Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



Цель освоения учебной дисциплины.

Курс «Стилистика и литературное редактирование» должен дать будущим журналистам системное представление о стилевой системе русского языка, помочь им на основе знания стилистических ресурсов и норм современного русского языка овладеть навыками окончательной подготовки журналистом собственных материалов для СМИ и редактирования материалов других авторов, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации.

Цель определяет основныезадачи курса,теоретические и практические.

Теоретические задачи включают:

- углубление знаний студентов о функциональных стилях, стилистических ресурсах русского языка и изучение теории литературного редактирования;

- обобщение сведений о стилистических ресурсах всех уровней языка и жанровой специфике текстов СМИ.

В практические задачи входит:

- овладение приемами стилистического и редакторского анализа текстов СМИ;

- совершенствование навыков создания текстов СМИ, связанных с использованием стилистических средств языка;

- ознакомление студентов с психологическими и этическими основами редакторской деятельности;

- формирование навыков редактирования текстов СМИ.

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

Связь с предшествующими дисциплинами

Дисциплина«Стилистика и литературное редактирование» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть). Для изучения данного курса в качестве входных знаний студенты должны овладеть грамматическими нормами русского языка, изучить поуровневую структуру языка: фонетику, лексику, морфологию, синтаксис (предшествующая дисциплина «Современный русский язык»), иметь представление об особенностях текстов, предназначенных для средств массовой информации (предшествующая дисциплина «Основы журналистской деятельности»). Также необходимым условием можно считать усвоение предметов «Система СМИ» и «Теория коммуникации».

Содержание дисциплины "Стилистика и литературное редактирование" опирается также на другие гуманитарные науки, как логика, риторика, лингвистика текста, педагогика, психология, философия (разделы «этика» и «эстетика»).

Связь с последующими дисциплинами.

"Стилистика и литературное редактирование" является одним из учебных курсов общегуманитарного знания. Данный курс, обучая студента важнейшим приёмам стилистического и редакторского анализа устных и письменных текстов, готовит его к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки. В частности, предлагаемую дисциплину можно рассматривать как подготовительный этап для более осознанного и углубленного освоения курса "Риторика" и прохождения профессиональных творческих студий и производственной практики.



 

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

свободное владение нормами и средствами выразительности русского зыка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (OK-17);

знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);

знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30);



умение редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет- материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);

осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия стилистики и литературного редактирования;

- стилистические нормы русского литературного языка;

- нормы разных функциональных стилей;

- используемые в разных стилях средства языковой выразительности;

- стилистические нормы разных журналистских жанров;

- принципы литературной правки текста;

- теорию и методику редакторской подготовки текста;

Уметь:

- выполнять стилистический анализ текста;

- находить и исправлять речевые, грамматические, стилистические и логические ошибки;

- проводить разные виды правки текста, включая комплексную правку;

- создавать собственные тексты заданного стиля, жанра, типа изложения;

- редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал и др., приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

Владеть:

- навыками отбора, редактирования, компоновки, перепакетирования и ретрансляции информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории.

4.1. Структура дисциплины.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции (ОК, ПК)
1. Стилистика русского языка Объект и предмет, основные понятия стилистики как науки. Функциональные стили русского языка как система. Лексическая, морфологическая и синтаксическая стилистика. Стилистические особенности текстов СМИ. ОК-4, ОК-17, ПК-30
2. Теория и методика литературного редактирования Текст как объект редактирования. Особенности редакторской работы с информацией из различных каналов массовой коммуникации (периодика, радио, телевидение, информационное агентство и т.д.). Литературное редактирование в условиях развития новых информационных технологий. Этика редакторской работы. Виды текста как композиционно-речевые категории. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение; их речевые особенности. Методика редактирования отдельных функциональных разновидностей текстов. Виды правки. Работа над языком и стилем авторского материала. Принципы работы над фактическим материалом. Приемы проверки и обработки различных типов фактического материала (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т.п.). Отбор, редактирование, компоновка, перепакетирование и ретрансляция информации. ПК-29, ПК-42, ПК-43

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы.

