Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Домашнее образование, школьное и свободное образование



взрослых". Эти типы, "соответствуя закономерному ходу развития

Каждого отдельного человека от чувственности через рассудок к разуму,

Представляют последовательный порядок, который нормально

проходится каждым именно в этой временной последовательности»126.

Важно, что в этой идее П. Наторп нашел оправдание необходимости

Организации особой системы воспитания взрослых (внешкольного

Воспитания), основанного на принципах свободы и осознанности выбора

Форм и способа реализации социальной активности.

Итак, анализ философско-педагогических взглядов П. Наторпа,

Позволяет нам реконструировать основные черты неокантианской парадигмы

воспитания, своеобразие которой состоит в следующем:

• Нравственность - основа для синтеза чувственности, рассудка,

разума, а их триединство составляет «основной закон педагогики

».

• Образовательное общение - способ гармонизации чувственности,

Рассудка, разума и, следовательно, диалогического раскрытия

Духовной активности воспитателя и воспитанника.

• Формы воспитания должны соответствовать не только особенностям

Развития нравственности, рациональности и чувственности

Человека, но и возрастным особенностям, охватывая все возрастные

Периоды жизни человека (домашнее образование, школьное

И свободное образование взрослых).

Эти положения неокантианства нашли яркое отражение в работах

СИ. Гессена, которого по праву можно назвать одним из наиболее ярких

Представителей неокантианства в русской педагогике. Он на про-

125 Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности

/ Пер. с нем. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. издания. - Спб., тип. О. Богданова,

С.

126 Наторп П. Философия как основа педагогики / Пер. с нем. Г.Г. Шпетта. -

М.: Изд. Н.Н. Клочкова, 1910. - С. 86.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Тяжении всей своей жизни рассматривал педагогику в качестве прикладной

Философии. Естественно, что основной его труд, который

Вышел в 1923 году в эмиграции, оказал более сильное влияние на педагогику

Русского зарубежья. Однако основные идеи СИ. Гессена были

Широко известны в России и имели многочисленных сторонников.



По признанию самого Гессена, «в истории педагогических учений

Мы, начиная с Платона и кончая Шлейермахером, имеем достаточно

Примеров чисто философской педагогики, но в современной педагогической

Литературе сознательное и последовательное построение педагогики,

Как прикладной философии, дано, пожалуй, в одном только

Труде Наторпа. К типу его труда и приближается более всего настоящее

исследование»127

Столь очевидная солидаризация Гессена с Наторпом объясняется

Единством философских оснований, которые лежат в основе их педагогических

воззрений. В «Основах педагогики» (1923) СИ. Гессен

Вслед за Наторпом всесторонне рассмотрел концепцию построения

Педагогики как прикладной философии. Он, в частности, писал, что

«...даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся

В последних своих основах к чисто философским проблемам, и что

Борьба различных педагогических течений между собою есть только

Отражение более глубоких философских противоположностей. Изложить

Философские основы педагогики - это значило для меня не ограничиться

Общими положениями, но, оставаясь в области чисто педагогических

Вопросов, вскрыть заложенный в них философский

смысл».

И далее: «Как философа меня привлекала возможность явить в

Этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные

философские вопросы имеют практическое жизненное

Значение, что пренебрежение к философским знаниям мстит за себя в

жизни не менее, чем игнорирование законов природы»128.

Идеи СИ. Гессена и ряда других известных педагогов по поводу



Необходимости и неизбежности увязывания тех или иных педагогических

Концепций с философией как их методологической основой являются

Чрезвычайно актуальными. Основное положение книги СИ.

Гессена состоит в том, что «всякая педагогическая система - даже там,

127 Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию, - М:

Школа-Пресс, 1995. - С. 20.

Там же.-С. 20.

Раздел V. Парадигма частной инициативы

Где она выдает себя за чисто эмпирическую науку - есть приложение к

жизни философских воззрений ее автора»129.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!