Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Изменения в науке от изменений коренных, качественных, в том числе



революционных?», «Как эти коренные сдвиги назревают и подготав-

47 См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.,1996; Бондаревская

Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования

// Педагогика. 1997. - №4; Бондаревская Е.В. Личностно-

ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону.

1997; Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / / Педагогика.

- 1995. - № 6; Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного

процесса. / / Педагогика. - 1999. - №3; Муравьева Г.Е. Стратегии

проектирования образовательного процесса / / Школьные технологии. - 2002.

- № 6; Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения

на Западе//Педагогика. - 1993. - №2; Пилиповский В.Я. Традициона-

листско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе / / Педагогика.

- 1992. - №9; Соловейчик С.Л. Последняя книга. - М: Первое сентября,

1999; Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школа "Интеллектуально

одаренные дети"» / / Школьные технологии. - 2002. - № 6;

Ямбург Е.А. Школа для всех. - М: Новая школа, 1996.

История и методология теории социально-культурной деятельности

ливаются в предшествующий период?». Не случайно поэтому история

Науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий.

При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению

И росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются

Внутренние закономерности происходящих в процессе познания

Изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей

Книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через

Периодически происходящие революции.

Кратко теория Т. Куна состоит в следующем: периоды спокойного

развития (периоды «нормальной науки») сменяются кризисом, который

Может разрешиться революцией, заменяющей господствующую

Парадигму.

В современной теории социально-культурной деятельности все

чаще употребляется понятие «парадигмы» и все явственнее обнаруживается

Объективная необходимость его экспликации. Для этого,

необходимо, во-первых, выделить содержание понятия «парадигма»,

Показать, как оно позволяет представить структуру научного знания,

Его динамику. Во-вторых, с целью уточнения объема и содержания



Этого понятия следует соотнести его с родственными или близкими. К

Таковым относится в первую очередь понятия методологии и научной

Теории.

Содержание понятия -«парадигма*

Понятие «парадигма» (от греч. paradeigma - пример, образец) введено

В философию науки позитивистом Г. Бергманом для характеристики

Нормативности методологии, однако широкое распространение

Приобрело после работ Т. Куна.

Интересно, что в переводах и интерпретациях толкования понятия

«парадигма», которые были опубликованы до выхода на русском языке

полного текста книги Т. Куна «Концепции научных революций»,

парадигма определялась как «совокупность наиболее общих идей и

Методологических установок, определяющих как выбор проблем, так и

принципиальные способы их решения»48.

В более поздних версиях интерпретация термина уходит от «канонического

» текста работы Т. Куна. Так, под парадигмой нередко под-

Родный Н.И. Проблема научной революции в концепции развития науки Т.

Куна / / Концепции науки в буржуазной философии и социологии: Вторая

половина XIX - XX в. - М.: Наука, 1973. - С. 43-44.

Раздел III. Парадигмы социально-культурных исследований

(шлумевают лишь «прошлые достижения, лежащие в основе... тради-

Различия в интерпретации понятия парадигмы определяются, с

Пдиой стороны, невозможностью простого и однозначного перевода

-и ого термина на русский язык, а с другой - сложностью и многосо-

Пшшостыо его философско-методологических содержаний. Именно

К пегому представляется необходимым некоторое уточнение нашего

Понимания смысла, состава (структуры) парадигмы, ее объяснительных



Возможностей. Однако мы не претендуем на специальный историко-

философский анализ вхождения понятия «парадигма» в структуру

современной науки. Эти вопросы хорошо осмыслены в зарубежной

И в отечественной философии, что позволяет принимать результаты

Философских изысканий как исходный материал для интерпретации

Проблемы развития методологии и теории социально-

Культурной деятельности.

Термин «парадигма» используется Т. Куном в двух различных

смыслах. С одной стороны, он обозначает «всю совокупность убеждений,


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!