Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Исследователи единодушны в мнении о том, что, несмотря на достаточное



Число документальных источников по истории российских

Клубов системного изучения клубной работы в отечественной науке

До октября 1917 г. не было. Так, В.В. Туев утверждал, что клубы рассматривались

в педагогической литературе лишь «как одна из социальных

Форм, как одно из учреждений внешкольно-образовательной

Деятельности, однако в самостоятельное направление этой деятельности

не выделялись»73.

Однако нельзя не заметить, что вопросы клубной работы успешно

Разрабатывались в рамках теории внешкольного образования. В фундаментальных

Трудах В.А. Зеленко, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского,

М.В. Петровского, СТ. Шацкого клубы рассматривались как одна из

Форм внешкольной образовательной деятельности, социального воспитания.

Анализ педагогической литературы этого периода действительно

Не дает оснований выделять клубную работу, а тем более -

«клубную теорию, как самостоятельное направление воспитательной

деятельности» - с этим в целом можно согласиться. Между тем, анализ

Этой же литературы не дает оснований говорить, что клубная теория

Еще не начала формироваться как самостоятельное направление

Научных педагогических исследований.

Разница в оценках обуславливается лишь исходной позицией, которая

Побуждает исследователя проводить подобный анализ. Если

Исследователь намерен выявить наличие уже сформированной теории,

Теории как результата, то ответ и оценка В.В. Туева могут быть признаны

Вполне обоснованными. Иное дело, если внимание исследователя

Сосредоточено не на анализе уже готовых структур научного знания,

А направлено на рассмотрение его как особого процесса, имеющего

Не только кумулятивные черты, но и внутренние динамические

Тенденции (дифференциации и парадигмального синтеза, индукции и

Дедукции, накопления знания и смены парадигм). В этом случае недо-

73 Туев В В. Феномен клуба: Историко-педагогический анализ: Автореф. дис.

... докт. пед. наук. - М.: МГУК, 1998. - С. 10.

История и методология теории социально-культурной деятельности.

Оценка значения дореволюционного периода в генезисе теории социально-

Культурной деятельности оказывается необоснованной.



Поисковый этап, или иначе, этап предпосылочного знания, начинается

С определения объекта исследования и развивается в соответствии

со следующей стратегией: «...от периферийных элементов и характеристик

Объекта, его частных форм и проявлений, непосредственно

Данных звеньев в рядах зависимостей и детерминации, производных и

Определяемых моментов через все большее проникновение в область

Существенных и определяющих сторон и общих для всех форм объекта

Закономерностей к лежащим в основе этого объекта элементам,

Свойствам и законам, к тому, что составляет природу объекта и может

быть названо его базисным слоем»74. При этом важно, что полноценное

Определение предмета теории на этом этапе является сверхзадачей,

Сверхцелыо.

Вот почему весьма спорным представляется тезис (высказанный в

Частности в исследовании В.В. Туева) о том, что клубная теория как

наука могла развиваться только тогда, «когда развивалось практическое

клубное дело»75.

Эта позиция имеет многочисленных сторонников и выражается в

Р стойком убеждении, что теория - это лишь отражение практики. При

Этом не принимается во внимание возможность самостоятельного

Функционирования научного знания, его развитие по имманентным,

По только ему присущим законам и закономерностям, прогностический

Потенциал теории, ее оценочно-обобщающие функции, субъективно

Окрашенные интуиции и догадки исследователей.

Основная цель этапа предпосылочного знания заключается в том,

Чтобы получить как можно более полные, разносторонние и глубокие



Сведения об исследуемом объекте, достичь его базисного слоя и в результате

Решить главную задачу всего этапа - постижение педагогической

Природы объекта. Прямой связи с практической реализацией тех

Или иных педагогических концепций во внешкольной работе этап накопления

Знаний не имеет. Более того, на этом этапе теория лишь

«нащупывает» свою идентичность, определяет свои границы.

«...Научное исследование, - пишет B.C. Швырев, - всегда предполагает

Некоторый исходный взгляд на мир, предшествующий познанию


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!