№№ п/п Аудиторные занятия Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа Контроль самостоятельной работы Всего часов Из них в интерактивной форме
  Семестр 4              
  Раздел 1. Стилистика русского языка         -    
1. Введение. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.   -
2. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка (продолжение).   -
3. Фонетико-графические средства стилистики   -
4. Морфологические средства стилистики.     -
5. Синтаксические средства стилистики.     -
6. Тропы и стилистические фигуры.     -
7. Особенности научного и официально-делового стиля.   -
8. Особенности публицистического стиля и языка художественной литературы.   - -
  Итого   -

 

№№ п/п Аудиторные занятия Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа Контроль самостоятельной работы Всего часов Из них в интерактивной форме
  Семестр 5              
  Раздел 2.Теория и методика литературного редактирования              
9. Редактирование в процессе коммуникации   -
10. Текст как объект работы редактора. Основные свойства текста   -
11. Основные методические процедуры анализа и правки текста   -
12. Работа редактора с логической и фактической основой текста.   -
13. Работа редактора с различными видами текста и способами изложения.   -
14. Редактирование композиции текстов разных жанров. Основы компьютерного редактирования.   -
15. Отбор, редактирование, компоновка информации.   -
16. Перепакетирование и ретрансляция информации.   -
  Итого   -
  Всего за 4 и 5 семестры  

 

Вид промежуточной аттестации: не предусмотрено.

 

4.3. Темы занятий и краткое содержание.

Семестр 4 (Раздел 1).

Тема 1. Введение. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. Разговорный стиль.

Лекция 1. Вводные сведения. Основные предпосылки формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины. Предмет стилистики, ее основная проблематика и методы исследования. Определение стилистики, ее структура и научные направления. Система функциональных стилей русского языка. Разговорный стиль и его особенности.

Практическое занятие 1. Конференция студентов по темам лекции с использованием презентаций. Ответы на вопросы преподавателя и студентов.

Тема 2. Научный и официально-деловой стили и их особенности.

Лекция 2. Научный стиль и подтсили: лексика, морфология и синтаксис. Официально-деловой стиль: дифференциация, лексика, фразеология и синтаксис.

Практическое занятие 2. Коннференция студентов по темам лекции с использованием презентаций. Ответы на вопросы преподавателя и студентов.

Тема 3. Язык художественной литературы и религиозный стиль: жанровая классификация и особенности текста.

Лекция 3. Функциональная характеристика, жанровая система и основные признаки языка художественной литературы. Религиозный стиль: жанровая классификация и особенности текста.

Практическое занятие 3.Конференция студентов по темам лекции с использованием презентаций. Ответы на вопросы преподавателя и студентов.

 

Тема 4. Публицистический стиль: функции, жанровая система и языковые особенности.

Лекция 4 Общая функциональная характеристика (его языковые и экстралингвистические параметры, основные стилевые черты) публицистического стиля. Жанровая система публицистического стиля. Лексико-фразеологические и синтаксические особенности публицистического стиля. Стандартизированные средства публицистического стиля. Сочетание стандарта и экспрессии. Современные тенденции развития публицистического стиля. Стиль периодического издания и факторы, влияющие на него. Стилистика отдельного средства массовой информации в зависимости от его типа.

Практическое занятие 4. Конференция студентов по темам лекции с использованием презентаций. Выполнение устных и письменных упражнений с использованием проектора и доски.

Тема 5. Фонетико-графические и словообразовательные средства стилистики.

Лекция 5. Звуки, ударение, интонация, графика как средства стилистики. Типы, модели, средства словообразования, стилевое распределение и стилистические возможности аффиксов.

Практическое занятие 5. Конференция студентов по темам лекции с использованием презентаций. Выполнение устных и письменных упражнений с использованием проектора и доски.

Тема 6. Лексико-семантические средства стилистики.

Лекция 6. Синонимия, антонимия, омонимия, паронимия как стилистические средства. Стилистические свойства лексических единиц, связанных с их происхождением. Использование устаревших и новых слов в стилистических целях. Стилистический потенциал лексических и фразеологических единиц, различающихся сферой употребления.

Практическое занятие 5. Конференция студентов по темам лекции с использованием презентаций. Выполнение устных и письменных упражнений с использованием проектора и доски.

 

Тема 7. Морфологические средства стилистики.

Лекция 7. Морфологические средства стилистики. Стилистические возможности имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, предлогов и.т.д.

Практическое занятие 7. Конференция студентов по темам лекции с использованием презентаций. Выполнение устных и письменных упражнений с использованием проектора и доски.

Тема 8. Синтаксические средства стилистики. Тропы и стилистические фигуры.

Лекция 8. Стилистические возможности словосочетаний, простых и сложных предложений.

Практическое занятие 8. Выполнение контрольной работы и теста.

Семестр 5 (Раздел 2).

Тема 9. Редактирование в процессе коммуникации.

Лекция 9. Редактирование в процессе коммуникации. Редактор и автор. Саморедактирование. Основы профессионального общения редактора и автора. Редактор и читатель: прогноз восприятия текста аудиторией. Редактор и текст: анализ речевого произведения. Этика редакторской деятельности.

Практическое занятие 9. Конференция на тему «Редактирование в процессе коммуникации».

