Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Анализ философских основ известных педагогических концепций



114 Арнольдов А. И. Живой мир социальной педагогики: В поддержку актуальной

науки. - М., 1999. - 132 с; Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме:

Перспективная альтернатива. - М.,1991.; Филиппова Л.В. Философские

основы теории и практики социальной педагогики: Автореф. дис.... докт. фи-

Лос. наук. - Нижний Новгород, 1992. - 30 с. и мн. др.

115 Туев В.В. Клуб как субъект социально-культурной деятельности: Ретроа-

нализ / / Социально-культурная деятельность: Поиски, проблемы, перспективы.

- М.: МГУК, 1997. - С. 5-15.

116 Туев В.В. Феномен клуба: Историко-педагогический анализ: Автореф. дис.

... докт. пед. наук. - М.: МГУК, 1998. - С. 17..

117 Содейка Т. Наторп Пауль / / Современная западная философия: Словарь /

Составители: Малахов B.C., Филатов В.П. - М.: Политиздат, 1991. - С. 190-

191.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Выводы Наторпа широко известны - по его мнению, несостоятельность

Тех или иных педагогических концепций во многом определяется

Несостоятельностью их философского обоснования. Отсутствие

Достаточных философских оснований в педагогических концепциях

Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,

И.Ф. Гербарта и других выдающихся педагогов приводило к тому, что

Педагогика и философия так и остаются одна возле другой, никак не

Дополняя друг друга.

Для Наторпа Платон и Песталоцци - «два кульминационных

пункта в развитии педагогической мысли". "С одной стороны, как

Наиболее глубокие представители социальной педагогики, а с другой,

- как мыслители, оценившие подлинную, органическую связь философии

в ее целом и педагогики, как науки», - отметил Г. Шпет в предисловии

к книге П. Наторпа «Философия как основа педагогики»118.

Теоретическое обоснование педагогики есть дело философии -

Этот тезис становится основным в теоретической концепции

П. Наторпа. «Высшее руководство делом воспитания принадлежит

только основной науке: философии»119. И далее: «Единство плана, которым

Должна быть внутренне, центрально связана вся работа воспитания,

Т.е. образование из человека человека, возможно только благодаря

Центральному единству познания, которое простирается на всю



Область того, что можно назвать человеческим духом, как со стороны

Объективного содержания, так и со стороны того способа, каким оно

Нами субъективно переживается. Но это центральное единство познания

Есть задача философии; тогда как идущее к периферии расширение

ее есть дело всех наук вместе»120.

Педагогические теории, по мнению П. Наторпа, всегда стремились

в «какой-нибудь» форме к «гармоническому» развитию по всем существенным

Для него основным направлениям. Но большей частью пытались

Достичь этой гармонии односторонним выдвижением того или

Другого из трех главных факторов.

Наторп выделяет доминирующие ориентации педагогических теорий

В разные эпохи. Так, по его мнению, эпоха Возрождения может

быть охарактеризована «эстетической доминантой». Эпоха Реформации

отмечена «преобладанием нравственного интереса под покровом

118 Шпетт Г. Предисловие / / Наторп П. Философия как основа педагогики /

Пер. с нем. Г.Г. Шпетта. - М.: Изд. Н.Н. Клочкова, 1910. - С. 3.

119 Наторп П. Философия как основа педагогики / Пер. с нем. Г.Г. Шпетта. -

М.: Изд. Н.Н. Клочкова, 1910. - С. 12.

,20 Там же.-С. 12.

^Раздел V. Парадигма частной инициативы

религиозного чувства». Эпоха Просвещения имела «господство интеллектуального

интереса»121.

«В эпоху Канта, Песталоцци и так называемого неогуманизма, напротив,

Все, так сказать, сходятся в положительном требовании именно

гармонического развития этих трех «основных сил», теоретической,

Этической и эстетической, из которых ни одна не должна подавлять

Других. При этом, впрочем, нисколько не отрицается, что этот



Прекрасный аккорд возможен только при господстве основного тона,

Который может задать только нравственность. Тем и другим мы обязаны

Канту, который точно так же определенно защищал и обосновывал

Относительную самостоятельность трех, вообще им впервые ясно

Разграниченных, основных направлений сознания, как и их необходимое

согласие, и именно при первенстве нравственного»122.

Итак, нравственность выделяется Наторпом как основа для синтеза

Чувственности, рассудка, разума, а их триединство определяется им

Как основной закон педагогики. По сути, здесь мы имеем дело с базовой

Ценностно-целевой установкой, которая собственно и является

Ядром некантианской парадигмы воспитания. Эта установка, в различных


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!