склонны считать основными динамическими

Тенденциями, определяющими движение научной теории,

Преодоления узко кумулятивного представления о ней. Ведь именно

Тенденции дифференциации и синтеза позволяют переводить сумму

Новых знаний в иное, новое качество.

Выделение этих двух тенденций позволяет нам при анализе процесса

Формирования теории социально-культурной деятельности выявить

Как минимум еще один этап, который не включается ни в одну

Из периодизаций процесса становления нашей теории.

Речь идет об этапе накопления знаний о предмете, который впоследствии

Станет основой формирования теории внешкольной работы

В рамках общепедагогической парадигмы. Этот этап можно определить



Как этап формирования предпосылочного знания о предмете, сущности,

Методах и формах внешкольной работы.

Теория культурно-просветительной деятельности сформировалась

В самостоятельную отрасль знания во многом благодаря процессу

131 Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Ис-

торико-педагогический очерк. - М.: Педагогика, 1987. - С. 26.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Дифференциации, который на стадии нормальной науки привел к бифуркации

И преобразованию представлений о воспитательной работе

В особых социальных условиях, в ситуации свободного времени и

Творческой деятельности.

При этом, на наш взгляд, важно, что процесс выделения этого направления

Педагогической науки в самостоятельную отрасль научного

Знания слабо связан с внешними обстоятельствами, с историческим

Контекстом, а именно с историко-революционными преобразованиями,

Формированием советского государства. Даже если такая связь

Имеется, то она не может быть признана определяющей. Здесь уместно

Обратить внимание на то, что данное утверждение не относится к организации

Культурно-просветительной работы, а - шире - внешкольного

Воспитания, это утверждение верно лишь для особой педагогической

Теории, в которой намечаются обобщающие линии педагогического

Знания.

Интересно, что это обстоятельство хорошо осознавалось педагогами-

Теоретиками и зачастую принималось как само собой разумеющееся

Положение.

СИ. Гессен писал: «Первоначальный, ныне (к сожалению только в



Теории, а не на практике) уже оставленный взгляд заключался в том,

что внешкольное образование народа признавалось чем-то несамостоятельным:

Оно понималось как суррогат школы, и задачей его почиталось

Сообщение народу тех сведений, которые он не получил в

школе или университете» .

Обратим внимание на фрагмент, который СИ. Гессен поместил в

Скобки. Это именно тот тезис, который определяет возможность рассмотрения

Генезиса теории без жесткой увязки теоретических положений

С их практической реализацией. Накопленный в теории прогностический


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!