Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



К лицам с нарушениями умственного развития (умственно отсталым) относят детей, подростков, взрослых со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер [5]. Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.

Умственно отсталые дети часто поступают в школу с несформированными навыками самообслуживания, что существенно затрудняет их школьную адаптацию [23]. У них нарушено внимание, восприятие, память, моторика, мышление [26]. У большинства умственно отсталых детей отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение [14].

Дети с нарушением интеллекта недостаточно критично относятся к результатам своего труда, часто не замечают очевидных ошибок. Часто дети подменяют или упрощают цель, руководствуются своей задачей.

Дети с нарушением интеллекта затрудняются в понимании эмоций людей, сложные эмоции социально-нравственного характера остаются им недоступны [9].

У умственно отсталых наблюдается неадекватная самооценка, которая проявляется в неправильной оценке своих возможностей, в неспособности критически оценить свои поступки. Нарушены волевые процессы; они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели. При неблагоприятных условиях жизни у них легко возникают трудности в поведении, в общении с другими.

Определенную специфику приобретает развитие умственно отсталых детей-сирот и детей, воспитывающихся без попечения родителей.

В последние годы в психологии и педагогике возрос интерес к проблеме сиротства, появляются работы, посвященные изучению психического развития, проблем социальной адаптации, образа жизни детей-сирот воспитывающихся в детских домах. На основе проведенных исследований авторы выявили, что по ряду таких психологических характеристик, как дефекты произвольной регуляции, по преобладанию защитных форм поведения, повышенной тревожности, низкому уровню развития творческого мышления и т.д., дети, воспитывающиеся без родителей, значительно отличаются от своих сверстников из семей, что очень затрудняет и подчас делает невозможным обеспечение качественного уровня социальной адаптации этой группы детей в традиционных условиях работы детского дома [8].



Нахождение ребенка в стационаре любого типа влечет за собой обеднение среды, что приводит к сенсорной депривации; уменьшение коммуникаций с окружающими – к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом – к эмоциональной депривации; жесткая форма организации среды детского дома – к когнитивной депривации. Под депривацией понимается психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей (как внутреннего условия, одной из обязательных предпосылок деятельности, и направляющих и регулирующих конкретную деятельность субъекта в предметной среде). Й. Лангмейер, З. Матейчек разработавшие концептуальный аппарат теории депривации, определили депривацию как недостаточное удовлетворение (в течение длительного времени и в серьезной степени) основных психических потребностей. Под ними они подразумевают потребности ребенка в богатой разнообразными стимулами сенсорной среде, в дифференцированной и относительно постоянной структуре внешних стимулов, когда понятны правила, по которым происходят изменения, и есть уверенность в наличии защиты и контроля протекающих процессов, в эмоциональной связи с матерью (отцом, другими значимыми лицами), в возможности автономного функционирования [21]. Тревожность, депрессия, страх, другие эмоциональные проблемы – наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.

В отечественных исследованиях В.С. Мухиной, В.А. Коробейникова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.А. Фурманова и др. устанавливается идея формирования особого типа личности у ребенка детского дома [18; 19; 34; 40; 41]. Исследователи описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения и указывают на преобладание зависимого, реактивного поведения у детей. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию к обиде. Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям.



Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения оказывающегося без материнской заботы, Дж. Боулби обозначал как «безэмоциональный характер». Интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе – обобщенный портрет этого типа личности. В тех случаях, когда тесная эмоциональная связь уже возникла, но в какой-то момент ребенок ее лишился, оказавшись в детском доме, разрыв с матерью обуславливается тяжелейшим эмоциональным переживанием, а развитие личности идет по так называемому невротическому типу, когда на передний план выступают разного рода защитные механизмы, позволяющие приспособиться к жизни в особых условиях [18; 34].

В результате воспитания детей-сирот в условиях детского дома наблюдается такое специфическое развитие интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, особенностей поведения, которые они рассматривают как качественно иной характер формирования личности. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации, в преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Качественно иную форму имеет развитие всех аспектов Я (представления о себе, отношения к себе, образа Я, самооценки).

Большинство детей, пребывающих в интернатных учреждениях, это дети с трудностями в развитии, часто перенесшие тяжелые психические травмы и испытывающие потребность в особо благоприятных условиях для преодоления всех этих проблем. В работе И.А. Коробейникова было выявлено, что не всегда является оправданным диагноз умственной отсталости этих детей, чаще это серьезная педзапущенность на фоне изначально другой патологии [19].

Однако А.В. Запорожец указывал, что в домах ребенка «не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка. Дальнейшее развитие ребенка зависит от количества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения со взрослыми, от овладения различными видами деятельности» [30, с. 67]. А.В. Запорожец не считает исключительность связи ребенка с матерью даже биологически наиболее оптимальной. Напротив, биологически целесообразной, с его точки зрения, является политропность ребенка, то есть наличие у него многосторонних и прочных связей с разными окружающими взрослыми. Но этот вопрос остается дискуссионным.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот живущих в детских домах. Дети, лишенные родительской опеки допоследнего времени не являлись объектом широкого изучения специалистами. Вследствие дефицита общения и отсутствия семейных привязанностей у детей не формируется устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей-сирот крайне ситуативны, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т.д. [33]. Выделенные особенности определяют успешность адаптации.

По статистическим данным до настоящего времени в 145 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками, на стационарном обслуживании проживает 23,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [20].

Перед детскими домами для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на наш взгляд, сегодня особенно остро встают проблемы, связанные с необходимостью:

- разработки практических подходов к преодолению морального и социального сиротства детей и подростков с нарушениями интеллекта;

- реализации комплексных программ социально-педагогической и психологической службы в детских домах;

- подготовки кадров для работы с детьми – сиротами.

Так лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушениями интеллекта Института коррекционной педагогики РАО (научный руководитель И.М. Бгажнокова) начала разрабатывать основные положения [15] концепции образовательной и реабилитационной помощи умственно отсталым, где особое внимание уделено проблеме гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающим какие бы то ни было формы его социальной изоляции. Научные сотрудники лаборатории занимались проектированием моделей, типов, образовательно-коррекционных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с умственной отсталостью.

Таким образом, воспитание детей-сирот с нарушениями интеллекта, это целостный процесс который требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребенка с умственной отсталостью.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!