Тема 10. Текст как объект работы редактора. Основные свойства текста.

Лекция 10.Текст как объект работы редактора. Основные характеристики текста: информативность текста и виды информации, смысловая целостность, синтаксическая связность, литературная обработанность текста, закреплённость на материальном носителе.

Практическое занятие 10. Конференция на тему «Текст как объект работы редактора. Основные свойства текста».

Тема 11. Основные методические процедуры анализа и правки текста.

Лекция 11. Виды чтения в работе редактора: ознакомительное, углубленное (аналитическое), шлифовочное чтение. Виды правок: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка.

Практическое занятие 11. Конференция на темы «Виды чтения в работе редактора» и «Виды правок: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка». Выполнение упражнений.

Тема 12. Работа редактора с логической и фактической основой текста.

Лекция 12. Работа редактора с логической основой текста: единицы и процедуры логического анализа текста, законы логики в тексте, нарушение логических законов как риторический приём. Работа редактора с фактической основой текста: правила работы, уточнение, сопоставление, проверка; работа редактора с фактической основой текста: цифрой, статистикой, цитатой, таблицей.

Практическое занятие 12.

1. Конференция на тему «Работа редактора с логической и фактической основой текста».

2. Упражнения по редактированию текста с нарушенными логическими связями.

3. Конкурс команд на тему «Работа редактора с фактической основой текста: цифрой, статистикой, цитатой, таблицей».

Тема 13. Работа редактора с различными видами текста и способами изложения.

Лекция 13. Различные виды текста и способы изложения. Работа редактора с описанием, повествованием, определением, объяснением, рассуждением.

Практическое занятие 13.

1. Конференция на тему «Редактирование текстов различных видов и способов изложения».

2. Выполнение упражнений на тему «Различные виды текста и способы изложения».

Тема 14. Редактирование композиции текстов разных жанров. Основы компьютерного редактирования.

Лекция 14. Композиция текста как предмет работы редактора. Элементы композиции. Основные композиционные принципы и приёмы. Редактирование композиции текстов разных жанров. Жанр как композиционная форма. Работа редактора с текстами разных жанров. Компьютер в редактировании. Специфика редактирования теле- и радиотекстов.

Практическое занятие 14.

1. Конференция на тему «Редактирование композиции текстов разных жанров».

2. Выполнение упражнений на тему «Редактирование композиции текстов разных жанров» и «Компьютерное редактирование текста»

Тема 15. Отбор, редактирование, компоновка информации.

Лекция 15. Отбор, редактирование, компоновка информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории.

Встреча со специалистами пресс-служб и СМИ Чувашской Республики. Мастер-класс.

Практическое занятие 15.

Выполнение упражнений по отбору, редактированию, компоновке информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории.

Тема 16. Перепакетирование и ретрансляция информации.

Лекция 16. Перепакетирование и ретрансляция информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории.

Встреча со специалистами пресс-служб и СМИ Чувашской Республики. Мастер-класс.

Практическое занятие 16.

Выполнение упражнений по перепакетированию и ретрансляции информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории.

 

Образовательные технологии.

Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Аудиторные занятия основаны на лекционно-семинарской системе обучения. На каждом занятии применяются методы фронтального опроса, взаимоконтроль и взаимообучение. Особое внимание уделяется технологии проблемного обучения с использованием метода проектов (монопредметные и межпредметные, индивидуальные и групповые, информационные и исследовательские), технологии организации исследовательской деятельности (конференции, дискуссии), игровые технологии (организационно-деятельностные игры, деловые игры, ролевые игры, мозговой штурм).

Аудиторные занятия включают:

- лекции с изложением теоретического содержания курса;

- практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков анализа и редактирования текста.

Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы студентов по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины, по изучению дополнительных разделов дисциплины.

 

№ темы Вид занятия (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие) Используемые интерактивные технологии Всего часов
Тема 1. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 2. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 3. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 4. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 5. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 6. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 7. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 9. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 10. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 11. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 12. практическое занятие Конкурс команд
Тема 13. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 14. практическое занятие Конференция, электронная презентация
Тема 15. лекция Конференция, электронная презентация
Тема 16. лекция Конференция, электронная презентация

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

В составе экзаменационного билета 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание на редактирование текста.

6.1. Примерный перечень вопросов к экзамену.

Стилистика

1. Стилистика как наука, её предмет и задачи. История возникновения стилистики.

2. Основные направления современной стилистики. Методы стилистического анализа.

3. Русский литературный язык в системе русского национального языка: основные понятия

(литературный язык, территориальный диалект, социальный диалект, просторечие). Признаки литературного языка. Понятие «современный русский язык».

