Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






И этап построения теории, или композиционный. Каждый из



Них характеризуется своими специфическими целями, результатами,

Направленностью, логикой развития, теми или иными конкретно-

Историческими и истинностными характеристиками знания, методологическими

Средствами. Однако следует подчеркнуть, что эти этапы

Даны здесь чрезвычайно крупно и в рамках анализа генезиса конкретной

Теории, в данном случае теории социально-культурной деятельности,

Важным представляется их дифференциация.

Характерно, что в генезисе теории социально-культурной деятельности

Имеются собственные определенные этапы, позволяющие опре-

67 Майданов А.С. Процесс научного творчества: Философско-

методологический анализ. - М.: Наука, 1983. - С. 115

68 Майданов А.С. Процесс научного творчества: Философско-

методологический анализ. - М.: Наука, 1983. - С. 116.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Делить ключевые моменты парадигмального определения, поиска и

Верификации общепризнанных принципов научного познания.

Изучение генезиса теории социально-культурной деятельности

Неизбежно ставит вопрос о времени ее возникновения и о причинах,

Побудивших ученых выделить ее как особую отрасль педагогического

Знания. Естественно, что мнения исследователей по этому вопросу

Существенно различаются.

Предваряя свое монографическое исследование феномена клуба,

В.В. Туев метафорически определил его историю как «белое пятно

отечественной науки» - «история возникновения и развития клуба

Как коммуникативного феномена мировой культуры, по существу, не

Известна нам ни на научно-теоретическом, ни на популярно-

просветительском уровнях»69. Еще более неизвестной нам представляется

История возникновения теории социально-культурной деятельности.

Здесь белых пятен и несправедливых оценок несравнимо

Больше чем объективного и непредвзятого анализа обстоятельств, источников,

Результатов развития нашей теории.

Теория социально-культурной деятельности является результатом

Генезиса теоретических изысканий в области досуговой педагогики и

Ее, как ранее считалось, основной формы - клубной работы. Именно

Обобщение эмпирических фактов в сфере клубного дела, наблюдения



За работой многочисленных учреждений культуры клубного типа

(Домов, дворцов культуры и др.) государственной сети и различной

Ведомственной подчиненности являлся источником возникновения

Такой научной дисциплины как клубоведение.

Так, авторы учебного пособия «Клубоведение» (под редакцией

В.А. Ковшарова, Н.П. Скрыпнева, А.Г. Соломоника) утверждали, что

Причиной возникновения клубоведения как научной дисциплины

явилась потребность в обобщении «исторического опыта клубной работы,

ее целей, форм и приемов в разных условиях». Отметим, что

Анализ исторического опыта должен был, по мнению авторов, помочь

«выработать наиболее эффективные направления в деятельности

Клубных учреждений по коммунистическому воспитанию и организации

досуга трудящихся»70.

69 Туев В. В. Феномен клуба: Историко-педагогический анализ: Автореф. дис.

... доктора пед. наук. - М.: МГУК, 1998. - С. 3.

70 Клубоведение: Учебное пособие для культ-просвет, фак-тов ин-тов культуры

/ Под ред. В.А. Ковшарова, Н.П. Скрыпнева, А.Г. Соломоника. - М.: Просвещение,

С. 6.

Раздел ГУ. Генезис теории социально-культурной деятельности

Однако сам по себе анализ исторического опыта не создавал теории,

В лучшем случае он сводился к подробному и обстоятельному

Описанию деятельности клубов. (Это, к слову, и составляло основную

Часть научных изысканий теоретиков клубной работы вплоть до 1970-

Х годов.)

Иной точки зрения придерживались Ю.А. Стрельцов и А.В. Сасыхов,

Указывавшие на особую потребность учреждений культуры послереволюционной

России в профессиональных клубных работниках71.



Именно необходимость научно обоснованной подготовки организаторов

Клубной работы предопределила, по их мнению, формирование

Особой теоретической дисциплины. Возникают специальные

Учебные заведения, такие как Институт внешкольного образования,

Петроградский и Московский институты политпросветработы, Академия

Коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, отделения

Политпросветработы педагогических техникумов и совпартшкол,

Политпросвет техникумы - все они нуждались в теоретико-


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!