Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ



 

Исходные данные для расчета загрязнения почвы придорожной полосы автотранспортными выбросами свинца:

 

Перспективная интенсивность движения на расчетный срок по данным экономического обоснования принимается по данным таблицы 4. Темп роста интенсивности движения 5 % в год.

Средняя скорость движения транспортного потока при варианте отказа от реконструкции дороги 30,65 км/час, средняя скорость движения потока после реконструкции – 70,65 км/час.

Расчетный период эксплуатации дороги – 15,65 лет.

При отказе от строительства расчетный период эксплуатации дороги составит 7,65 лет.

Исходя из розы ветров, коэффициент =0,6065

Фоновое загрязнение - отсутствует.

Тип земель - пахота, плотность почвы - 826 кг/м3, глубина вспашки - 0,2 м.

Исходные данные о составе транспортного потока приведены в таблице 4.

 

 

Таблица 4 – Состав транспортного потока

Тип автомобилей Содержание в потоке, % Интенсив­ность, авт./сутки Тип топлива Средний эксплуата­ционный расход топлива, л/км
Легковые А-93 0,11
Малые грузовые карбюраторные 312,6 А-76 0,16
Грузовые карбюраторные 1869,1 А-76 0,33
Грузовые дизельные 1246,5 Дизельное топливо 0,34
Автобусы карбюраторные 312,6 А-76 0,37
ИТОГО      

Определить величину отложений свинца в почве в условиях реконструкции дороги III категории по нормативам I категории. Построить графики распространения загрязнения почв придорожной полосы свинцом в зависимости от расстояния от автомобильной дороги. Определить размер санитарно-защитной зоны дороги.

При работе двигателей транспортных средств образуются «условно твердые» выбросы, состоящие из аэрозольных и пылевидных частиц. В наиболее значительном количестве образуются выбросы соединений свинца и углерода (сажи); при интенсивностях движения более 30000-40000 авт./сутки существенное воздействие могут оказывать выбросы кадмия и цинка.

Выбросы соединений свинца происходят одновременно с выбросами отработавших газов при работе двигателей внутреннего сгорания автомобилей на этилированном бензине. Соединения свинца в настоящее время употребляются в качестве антидетонирующей добавки в этилированном бензине марки А-76 в количестве 0,17 г/кг и для А-93 в количестве 0,37 г/кг [10].

Считается, что около 20 % общего количества свинца разносится с газами в виде аэрозолей, 80 % выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мк и водорастворимых соединений на поверхности прилегающих к дороге земель, накапливается в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков.



Опасность накопления соединений свинца в почве обусловлена высокой доступностью его растениям и переходом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека [7].

Предельно допустимая концентрация свинца в почве по общему санитарному показателю с учетом фонового загрязнения установлена 32 мг/кг.

Оценку загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобилями следует вести на основе определенного расчетным путем уровня загрязнения поверхностного слоя почвы.

Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различном расстоянии от края проезжей части автодороги определяется по формуле [5]:

(21)

- уровень загрязнения поверхностного слоя почвы свинцом, мг/кг;

- толщина почвенного слоя, в котором распределяются выбросы свинца. Принимается на пахотных землях равной глубине вспашки 0,2-0,3 м, на остальных видах угодий (в т.ч. целине) - 0,1 м;

- плотность почвы, кг/м3;

- величина отложения свинца на поверхности земли, мг/м2 .

Величина отложения свинца на поверхности почвы определяется по формуле:

(22)

 

где - коэффициент, учитывающий расстояние от края проезжей части (принимается по таблице 3);

- коэффициент, зависящий от силы и направления ветра. Принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне к общей ее площади;

- расчетный срок эксплуатации дороги в сутках;

- фоновое загрязнение поверхности земли, мг/м2;



- мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения средней за расчетный период, мг/м´сут.

Мощность эмиссии свинца за расчетный период определяется по формуле:

(23)

где - коэффициент пересчета единиц измерения;

- коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия. Принимается по графику (рисунок 2) в зависимости от средней скорости транспортного потока;

- коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;

- коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде твердых частиц в общем объеме выбросов;

- средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) автомобилей (принимается по таблице 5 приложения 1), л/км;

- среднесуточная интенсивность движения автомобилей данного типа (марки), средняя за срок службы дороги, авт./сут;

- содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле данного типа, г/кг.

 

Таблица3- Зависимость величины от расстояния от края

проезжей части при отказе от реконструкции дороги

Расстояние от края проезжей части, м Величина при отказе от реконструкции Величина при проведении реконструкции
0,50 0,076
0,10 0,048
0,06 0,034
0,04 0,022
0,03 0,017
0,02 0,012
0,01 0,006
0,005 0,00372
0,001 0,000744
0,0002 0,00015
0,00004 0,00007

 

Рисунок 2 - Зависимость величины коэффициента « » от средней скорости

транспортного потока

 

В случаях, когда на рассматриваемой автомобильной дороге имеются участки с различными условиями движения, необходимо выделять такие участки и для каждого проводить расчет уровня загрязнения свинцом прилетающего к дороге поверхностного слоя почв (земель).

Полученные результаты расчета уровня загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на границе полосы отвода следует сопоставлять с ПДК свинца в почве по общесанитарному показателю.

При необходимости уменьшения ширины распространения загрязнения придорожной полосы свинцом следует предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы (насыпи), прокладку автомобильной дороги в выемке.

В районах, где применение этилированного бензина запрещено нормативными документами (г.г. Москва, Санкт-Петербург, некоторые другие города и курортные зоны) на автомобильных дорогах и мостовых переходах, на которых отсутствует транзитное движение, расчет выбросов свинца допускается не производить.

Ущерб от загрязнения придорожной полосы следует определять в соответствии с Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденным Минприроды России и Роскомземом РФ [10].


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!