4. Основания функциональной дифференциации русского литературного языка. Книжно - письменная и устная формы литературного языка.

5. Основные понятия функциональной стилистики: функциональный стиль, стилеобразующие факторы, подстиль, жанр, функционально-стилевая сфера.

6. Стилистическая окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей. Канцеляризмы и речевые штампы.

7. Стилистическая норма. Стилистические ошибки, их виды.

8. Официально-деловой стиль и его особенности.

9. Научный стиль и его особенности.

10. Публицистический стиль и его особенности.

11. Язык газеты и его стилистические особенности.

12. Изменения языка и стиля современной публицистики.

13. Языковая игра и ее стилистические возможности. Прецедентные тексты.

14. Язык и стиль электронных СМИ. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов.

15. Язык и стиль рекламы.

16. Разговорный стиль. Устная публичная речь.

17. Смысловая точность речи. Поиск нужного слова. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.

18. Лексическая сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический приём и как речевая ошибка.

19. Лексическая синонимия. Типы лексических синонимов. Стилистические функции синонимов. Стилистически не оправданное употребление синонимов.

20. Лексическая антонимия. Стилистические функции антонимов. Стилистически не оправданное употребление антонимов.

21. Многозначность как сущностная характеристика слова и как стилистическое средство. Стилистически не оправданное употребление многозначных слов.

22. Омонимия и смежные с ней явления. Стилистические функции омонимов. Стилистически не оправданное употребление слов, имеющих омонимы.

23. Паронимия и парономазия, их стилистические функции. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.

24. Диалектная лексика. Диалектизмы в художественной речи. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов. Жаргонная лексика. Использование жаргонной лексики в литературном языке. Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов.

25. Термины и профессионализмы, их использование в литературном языке. Стилистически не оправданное употребление терминов и профессионализмов.

26. Устаревшие слова, их типы. Стилистические функции устаревших слов. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов. Неологизмы, их типы. Индивидуально-стилистические неологизмы в художественной и публицистической речи. Ошибки, вызванные употреблением неологизмов

27. Стилистическая классификация заимствованных слов. Заимствованные слова в художественной и публицистической речи. Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов.

28. Фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Стилистическая окраска фразеологизмов. Синонимия, антонимия, многозначность, омонимия фразеологизмов. Стилистическое использование фразеологизмов, пословиц, поговорок, «крылатых слов» в художественной и публицистической речи.

29. Стилистические приемы преобразования фразеологических единиц в художественной литературе и публицистике. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

30. Понятие фоники. Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение. Благозвучие речи. Устранение неблагозвучия речи при стилистической правке текста.

31. Стилистические приёмы усиления звуковой выразительности речи. Стилистические функции звукописи. Стилистические недочёты в звуковой организации речи.

32. Использование графики в стилистических целях.

 

Литературное редактирование

 

1. Редактирование в процессе коммуникации.

2. Текст как предмет работы редактора. Основные свойства текста.

3. Психологические и этические основы редактирования.

4. Компоненты редакторского анализа. Виды редакторского чтения.

5. Виды правки. Правка-вычитка.

6. Виды правки. Правка-сокращение.

7. Виды правки. Правка-обработка.

8. Виды правки. Правка-переделка.

9. Логические основы редактирования. Единицы и процедуры логического анализа текста.

10. Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста. Закон тождества, закон противоречия.

11. Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста. Закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

12. Работа редактора над фактическим материалом. Методы проверки фактического материала.

13. Работа редактора над фактическим материалом. Цифра как вид фактического материала и элемент текста.

14. Работа редактора над фактическим материалом. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных.

15. Работа редактора над фактическим материалом. Цитаты как вид фактического материала.

16. Композиция текста как предмет работы редактора. Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы.

17. Композиция текста как предмет работы редактора. Работа редактора с композицией текста.

18. Классификация способов изложения и видов текста. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста.

19. Повествование, его виды и признаки. Редактирование повествования.

20. Сообщение и его признаки. Редактирование сообщения.

21. Описание, его виды и признаки. Редактирование описания.

22. Информационное описание и его признаки. Обработка информационных описаний.

23. Рассуждение, его основные виды и признаки.

24. Типичные ошибки в рассуждениях. Редактирование рассуждения..

25. Определение и объяснение, их виды и признаки. Редактирование определений и объяснений.

26. Возможности компьютерного редактирования текста.

27. Редактирование рекламного текста.

28. Редактирование пресс-релиза.

29. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов.

30. Работа редактора над аппаратом научного текста (издания).

31. Отбор, редактирование, компоновка информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории.

32. Перепакетирование и ретрансляция информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории.

 

6.2. Распределение самостоятельной работы.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!