Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Признаки организационного построения торговой отрасли 5 часть



 

Р=

где П — площадь территории, обслуживаемой магазином, км2; = 3,14.

5. Эффективность использования торговых площадей определяется размером товарооборота, приходящегося на 1 м2 по всем магазинам исследуемого региона.

По результатам такого анализа определяются меры по совершенствованию структуры розничной торговой сети и ее рациональному использованию, по улучшению размещения, специализации предприятий и т.д.

Анализ экономических условий развития города, района позволяет определить развитие и размещение промышленного производства, демографический состав населения и размеры его прироста, темпы роста доходов населения и объема платежеспособного спроса, места строительства спортивных и культурных комплексов, административных зданий, вокзалов, жилья.

Определение необходимой потребности в розничной торговой сети может осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими и др.

Нормативный метод применяется повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей

П = (Н * Ч) / 1000,

где П — потребность в торговой сети на конец планового периода, м2; Н — норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2; Ч — плановая численность населения.

Норматив потребности разрабатывается Белгипроторгом с учетом факторов социально-экономического развития республики. В настоящее время он равен 260 м2 на 1000 жителей.

Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности в торговой сети на основе планируемого объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товаро­оборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.

Экономико-математические методы используются для углубленного анализа состояния розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или товарооборота за 5—10 лет и более и на этой основе устанавливаются формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.



Необходимый прирост торговой площади определяется по формуле

ΔП = П – Ф + С,

где ΔП — прирост торговой площади в магазинах, м2; П — общая по­требность на конец планового периода, м2; Ф — фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2; С — уменьшение раз­мера торговой площади за счет сноса и реконструкции, м2.

Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа состояния обеспеченности розничной торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов магазинов.

Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, а также источников финансирования.

Общий объем капитальных вложений, необходимых для строительства магазинов, определяется по формуле

К = ΔП * У,

где К — общий объем капитальных вложений, р.; ΔП —прирост торговой сети, м2; У — удельные капитальные вложения (стоимость строительства 1 м2), р.

Эффективность капитальных вложений характеризуется показателем общей эффективности и сроком окупаемости капитальных вложений

Эобщ. =Пр / К,

где Эобщ. — коэффициент общей эффективности капитальных вложений; Пр — торговая прибыль за год, р.; К — объем капитальных вложений, р.



Срок окупаемости — величина, обратная эффективности

Т = К / Пр, где Т — срок окупаемости капитальных вложений, лет.

Для торговли нормативный показатель срока окупаемости в среднем составляет 5 лет.

Важным элементом планирования является определение источников финансирования. Если ранее основным источником финансирования капитальных вложений в торговлю были отчисления 5—7 % от жилищного строительства, т.е. государственные бюджетные средства, то в настоящее время эти источники значительно расширяются за счет производителей товаров, торгово-посреднических кооперативов, совместных предприятий, частных лиц, иностранных инвестиций.

 

7. Особенности развития и размещения сельской торговой сети

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Ее развитие предполагает создание на территории определенного сельского пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать все необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.

Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:

• райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);

• межхозяйственные центры (малые города, крупные села);

• местные (кустовые) центры (центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);

• рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).

Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.

В потребкооперации разработана и введена Номенклатура типов розничных торговых организаций для строительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа (табл.1).

Таблица 1 Основные типы магазинов потребительской кооперации

 

Тип магазина Вариант текста вывески Примерная торговая площадь, м2
Универмаг Универмаг. Детский мир. Молодежный 600, 800, 1000, 1200 и более
Супермаркет Супермаркет. Универсам 250, 400, 550 и более
Мини-маркет Мини-маркет. Товары повседневного спроса. Магазин 30, 50, 70, 100, 150
Продтовары Продтовары. Продукты. Продовольственные товары. Гастроном 70, 100, 150, 200
Специализированный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров Хлеб. Сельхозпродукты. Мясо и молоко. Овощи и фрукты. Колбасы. Кулинария. Вино и водка. Кондитерские изделия и т.д. 30, 50, 70, 100
Промтовары Промтовары. Промышленные товары 100,150,250,400
Специализированный магазин по продаже отдельных групп непродовольственных товаров Хозтовары. Культтовары. Техника. Товары для дома. Строительные материалы. Товары для приусадебного хозяйства. Фермер. Современное домашнее хозяйство. Одежда. Обувь. Трикотаж. Галантерея и парфюмерия. Подарки. Книги и др. 70, 100, 150, 250, 400 и более
Дом торговли Дом торговли. Торговый центр 1000, 1500 и более
Фирменный мага­зин Фирменный магазин. Дары природы. Кооператор. Неман. Коммунарка. Горизонт и др. 100, 150
Удобный (диска-унтный) магазин Удобный магазин. Комфорт. Комиссионный магазин. Пайщик. Товары по сниженным ценам. Ветеран. Магазин-заготпункт и др. 50, 70, 100

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Товары повседневного спроса". Немаловажное место занимают современные типы магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

В потребительской кооперации для каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами АПК. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах (в настоящее время 260 м2 на 1000 жителей).

