Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Логической педагогике, феноменологии социально-культурной активности



Собственно, эта линия философствования, зародившаяся в начале

XX столетия, получила продолжателей в лице учеников и единомышленников

С.Л. Рубинштейна, таких как Г.С. Батищев - философ, создавший

Оригинальную персоналистическую концепцию творчества;

К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, разработавшие психологическую

Концепцию активности личности и др.

Примеры можно было бы продолжить, ибо ясно, что неокантианство

Как особое направление русской философии конца XIX - начала

XX столетия чрезвычайно сильно повлияло на развитие наук, изучающих

Закономерности становления и развития личности.

Неокантианский подход во многом соответствовал русской мен-

Тальности, что и определило его мощное воздействие на всю гуманитарную

Мысль в России начала XXвека. Более того, это воздействие

Во многом сходно с воздействием импульсного свойства. Это было

Мощное, но весьма кратковременное философское воздействие, приведшее

К долговременным методологическим изменениям, затрагивающим

Весь комплекс наук о становлении и развитии человека -

Психологию, социальную психологию, возрастную и педагогическую

Психологию, педагогику, социальную и внешкольную педагогику.

Действительно, философская неокантианская парадигма оказала

Серьезное воздействие на все гуманитарные науки в России, однако

Нам важно уяснить особенности проникновения неокантианского мировоззрения

В общепедагогическую теорию, а затем в отраслевые педагогические

Концепции. Такая диффузия неокантианских идей была

Возможна как по линии зарубежных исследований, широко публиковавшихся

В России в переводах и доступных на языке первоисточников,

Так и по работам отечественных философов, психологов, педагогов.

Поэтому, завершая рассмотрение парадигмы неокантианства на

Общенаучном (философском) уровне, важно указать и ее черты на специально-

Научном уровне педагогики, поскольку это позволяет обнаружить

Специфику парадигмы социально-культурной теории, которую

Мы определили как парадигму частной инициативы.

Среди педагогических работ зарубежных неокантианцев, оказавших



Серьезное влияние на российскую теорию внешкольного воспитания,

необходимо выделить книги Пауля Наторпа «Социальная педагогика

» (1911), «Культура народа и культура личности» (1912),

«Философская пропедевтика» (1911) и др.

Раздел V. Парадигма частной инициативы

Показательно, что сам факт серьезнейшего методологического воздействия

Идей Наторпа на развитие отечественной теории внешкольного

Воспитания и культурно-просветительной деятельности находит

Подтверждение в многочисленных исследованиях по истории социальной114

И досуговой педагогики115. Более того, отдельные идеи и положения

Выдвинутые П. Наторпом, реализуются как методологическая

Основа современных социокультурных исследований. Например,

В.В. Туев первой из методологических установок в своей докторской

Диссертации называет концептуальные положения Пауля Наторпа о

том, что «истинная социальная педагогика не может уклоняться от

Вопроса об основных законах общественной жизни, что между индивидом

И общностью существует столь тесное взаимодействие, что

Внешнее разграничение индивидуальной педагогики от социальной

Теряет смысл и что взаимное автономное понимание как единственный

Подлинный смысл действительно свободной общности может

быть достигнуто "разве только в редком союзе немногих лиц»116.

Пауль Наторп (1854-1924) - один из наиболее последовательных

Представителей марбургской школы неокантианства. В основе его

концепции социальной педагогики лежит идея «неограниченного господства

Духа и направленной на пробуждение в каждом человеке сознания



внутренней свободы»117. Он стремился обосновать педагогическую

Концепцию, в которой предполагалось реализовать основную

Цель - гармонию индивидуального и социального начал в человеке.

Такая гармония, как показывает анализ работ П. Наторпа, возможна

Только на основе синтеза рациональной, иррациональной (чувственной)

И нравственной природы личности.

В работе «Философия как основа педагогики» П. Наторп предпринял


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!