Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Преимущества налога с продаж



Среди основных доводов в пользу отмены НДС и замены его на налог с продаж, которые одновременно являются недостатками НДС, можно выделить следующие:

1. С отменой НДС будут радикально решены проблемы, связанные с введением НДС-счетов.

2. Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.

3. Взимание НДС в России влечет довольно высокие административные расходы.

По оценкам в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год. Издержки, связанные с администрированием налога с продаж, при прочих равных условиях, могут быть ниже, поскольку налоговые органы будут концентрировать усилия на одном секторе экономики.

4. Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой - у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта). Это, как минимум, создает неравные условия конкуренции.

5. В случае освобождения от НДС налогоплательщиков в середине производственно-коммерческой цепочки, возможен каскадный эффект, свойственный оборотным налогам, т.е. многократного обложения одной налоговой базы, в том числе уже начисленного на предыдущих стадиях налога. Следует, однако, отметить, что и налог с продаж при определенных условиях может порождать каскадный эффект.

6. При замене НДС на налог с продаж произойдет снижение издержек бизнеса, за исключением торгового сектора, по уплате НДС. По оценкам, в развитых странах средние технические и административные издержки налогоплательщиков, связанные с обеспечением уплаты НДС, оцениваются в размере 500 долл. на зарегистрированное лицо в год.

Основные выводы

1. При сравнительном анализе НДС и налога с продаж выясняется, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж.



2. Введение налога с продаж может сместить налоговое бремя в сторону покупателей товаров, работа и услуг, т.е. на физических лиц, средний уровень доходов которых в России итак является весьма низким.

3. Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС.

4. Согласно расчетам, выпадающие доходы бюджета не смогут быть компенсированы безболезненными мерами.

На основании изложенного можно признать, что замена НДС налогом с продаж является малоэффективной для экономики и предпринимателей. В этой связи предлагаются следующие меры по реформированию НДС.

 

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (ст. 143 НК РФ):

1) организации (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ);

2) индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

3) лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ (абз. 6 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:

1) налогоплательщики "внутреннего" НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;

2) налогоплательщики "ввозного" НДС, т.е. НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.

По своему составу эти две группы отличаются. Кроме того, группа налогоплательщиков "ввозного" НДС больше, чем группа налогоплательщиков "внутреннего" НДС.



Если НДС на таможне платят все организации и предприниматели, то НДС по операциям внутри РФ платит только часть организаций и предпринимателей. Те, кто "внутренний" НДС не платит, либо освобождены от обязанностей налогоплательщиков НДС, либо вообще налогоплательщиками не являются.

Вот перечень организаций и предпринимателей, которые не обязаны платить налог по операциям внутри РФ. Это организации и предприниматели:

- применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);

- применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);

- применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);

- освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Освобождение от уплаты НДС не распространяется на операции по ввозу товаров в РФ и не освобождает от обязанностей налогового агента по НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

От обязанностей налогоплательщика НДС могут быть освобождены организации и предприниматели с небольшими оборотами по реализации. Общая сумма их выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превысить 2 млн руб. без учета НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Не могут воспользоваться правом на освобождение лица, сумма трехмесячной выручки которых превышает 2 млн руб.

Также не могут воспользоваться этим правом лица, реализующие только подакцизные товары (п. 2 ст. 145 НК РФ).

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.

Перечень операций, которые являются объектами налогообложения по НДС, приведен в ст. 146 НК РФ.

К таким операциям относятся следующие.

1. Реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

3. Выполнение СМР для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

4. Ввоз товаров на территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Рассмотрим каждую из этих операций.

По общему правилу реализация - это:

- передача на возмездной основе права собственности на товар;

- передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица;

- возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Для целей налогообложения НДС все указанные выше операции признаются реализацией и тогда, когда осуществлены безвозмездно (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Кроме того, реализацией признается продажа предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Также считается реализацией передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд облагается НДС только в том случае, когда расходы на приобретение этих товаров (работ, услуг) не уменьшают налогооблагаемую прибыль (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Напомним, что уменьшают прибыль те расходы, которые:

а) обоснованны (экономически оправданны);

б) документально подтверждены;

в) произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Кроме того, объект по НДС возникает, если происходит передача приобретенного для собственных нужд имущества (например, чайника) структурным подразделениям. Такую позицию высказало МНС России в Письме от 21.01.2003 N 03-1-08/204/26-В088. (По данному вопросу рекомендуем также ознакомиться с Письмом Минфина России от 16.06.2005 N 03-04-11/132.)


Просмотров 760

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!