8. Основные направления развития и совершенствования розничной торговой сети

 

Розничная торговая сеть занимает важное место в материально-технической базе торговли. От ее состояния и развития во многом зависят степень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1960 г. обеспеченность городского населения в среднем по республике составляла около 120 м2 на 1000 жителей, то в настоящее время — около 260 м2.

Ни в одной из стран не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200— 300 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600—1000 м2 и более на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма устанавливается исходя не из потребности, а из экономических возможностей. Количественная потребность в торговой сети определялась в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров, поэтому развитие торговой сети осуществлялось по принципу разумной достаточности, которая понималась не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означало остаточный принцип в развитии сети.

В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).

Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. За 1960—2000 гг. средний размер торговой площади на 1 магазин в государственной торговле Беларуси увеличился с 56 до 135 м2, на 01.01.2007 г. средний размер магазина в республике составил 97 м2, т.е. в целом розничная торговая сеть остается крайне мелкой. Примерно 70 % продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных номенклатурой типов магазинов.

Существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипермаркетов.

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивают возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации и типизации торговой сети, ее структурного упорядочения.

За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте республики составляет более 80 %, в то время как численность специализированной торговой сети снизилась. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. Ускоренное развитие сети универсамов, супер- и гипермаркетов — одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.

Развитие розничной торговой сети должно быть направлено на создание более эффективной конкурентной среды в торговле. Важное место в этом занимает видовое и типовое разнообразие торговых объектов, форм и методов торгового обслуживания .

Видовое и типовое разнообразие предполагает более широкое использование на практике всего спектра магазинных и внемагазинных форм продажи товаров: торговля по каталогам, сетевой маркетинг, электронная и посылочная торговля, торговля на рынках и т.д. Это многообразие во многом определяется и дифференциацией доходов населения. В настоящее время активно идет процесс становления и развития магазинов, специально ориентированных на покупателей с различным уровнем доходов. С одной стороны, это магазины с высоким уровнем цен на высококачественные товары и соответственно высоким уровнем торгового обслуживания (универмаги, крупные специализированные магазины, гипермаркеты, супермаркеты в центре городов), с другой — это магазины, ориентированные на покупателей со средними и низкими доходами (магази­ны-дискаунты, магазины-склады, торговля на вещевых рын­ках и т.д.).

В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, как правило, основная часть магазинов размещена в центрах городов. Так, в г. Минске обеспеченность торговыми площадями Центрального, Московского, Советского районов значительно выше, чем Заводского, Октябрьского, Первомайского. Особенно бессистемно и нерав­номерно размещены непродовольственные магазины. Это приводит к большим потерям времени покупателей на приобретение товаров и значительному росту транспортных расходов.

Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 70 % и более).

Это отрицательно сказывается на организации торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые объекты, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий. Основная причина этого — недостаточное внимание к типизации магазинов и их размещению на территории города. Данные вопросы во многих случаях решались административным путем, без должного экономического обоснования.

Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется в связи с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются не в зависимости от потребностей населения, а от возможностей торговой фирмы.

Очевидно, что для рационального размещения торговой сети управлениями потребительского рынка областей, городов, горторготделами должны быть разработаны примерные схемы и концепции размещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее прогрессивных типов предприятий (универсамов, гипермаркетов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его величины.

Переход торговли к рыночным отношениям, к полному хозрасчету торговых предприятий неизбежно приводит к потребности учета влияния на экономические результаты деятельности всех основных факторов, в том числе и факторов пространственного размещения торговой сети. В этом плане целесообразно использовать научный и практический опыт решения проблем эффективного размещения розничной торговой сети, накопленный во многих странах мира, например, картографический метод размещения магазинов, построение теоретических моделей развития и размещения сети с учетом мотивов поведения покупателей, торговых работников, городских властей, застройщиков торговых центров и т.д.

Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров. За последние 15 лет в республике действующая сеть магазинов обновлена на 25—30 % , несмотря на относительно высокие темпы строительства, т.е. 3/4 торговой сети требует реконструкции и перестройки, укрупнения, более рациональной специализации. Следует отметить, что реконструкция действующих предприятий при тех же затратах дает больший эффект, чем новое строительство.

 


Просмотров 731

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!