Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Равновесие фирмы в долгосрочном периоде



Введение

 

Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия.

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. Однако многие рыночные структуры по основным параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо другой рыночной модели.

 

1.Монополистическая конкуренция.Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими свойствами:

· Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

· Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

· Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистической конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Дифференциация может быть горизонтальной либо вертикальной. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

· Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

· Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.



Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Дифференциация продукции может быть основана на:

· физических характеристиках товара;

· месторасположении;

· "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

· Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:

· вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"(выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");

· горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).

Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.

Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.



Монополия имеет достаточно большое количество ресурсов, и это не одна фирма, а несколько. Благодаря своему влиянию она может влиять на рыночные цены в отличие от других фирм.
Одиночные фирмы выпускают продукцию по правилам рынка и устанавливают соответственную цены. В этом случае монопилии могут повысить цену на продукт за счет незначительного улучшения его качества, естественно для привлечения используют рекламу. Тем самым они обеспечивают увеличения дохода монополии, пока фирмы не скопируют это улучшение.
Если не ограничивать их деятельность, то монополии оккупируют рынки и будут полностью их контролировать, вызывая обеднение слоев населения, которые не имеют достаточного материального положения для покупок товаров монополий. Другие фирмы не в состоянии конкурировать с монополиями и вследствие этого фирмы будут уничтожены, поэтому альтернатива выбора товаров исчезнет.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет на рынок но­вые фирмы, и кривая индивидуального спроса сдвинется влево (из-за того, что совокупный спрос не изменится, а число фирм увеличится) и вниз (из-за ос­лабления дифференциации продукта повышается эластичность спроса). Ее пе­ремещение будет продолжаться, пока экономическая прибыль не будет равна 0. Свободный вход на рынок приводит к тому, что в долгосрочном периоде ус­танавливается равновесие, при котором Р1=LAC для определенного объема продукции Q1 и каждая фирма присваивает среднюю, или «нормальную» прибыль (экономическая прибыль равна 0). Од­нако и в долгосрочном периоде будет иметь место Р > АСmin, т.е. объем вы­пуска будет меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (Q1 < QK), но цена - больше (Р1 > Рк) (рис. 1б).

Если фирма в краткосрочном периоде терпит убытки, наблюдается отток производителей из отрасли, кривая индивидуального спроса имеет обратную динамику (так как количество фирм сокращается, а дифференциация продукта увеличивается), что в итоге приводит к ликвидации убытков и получению нормальной прибыли.

Таким образом, общая тенденция функционирования фирмы в долгосроч­ном периоде состоит в стремлении получать нормальную прибыль с помощью установлении цены на уровне средних издержек. Однако существуют некото­рые обстоятельства, которые усложняют прогнозирование результатов моно­полистической конкуренции в долгосрочном периоде, позволяя относится к рассмотренным выше параметрам достижения равновесия только как к наибо­лее вероятному результату:

1) наличие определенных барьеров для вступления в отрасль, т.е. фирмы на рынке защищены, по крайней мере, в течение определенного вре­мени;

2) дифференциация продукта может основываться на таких факторах, которые могут быть неизвестны потенциальным конкурентам и, следовательно, она не может быть преодолена за счет увеличения количества фирм в отрасли.

Недостатки монополистической конкуренции компенсируются широким спектром потребительского выбора, что способствует более полному удовлетворению запросов покупателей, В сравнении с чистой монополией ущерб от монополистической конкуренции незначителен для общества. Если ситуацию монополистической конкуренции считать неэффективной с точки зрения общества, то для ее устранения целесообразно отказаться от диффе­ренциации продукта. В результате стандартизации продукции и связанного с этим более полного использования производственных мощностей разница ме­жду равновесным для фирмы и оптимальным для общества (при котором АСmin) объемом продукции будет сокращаться за счет увеличения эластично­сти спроса (поворота кривой спроса вправо). При полной стандартизации про­дукции линия спроса будет совершенно эластичная, что превратит монополи­стическую конкуренцию в совершенную со всеми вытекающими отсюда об­стоятельствами (однородность продукции и т.д.).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!