Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНО-ЭПИЧЕСКИХ ЛИНИЙ



ДОКЛАД ПРО ОПЕРУ «ВОЙНА И МИР».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1944 года. Она была исполнена в сопровождении фортепиано. 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», то есть начальных 8 картин. К этой постановке была дописана вторая картина — «Бал у екатерининского вельможи» и десятая — «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы. Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни. Над оперой Прокофьев работал до последних дней своей жизни, и 1 апреля 1955 года опера была поставлена в Ленинграде в окончательной редакции. 7 ноября 1957 года опера была поставлена в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а 15 декабря 1959 года. В окончательной редакции опера состоит из тринадцати картин.

В гениальной эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863—1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы. Таким образом, в оперу вошёл период с 1809 по 1812 годы.

Тип драматургии – лирико-драматический. Здесь есть и лирические сцены мирной светской жизни, и драматические эпизоды войны.

Музыкальная характеристика героев.

В музыкальной характеристике героев широко используется принцип лейтмотивов.



Так, Наташа Ростова характеризуется как поэтичная девушка. Лейттема её звучит во вступлении к первой картине. Звучит флейта, которую сопровождают контрапункты скрипок. Рельефность мелодических линий. Её черты – непосредственность, восторженность, порывистость выражаются в её ариозо. Её жажда счастья выражается в вальсе на балу у екатерининского вельможи.

Андрей Болконский характеризуется как человек задумчивый. Здесь есть первое ариозо. Задумчивость выражается через медленный и неторопливый темп. Андрей характеризуется как человек, потерявший веру в счастье. «Светлое весеннее небо. Разве это не обман?» тематика связана с тем самым дубом. Князь Андрей ассоциирует себя с дубом, который болен несмотря на весну. Во втором ариозо Андрей совсем другой. После пения девушек в Отрадном он вновь научился надеяться, любить, верить.

Русский народ характеризуется как мужественный и непреклонный. Он показан в ораториальном «Эпиграфе» (размер пять четвертей, мощь и сила, динамизация фактуры) в хорах из 8 и 11 картин, в заключительном хоре победы. Русские характеризуются через интонации национальных народных песен.

Система лейтмотивов.

Лейтмотив Наташи звучит во вступлении к первой картине.

Лейтмотив звучит во втором ариозо Андрея Болконского. Развитие мелодии основано на вариантности попевок. Потом этот лейтмотив звучит и в третьем разделе ариозо на словах «нужно верить всей душой в возможность счастья».

Это, например, лейтмотив Родины. Он звучит в арии Кутузова, он звучит в сцене смерти Андрея Болконского, и на этом лейтмотиве построен заключительный хор.

Лейтмотив любви и счастья – это мелодия вальса с бала екатерининского вельможи, который также звучит и в монологе Андрея перед Бородинским сражением, и в сцене смерти Андрея Болконского.

В восьмой картине появляется лейтмотив войны. Начало этого лейтмотива в изменённом виде звучит и в сцене бреда Андрея( «Тянется, всё тянется, воздвигается»).



 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНО-ЭПИЧЕСКИХ ЛИНИЙ.

Народная тема изображена обобщённо и уже в эпиграфе. Этот самый эпиграф может быть исполнен в начале оперы вместо увертюры, а может и перед восьмой картиной. Текст – из одноимённого романа Толстого и «Военных записок» Д. Давыдова. «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию». Здесь показан гнев русского народа по отношению к тем силам, которые покушаются на независимость России. Жёсткая современная гармония, своеобразные гармонические обороты, неустойчивые и диссонирующие гармонии. Русский колорит показан при помощи размера – пять четвертей. Динамизированная фактура. Нетипичные гармонические обороты, применение медных духовых инструментов.

Восьмая картина. Первая сцена называется «Перед Бородинским сражением». Здесь тексты солдатских песен 1812 года, воспроизведение мелодического склада и интонации русских народных песен. Здесь показана глубокая решительность русского народа в борьбе с французами.

Дальше идут два хора: хор смоленских крестьян и хор ополченцев.Хор смоленских крестьян «Чёрный дым над Смоленском поднимается» выражает народное бедствие, фразы исполняют различные группы хора и оркестра. В хоре «как пришёл к народу наш Кутузов» - выражен боевой дух народа.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!